Цели:

Сформировать понятие предложения, грамматической основы предложения, интонации конца предложения;

развивать устную и письменную связную речь;

прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: презентация урока, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
себе и другу.

(Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения.)

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

Учитель:

Сегодня, ребята, мы с девочкой и ее другом отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете в сказочное королевство. А как называется королевство, вы должны угадать. Для этого вы должны разгадать ребус, и вы получите название королевства. (Ребята разгадывают ребус.) Итак, как называется королевство? Предложение. Правильно.

Открываем тетради, запишем число, классная работа. И вот мы летим в это королевство. Прилетели. А чем мы будем заниматься в этом королевстве? (Дети рассматривают королевство и ставят задачи урока.)

III. Изучение нового материала. Проблемное объяснение нового материала и закрепление.

Учитель:

Ребята, посмотрите. Это королевство состоит из нескольких замков.

Первый замок, куда мы с вами заглянем, называется “Составь предложение”.

Ребята, а что такое предложение?

Из чего оно состоит?

Для чего нужны предложения? (Ответы детей.)

Из окна замка девочка со своим другом увидели такую картину. Ребята, составьте из этого набора слов предложения и поставьте в конце предложения знаки препинания. (Ребята работают у интерактивной доски.)

Что получилось из этих предложений? (Получился текст.)

Как соединены предложения в тексте? (Ответы детей.

А теперь нам с нашими друзьями пора в другой замок – “Грамматическая основа”.

А вы знаете, что такое грамматическая основа? (Ответы детей.)

Правильно, это подлежащее и сказуемое.

А как вы думаете, они нужны в предложении? Зачем? (Ответы детей.)

Перед вами предложения, где нужно найти грамматическую основу и подчеркнуть. (Ребята работают у интерактивной доски и в тетрадях.)

Всегда ли в предложении есть и подлежащее .и сказуемое? (Нет.) А найдите основу и в ваших записанных предложениях. Молодцы!

Девочка с другом говорят, что устали. Давайте вместе с ними отдохнем и сделаем физкультминутку.

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
“Только ДА, и только НЕТ!”–
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.

Для начала мы соберем БОЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе, (дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)).

На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Наши друзья отдохнули и готовы путешествовать дальше. Следующий наш замок “Знаки препинания”.

Какие же знаки препинания могут стоять в конце предложения, об этом вам расскажут сами знаки препинания. (Сценку исполнят дети.)

– Знаки препинания (хором):

В речи письменной, друзья,
Ставьте знаки препинания!

Точка:

–Ты сообщенье записал –
Поставь скорее точку!
И не смотри, что я мала,
Ведь я помощница твоя.
За мной на карте города:
Москва, Кувшиново и Тверь,
Я так важна, уж ты поверь!

Вопросительный знак:

Я, ребята, знак вопроса,
Изогнулся весь в дугу –
Тяжела вопроса ноша:
Что? Зачем? И почему?
Как спросить что соберетесь –
Без меня не обойдетесь!

Восклицательный знак:

– Я везде, где радость
И где восхищенье,
Хочешь чувства подчеркнуть?!
Меня поставить не забудь!

А теперь, ребята, давайте придумаем предложения с этими знаками предложения. (Устно ребята составляют предложения.)

Молодцы!

Остается еще один замок, куда и поспешим мы с нашими друзьями – “Дом книги”.

В этом доме огромное количество книг и учебников. Есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в “Дом книги”, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники и находим упр.141,142. Внимательно прочитайте задания к упражнениям и выполняйте письменно в тетрадях. (Кто-то выполняет у доски, а остальные – в тетрадях.)

Итог урока. (Рефлексия деятельности.)

Путешествие по королевству “Предложение подходит к концу. Понравилось вам путешествовать?

Что нового вы узнали? (Ответы обучающихся.)

Закрепим наши знания дома, выполнив упр.143 и прочитав параграф 28.

А теперь мы вместе с нашими друзьями попрощаемся с королевством.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика