Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма урока: урок-сказка

Класс: 5 класс

Цели урока:

повторить и обобщить изученный материал по теме;

повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках;

закрепить навык работы с орфограммами этого раздела;

уметь писать слова на изученные орфограммы;

уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний;

формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции;

воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству;

воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказка. На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.

- К какому типу сказок она относится?

- По каким законам строятся волшебные сказки?

- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы тоже встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма. Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться.

3. Путешествие по сказочному лесу

-Итак, в добрый путь!

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).

- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

Сл..зами горю не поможешь.

Риск – благ..родное дело.

В..лков бояться – в лес не х..дить.

Задание «Словарная разминка». Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова?

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.

1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик.

Взаимопроверка.

2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь. Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.

Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?

Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.

Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?

Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные.

Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)

Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)

Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей – (рюкзак)

Название дороги с твердым покрытием – (шоссе)

Коллекция засушенных растений – (гербарий)

Первый дневной прием пищи – (завтрак)

- Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?

Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова.

(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.

- Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих».

КАРТОЧКА

по теме «Буквы и, у, а после шипящих»

 

Задание 1. Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ. При затруднении используйте «Слова для справок», поставив слово в нужную форму.

Цветные __________________

Летучие ___________________

Колючие __________________

Душистые _________________

Густые ____________________

Проворные ________________

Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

Печ...ть, нач...ло, ч…до, прич...лить, песч...ный, ч…ткость, угощ...ть, ч…деса, вращ...ть, щ…ка, случ...й, площ...дь, рощ..., саранч... .

 

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ.

В глубинах океана почти нет света. Там размножаются только красные водоросли. По ж..дкому илу ковыляют десятиногие раки с длинными ч..вствительными щ..пальцами. проплывают во мраке удивительные рыбы с ш..рокими ртами. У одной совсем нет глаз. У другой глаза торчат как два телескопа.

(По М. Ильину)

 

4. Физкультурная минутка

5. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)

1. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала выполни карточку по теме «Разделительные ъ и ь».

КАРТОЧКА

по теме «Разделительные ъ и ь »

 

Задание: вставьте пропущенную букву ь или ъ.

Сер(..)ёзная опасность, об(..)единиться с друз(..)ями, взять бар(..)ер, об(..)явить благодарность, под(..)ехать к под(..)езду, нес(..)едобный гриб, обез(..)яна с(..)ёжилась, вз(..)ерошенные вороб(..)и, необ(..)ятные просторы, в(..)ются над степ(..)ю, журчание руч(..)я, с(..)есть вермишель.

 

Задание: к данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания в форме родительного падежа.

Лисий – ______________________________________________

Волчий – _____________________________________________

Заячий – _____________________________________________

Медвежий – __________________________________________

Собачий – ____________________________________________

Барсучий – ___________________________________________

Кроличий – ___________________________________________

Кошачий – ____________________________________________

 

- Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?

2. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась и решила проверить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». А вы знаете?

Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь.

С мягким знаком

Без мягкого знака

 

 

3. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич пишет предлоги с существительными.

КАРТОЧКА

по теме «Раздельное написание предлогов с именем существительным»

 

Задание: запишите сочетания слов, выбирая нужный предлог и образуя правильную форму слова. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, слитно или раздельно пишется предлог с существительным.

 

Работают (на, в) завод(..), прив(..)зти (с, из) магазин(..), приехать (с, из) Греции, поехать (на, в) Грецию, приедем (с, из) Урала, выгл(..)нул (с, из-за) угла, л(..)карство (от, для) г(..)л(..)вной бол(..), ук(..)зать (о, на) недостатк(..), г(..)ворить (о, за) дел(..).

 

4. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».

Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!

- Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА)

6. Подведение итогов урока

- Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?

7. Выставление оценок

Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.

8. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru