Цели урока:
Обучающая: познакомить с деепричастием; научить находить деепричастие в тексте и отличать от наречия.
Развивающая: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, привитие исследовательской способности.
Воспитательная: способствовать формированию эстетического вкуса, совершенному владению речью.
ХОД УРОКА
I. Блиц-опрос по теме «Причастие» (опрос подготовил 1 ученик, используя интерактивную доску. Можно подготовить презентацию, используя ИКТ)
Вопросы к блиц-опросу.
1. Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки:
а) глагола
б) наречия и глагола
в) прилагательного
г) глагола и прилагательного
2. Какие признаки имеет причастие:
а) время (настоящее и прошедшее)
б) время (будущее)
в) вид
г) возвратную форму
3. Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он
а) обособляется
б) не обособляется
4. Укажите слова с Н:
а) завороже..ый
б) завороже..
в) уложе..ый
5. Укажите слова с НН:
а) жаре..ный картофель
б) картофель пожаре..
в) жаре..ый в масле картфель
6. Причастие с зависимыми словами образуют …
7. Не с полными причастиями пишем раздельно, если при причастии есть …
8. Не с краткими причастиями пишем раздельно …
9. Укажите слово (или слова), где не пишем слитно:
а) дом (не) отремонтирован
б) (не) отремонтированный еще дом
в) (не) отремонтированный дом
II. Работа по теме урока
Учитель. В одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец. Оно тщательно замаскировалось под другие, очень нами уважаемые части речи. Но его принадлежность к таковым вызывает сомнение. Для того чтобы выяснить подлинную сущность слова-незнакомца, для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца требуются знатоки.
Успех расследования зависит от того, как внимательно будет сделан анализ всех характерных признаков слова. А для этого нужно:
1) выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи или это тщательная маскировка;
2) определить степень «родства» с каждой их них и функции, которые выполняет слово-незнакомец;
3) на основе этих данных при помощи «фоторобота» установить личность незнакомца.
Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!
Запишите число и тему урока. Хочу обратить ваше внимание на то, что пропущенное слово в теме мы запишем в конце урока, когда определим личность незнакомого слова.
Первое, что нужно сделать, обнаружить незнакомца. Для этого нужно разобрать предложения, записанные на доске, по членам предложения.
(Четыре ученика у доски разбирают предложения, остальные внимательно слушают и определяют, правильно или неправильно выполнено задание)
Веселый ветерок расплетает косички белоствольных берез.
Веселящийся ветерок расплетает косички белоствольных берез.
Веселится ветерок, расплетает косички белоствольных берез.
Резво веселясь, расплетает ветерок косички белоствольных берез.
Теперь следует выписать в тетради однокоренные слова и обозначить корень; определить, к какой части речи относится каждое из них.
(На экране появляется запись, после того как ребята уже справились с этим заданием)
веселый – веселящийся – веселится – веселясь
Какое слово не смогли определить?
Его мы оставим, как говорится, на потом. А сейчас выполним следующие задания.
Как образовано слово «веселящийся»?
Какое это причастие? Докажите. Образуйте другие формы этого причастия.
Определите признаки первых трех слов. Задание будете выполнять в группах. А для сообщения итогов выберите одного ученика.
Далее при помощи таблиц, которые вы видите на доске, определите признаки слова-незнакомца.
Как образовано это слово?
(После ответа ребят высветить на экране или на интерактивной доске запись: весел+я+сь).
Следующий этап работы – работа с текстом.
Д.ревья по-разному уходят на зимний п.кой. (Не)истово кричит, весь п.лыхая ж.лтым пламенем, могучий дуб. Кр.вавит(?)ся осина. Гордо, не желая ра.стават(?)ся с зеленью, пр.нимает смертный час жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивает(?)ся под т.жестью ягод рябина.
Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно пр.нимает свою судьбу. Она и к к.нчине излучает свет и радость людям.
Прежде чем начать искать слова-незнакомцы сделаем анализ текста, восстановить его, объясним орфограммы.
Ну а теперь найдите слова-незнакомцы, определите, как они образованы.
Здесь хочу снова обратить ваше внимание на то, что слово неизменяемое, а значит у него нет и не может быть окончания.
Полный отчет о результатах следствия сделает …
(Ученик или ученица должны под чутким руководством учителя заранее подготовить сообщение. На интерактивной доске появляется примерно такая запись: слово-незнакомец не маскируется под глагол или наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: вид, время, может быть возвратным или невозвратным (как глаголы); не изменятся, а в предложении является обстоятельством (как наречие). Оно является, на мой взгляд, более близким «родственником» глагола, так как образуется от глагольной основы, и дальним «родственником» наречия.)
Вернемся к началу урока, к четвертому предложению. Поставим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения. Какой это член предложения? А если это обстоятельство, как мы его подчеркнем?
Вот и определены все признаки слова-незнакомца. Они заложены в компьютер. Посмотрим, что у нас получилось.
(На экране появляется запись, а затем «фоторобот»).
Спасибо! Ваши данные заложены в ЭВМ. Получите фоторобот! |
Ну и как называется слово-незнакомец?
Пришла пора записать недостающее в теме слово.
Теперь обратимся к учебнику. Что же написано о деепричастие в учебнике?
Выполним упражнение 159 устно. Надо определить, какие выделенные слова обозначают основное действие, а какие добавочное?
Упражнение 160 тоже выполним устно. Здесь следует ответить на вопрос, почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше.
А упражнение 161 выполним письменно. Нужно списать предложения, исправляя ошибки в употреблении деепричастий. Для того чтобы правильно его выполнить, запомните, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.
Осталось сделать только вывод.
(Кто-то из учеников, а затем и учитель подводят итог следствия.)
Домашнее задание: выпишите из учебника литературы пять-шесть предложений с деепричастиями, подчеркните их.