Тип урока: повторение сведений, полученных в 5 классе.

Цели урока:

Образовательные:

обобщение знаний по теме;

дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;

развитие умения высказываться на лингвистическую тему;

развитие навыков анализа текста;

обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

развитие умения монологического высказывания; групповая работа, где каждый ученик может продемонстрировать свои возможности;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);

прививать коммуникативные навыки;

развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;

развивать уважение и любовь к родному языку.

Межпредметные связи: литература.

Дидактический материал: толковые словари, тетради.

Необходимое оборудование: учебники, доска, компьютер, проектор.

Оформление доски: презентация.

Программа обучения: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 кл.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Учащиеся записывают по памяти заученное наизусть высказывание И.С.Тургенева о языке.

III. Слово учителя. Работа с текстом. (5 мин.)

– Ребята! Перед вами текст. Я буду читать, вы внимательно следите за моим чтением.

– Подготовьтесь к выразительному чтению.

– Вставьте пропущенные буквы. Какие виды орфограмм встретились в тексте. Сформулируйте правила.

Давным-давно ещё в Каменном веке, жил да был один человек. Был он ч…ловек п…рвобытный, жил в пещере и н…сил очень мало …дежд. Ни читать, ни писать он (не) умел — да и (не) хотелось ему ни читать, ни писать, — и, покуда он был сыт, он был счастлив. Звали его Тегумай Бопсулай, а это значит: Ч…ловек-ноги-которого-никогда-не-спешат, но мы, милый мальчик, будем называть его просто Тегумай, чтобы было короче. У него была жена, и знали её Тешумай Тевиндро, а это значит: Женщина-которая-задает-слишом-много-вопросов, но мы, милый мальчик, будем звать её просто Тешумай, чтобы было короче. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, но я буду называть её просто Таффи. Тегумай Бопсулай очень любил её, и мама очень любила её, и они шлёпали её гораздо реже, чем нужно, и все трое были довольны и счастливы.

– Откуда взят данный отрывок? Как он связан с предыдущей темой урока?

– Этот текст поможет нам в усвоении материала урока.

IV. Повторение изученного в 5 кл. Тренировочные упражнения (15 мин.)

Упражнение на развитие зрительной памяти, зрительной моторной перцепции.

Прочитайте три зашифрованных слова, и вы поймёте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Подсказка: надо зачеркнуть все одинаковые буквы в первом слове, все чётные во втором, все нечётные – в третьем.

БФЯОВНЯЕБТВИКА.
ГЬРЯАБФЕИБКЖА.
ТОМРВФБОЗЭТПАИМЯ.

Вопросы для повторения. 

1. Что такое фонетика? (Ответы учащихся) 
(Раздел науки и о языке, изучающий звуки, слоги и ударения.) 
2. Какие звуки вам известны? (Ответы учащихся) 
(Гласные и согласные.) 
3. На какие группы делятся согласные звуки? (Ответы учащихся) 
(Твердые и мягкие, звонкие и глухие.) 
4. Что такое ударение? (Ответы учащихся.) (Выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.) 
5. Что такое слог? (Ответы учащихся.) 
(Один гласный звук или несколько звуков, которые произносятся вместе.) 
6. Что подразумевается в науке о языке под графикой? (Ответы учащихся.) 
(Совокупность знаков, с помощью которых речь может быть зафиксирована письменно.) 
7. Какие графические средства вам известны? (Ответы учащихся.) 
(Буквы, дефис, пробел и знаки препинания.) 
8. Что такое орфоэпия? (Ответы учащихся.) 
(Совокупность правил произношения звуков и их сочетаний, а также постановки ударений.) 

Итак, фонетика – это целое государство необъятного материка под названием “Русский язык”. Давайте посмотрим, кто больше подберёт слов с корнем – -фон-.

Ответы: граммофон, патефон магнитофон, телефон и т.д.

Фон, фонема – это звук. Из фонем составляют слова. Слова состоят из букв. Сколько их в русском алфавите?

Ответ учеников.

Как располагаются буквы?

Ответ учеников.

– Ребята! Посмотрите на доску. Там записаны названия стран (разделов Русского языка). Расположите их в алфавитном порядке.

На доске: Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Пунктуация. Синтаксис. Морфемика. Лексика. Грамматика.

Устные ответы учеников.

ИГРА “Кто быстрее?” (Работа со словарём).

– Найдите в орфографическом словаре данные на доске слова и запишите их правильно. На какую орфограмму эти слова?

На доске: ч…ловек, п…щера, …дежда, ш…лунья..

Все звуки-фонемы делятся на две большие группы. Какие?

– Сколько их?

– Как вы думаете, если бы поспорили гласные и согласные о том, кто из них главнее, кто бы победил?

Ответы учеников.

– Сколько в слове может быть слогов? Разделите следующие слова на слоги.

Работа проводится устно. Учитель называет слово, ученики отвечают.

– Давно, ещё, каменный, человек, первобытный, пещера, носить, одежда, счастливый, дочка.

Ответы учеников.

Разминка.

При помощи жестов ребята изображают лиц той или иной профессии. (2 мин.)

Я – купец,
А я – писец,
Я – красавица девица,
Я – портниха – мастерица,
Я – артист,
А я – циркач,
В округе я – лучший врач.
Акробат я хоть куда  –
Пригодимся вам всегда!
Славен труд у нас любой,
Кем же будем мы с тобой?

Работа с учебником.

А теперь вспомним правила переноса. Исправьте ошибки. Какие правила нарушены?

На доске: По-ддержал, каменн-ый, нос-ил, чит-ать, писа-ть,  

Один ученик работает у доски, делит вертикальными линиями слова на слоги.

Ребята! Запишите 3-4 слова с правильным делением на слоги.

Ученики выполняют задание.

Вспомните, пожалуйста, по каким признакам характеризуются согласные звуки, а гласные?

Ответы учеников.

Дополните дроби.

На доске:

 


 

Какими звуками различаются слова суд– суть, мол– мел? Что происходит с согласными в абсолютном конце слова? Назовите ещё позиции, в которых происходит то же самое (перед глухими озвончаются).

– Выполним фонетический разбор выделенных слов текста, с которым мы работали в начале урока: 1 вариант – у него, любил; 2 вариант – все, счастливы. Вспомним, каков порядок фонетического разбор, открыв учебники на стр. 4. Взаимопроверка.

– Сейчас я вам буду читать слова, а вы слушайте внимательно и записывайте только те слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Выборочный диктант.

Счастливый, ещё, девочка, мальчик, чтобы, милый, жена. (После записи проверяем).

Сценка. Разыгрывают заранее подготовленные ученики. (Элементы малой драматизации.)

Задание. Внимательно посмотрите сценку. Запишите в тетради ответ на вопрос: Кто такие Кирилл и Мефодий?

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. – А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

Мефодий. – Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. – А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. – Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. – Как это? Вот я возьму и напишу “дом”.

Мефодий. – А “я живу в доме” ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) – Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. – Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. – Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.  

Ученик. 

Прошли годы. Братья выросли Кирилл и Мефодий, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

Проверка задания. Те, кто не справился с заданием, записывают предложение со слайда. Объяснение орфограмм.

Работа с текстом. (5 мин.)

Задание.

– Какое слово выделено в тексте?

– Что оно обозначает?

О том, как в древности учились писать, нам рассказали древнерусские школьные "тетрадки", найденные в Новгороде во время археологических раскопок. Правда, тетрадки эти не похожи на наши с вами. Мы уже знаем, что в Древней Руси писали на пергаменте. Но пергамент был дорогим материалом, и для школьных занятий его, конечно, не использовали. Найденные археологами "тетрадки" — это донышко от старого берестяного туеска, полоски и кусочки бересты, на которых острым инструментом процарапаны буквы. На одном из кусочков бересты мы видим кириллический алфавит, нацарапанный неумелой рукой (см. рис. 1):

 


Рис. 1. Кириллический алфавит

Как видите, он заметно отличается от того алфавита, которому нас учат в школе. Кроме того, некоторые буквы пропущены — ученик ещё не твёрдо знал азбуку. На донышке туеска — тоже алфавит, но более полный, без пропусков, а за алфавитом следует целое упражнение. Мальчик, живший в середине XIII века, выписывает слоги: "ба, ва, га..." и так до "ща", затем: "бе, ве, ге...". Места на бересте хватило только чтобы дойти до слога "си". Но мы уже и так поняли, что Онфим — на обороте мальчик процарапал рисунок и написал своё имя — учится выписывать слоги. Археологи нашли на бересте несколько рисунков Онфима вперемежку со школьными упражнениями (см. рис. 2).

 


Рис. 2. Рисунки Онфима.

Глядя на неумелые каракули, понимаешь, сколько бересты нужно было содрать с несчастных берёз, чтобы научить писать хотя бы одного мальчика.

Ответы учащихся.

Запишем слово береста в орфоэпические словарики, дополним свои записи словами из упр.5, стр.5. Произносите их всегда правильно.

(Скворечник, яичница, алфавит, сантиметр, музей, конечно, скучно, нарочно, чтобы…)

V. Закрепление материала. (7 мин.)

– Какие разделы русского языка мы сегодня с вами вспомнили? Запишите в свои рабочие тетради.

– На какие группы делятся гласные? Согласные?

– Какие вы знаете шипящие согласные?

– Как на письме изображается звук [j]?

– Когда вместо звонких согласных произносятся парные им глухие, а когда вместо глухих – парные им звонкие?

– Кто такие Кирилл и Мефодий?

VI. Подведение итогов урока. Вспомним “Светофор”! (3 мин.)

– Вы рисуете смайлик красного цвета, если материал вам непонятен; желтого, если понятен частично; зеленый, если вы всё поняли.

VII. Домашнее задание (2 мин.):

В рабочей тетради записан текст. Выполните задание к нему.

Это – великое открытие, и придет день, когда люди наз…вут его умением писать. Покуда вместо писем мы будем посылать друг другу к…ртинки, а в к…ртинках – вы сами видели – не всегда можно разобраться как следует. Иногда выходит самая дикая пута(н, нн)ица. Но придет время, о дитя тегумайского племени, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас уже не будет ошибок.

Задания

Вы познакомились с двумя отрывками из произведения Р.Киплинга “Как было написано первое письмо”. Что вы узнали из первого отрывка? А что из второго?

О каком же великом открытии идёт речь? (Прочитать об этом вы сможете, если прочитаете рассказ полностью.)

Вставьте пропущенные буквы. С какими видами орфограмм вы встретились.

Выполните фонетический разбор слова друг.

Выучите слова, записанные в словарики.

Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

Этапы урока

Коррекционно-развивающая работа

I. Организационный момент

Создание благоприятной атмосферы.

II.  Проверка домашнего задания.

Развитие памяти, выработка орфографической зоркости.

III Слово учителя. Работа с текстом.

Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового восприятия.
Выразительное чтение.
Отработка орфографических навыков.
Развитие орфографической зоркости.

IV. Повторение изученного в 5 кл. Тренировочные упражнения.

Самоцелеполагание: (ответы 2-3 учащихся по опорным словам)

я понял, что сегодня на уроке мы будем говорить о разделах русского языка – фонетике, графике и орфоэпии;

я хочу вспомнить, как правильно выполнять фонетический разбор, писать грамотно, подчиняясь правилам, говорить, соблюдая орфоэпические нормы.

Развитие орфографической зоркости, зрительного восприятия.
Упражнение на развитие зрительной памяти, зрительной моторной перцепции.
Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие слухового восприятия.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, психо-эмоциональной сферы.
Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Развитие устной связной речи.
Развитие  творческих способностей.
Коррекционно-развивающее упражнение с элементами малой драматизации с целью переключения, снятия напряжения, предупреждения переутомления.
Развитие коммуникативных речевых функций, облегчающих работу над грамматическим оформлением речи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Воспитание бережного отношения к слову.

V. Закрепление материала

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Актуализация словаря.
Коррекция нарушений письменной речи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

VI. Итог урока

Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Развитие умений и навыков адекватной самооценки своей деятельности (дети дают оценку своей деятельности при помощи “Светофора”).
Актуализация словарного запаса.
Развитие устно связной речи.
Воспитание самостоятельности принятия решения.
Формирование устойчивой и адекватной самооценки. Развитие осмысленности усвоения материала.

VII. Домашнее задание

Развитие эмоционально-личностной сферы.
Уяснение домашнего задания с каждым учеником.
Использование межпредметных связей, направленных на развитие мышления.
Развитие устной и письменной речи.
Расширение представлений об окружающем мире.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru