Оборудование: рисунки детей о весне; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”; фонограмма «Пение птиц в весеннем лесу»; индивидуальные планшеты, «волшебная палочка», толковые словари.

Цель: подготовить к написанию сочинения «Весна идёт…»

Задачи урока:

Обучающие: учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;

учить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений;

подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, творческую активность;

интерес к родному языку (к живописи, музыке, литературе);

любовь к природе, родному краю;

эстетические и нравственные чувства;

коммуникативные навыки.

Развивающие:

развивать мышление, связную речь уч-ся (устную и письменную);

развивать чувство прекрасного.

План урока:

I. Орг. момент

II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока

III. Работа над новым материалом

1. Постановка учебной задачи
2. Работа в группах. Подбор прилагательных – эпитетов, глаголов – метафор
3. Проверка (1 человек от группы)
4. Словарная работа. Работа в парах со словарями
5. Работа индивидуальная

IV. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения (15 минут).

V. Итог. Анализ работы.

V I. Рефлексия. На фоне аудиозаписи «Голоса птиц»

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Добрый день, ребята!
– Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! – А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и наши замечательные гости. Улыбнёмся и им!
– Спасибо!
– Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока

– Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна» (анимация картин живописи на тему «Весна»).

Стихотворение читает подготовленный ученик

Пришла, улыбнулась –
Затихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Оденут сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»

– Вы догадались – куда будем путешествовать? О чём на уроке будем говорить?
– Любите ли вы весну? Почему?
Я тоже люблю весну, потому что природа просыпается от долгого зимнего сна, всё вокруг оживает.
– По каким признакам можно определить, что наступила весна?
– В народе говорят: Грача увидел – весну встречай!
– А какие пословицы о весне знаете вы?
– А кто и с помощью чего передаёт красоту весенней природы? (Художники передают красоту природы весной с помощью «теплых» красок, воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты с помощью нот. А поэты и художники – с помощью слова)
– Какие произведения музыки, живописи, слова вы знаете о весне?

III. Работа над новым материалом

1. Постановка учебной задачи

– Мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского «Времена года. Апрель», познакомились с картинами художников, прослушали стихотворение о весне – все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем на некоторое время стать волшебниками.
– Хотели бы вы ими стать?
– Для этого нам необходим какой инструмент волшебника? Правильно, волшебная палочка. А на уроке русского языка что может ею стать?
– Ею сегодня у нас будет обычная авторучка.
– А как мы с вами с помощью нашей волшебной палочки можем описать красоту весенней природы?
– Так же, как поэты и писатели – с помощью слова.
– Какая же задача стоит перед нами сегодня на уроке?
Собрать материал к сочинению, написать сочинение о весне.
– Правильно, молодцы! Итак, тема урока: «Подготовка к написанию сочинения «Весна идёт…»

– Я знаю, что вы дома рисовали рисунки о весне (уже оформлена заранее экспозиция), но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
– Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, – он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, – и произойдет чудо! Нужно только это написать. Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?

2. Работа в группах. Подбор прилагательных – эпитетов, глаголов – метафор

– Сейчас мы попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) и глаголы к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными, красивыми, звучащими (работа на индивидуальных дощечках). Это пригодится вам для написания сочинения.

Работать будем в группах. Развернитесь к сидящей за вами паре (распределение по группам)

У каждой группы планшет.

Прилагательные

Существительное

Глаголы

 

весна

 

 

небо

 

 

солнце

 

 

снег

 

 

река, ручей

 

 

деревья

 

 

день

 

 

воздух

 

3. Проверка (1 человек от группы)

– Сейчас мы проверим работу ваших волшебных палочек. Первая группа представляет свою работу. Какие слова вы подобрали к предложенным именам существительным?

2 группа – одно единственное условие – если слова повторяются – вы их не называете.
3 группа –
4 группа –

Образец художественных средств:

А я подобрала такие прилагательные и глаголы:
Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял…
Небо – голубое, ясное, высокое, поднялось, расцвело
Весна – ясноглазая, раскинулась, хозяйничает
Солнце, солнышко – золотое, заворожило, пригрело
Воздух – теплый, прозрачный, душистый, навевает
Ручей – звонкоголосый, поёт, журчит, клокочет
День – звенящий, тёплый, переменчивый, разыгрался

Физминутка

– Сейчас немного отдохнем. Каждый из вас представит себя березкой.

Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.

4. Словарная работа. Работа в парах со словарями

– А сейчас перед вами листы – клише. Кто знает – что такое клише?

Задумавшись, как бы мысли вслух: а если не знаем – куда же можем обратиться? (к словарю).

Работа в парах со словарями: клише– это фраза, выражение, используемое по образцу.

– Давайте вместе произнесём это слово. На какой слог падает ударение? Чем различается правописание и ударение в данном слове?

5. Работа индивидуальная

– У вас на столах лежат листы, где записаны предложения – клише.

Запишите предложения, используя подходящие по смыслу слова в скобках, заполните пропуски.

Клише на листах для каждого (для повторения композиции сочинения).

С земли еще не сошел снег, а в сердце уже__________весна.

Земля мерзлая, грязь со снегом _______ под ногами, но как кругом всё чудесно!

Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ , и лучи его, играя и улыбаясь,________________ в лужах вместе с воробьями.

Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ .

Деревья еще не распустились, но уже живут и ____________.

Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ природу.

Проверка: Посмотрите на слайд и сравните свои предложения с предложенными мною.

Эти предложения вы можете использовать при написании собственного сочинения. Чтобы его грамотно написать, соблюдайте композицию. Из каких частей состоит текст? О чём напишете во вступлении? Основной части? Заключении?

IV. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения (15 мин.)

V. Итог. Анализ работы

– Есть желающие прочитать свое сочинение? Мы рады будем их послушать.
Желающие зачитывают свои работы.
– Спасибо, сочинения получились яркими, неповторимыми, каждый постарался раскрыть тему прихода весны. Хочется, чтобы у вас появилось желание продолжить создание творческих работ и о лете, и об осени, и о зиме. А работы ваши мы, как всегда, помещаем в школьной газете.

VI. Рефлексия. На фоне музыки «Голоса птиц»

– Сейчас каждый из вас скажет о наших впечатлениях от урока. Я начну – Мне урок понравился, потому что вы активно работали. А тебе? Продолжаем, передавая волшебную палочку друг другу.

– Спасибо вам за урок!

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru