Ученики получают “Маршрутные листы” с указанием маршрута следования по станциям, где их ждут инструкторы с заданиями. Класс поделен на секторы с табличками “Станция 1”, “Станция 2”, “Станция 3”. В “Маршрутных листах” они выставляют себе оценки за теоретические знания и практические умения. Если ученик не смог выполнить какое-либо задание, он может быть допущен “условно” до следующей станции, но обязан вернуться на ту станцию, где не получил нужных баллов.

По окончании движения все участники под руководством своих инструкторов проходят ктп (Контрольно-тестовый пункт). В конце урока инструкторы отмечают наиболее типичные ошибки в ответах учеников. Роль учителя – консультировать инструкторов.

Станция 1

А. Расскажите, каков алгоритм определения спряжения глаголов.

Б. Поставьте глаголы во 2-м лице единственного числа, выделяя окончания и определяя спряжение глаголов.

Мчусь, терплю, строю, смотрю, борюсь, клею, пилю, брожу, стелю, щекочу, гоню, трепещу, молю, мелю, сею, надеюсь, ненавижу, услышу, намажу, кашляю, брею, пишу.

Пашу, еду, спорю, колю, жалуюсь, прячусь, успокою, усвою, задержусь, рою, машу, брежу, прогоню, ловлю.

ПК (Проверочная карточка)

А. Вначале надо поставить глаголы в начальную форму. Затем вспомнить слова-исключения, так как они относятся ко 2-му спряжению. А во 2-м спряжении в окончании пишется буква и, во множественном числе 3-го лица – -ат, -ят.

Б.

Мчишься, терпишь, строишь, смотришь, борешься, клеишь, пилишь, бродишь, стелешь, щекочешь, гонишь, трепещешь, молишь, мелешь, сеешь, надеешься, ненавидишь, услышишь, намажешь, кашляешь, бреешь, пишешь.

Пашешь, едешь, споришь, колешь, жалуешься, прячешься, успокоишь, усвоишь, задержишься, роешь, машешь, бредишь, прогонишь, ловишь.

Станция 2

А. Как определить спряжение глаголов с приставками? Например, глагола выгнать?

Б. Спишите глаголы, определяя их спряжения и указывая верные окончания.

Выпиш_шь, выбер_м, они выстрел_т, высп_тесь, вытащ_шь, выгон_шь, высид_шь, он вылеч_т, он выреж_т, выстро_м, он выгон_т, вызов_шь, вытерп_м, выжив_шь, высуш_м, догон_шь, вырв_м, выль_шь, он выброс_т, он вывед_т, выкорм_шь, выскаж_шь, он выполн_т, вымо_шь, он выгор_т, выглад_м, выпеч_шь.

ПК

А. Чтобы определить спряжение глагола с приставкой, нужно убрать приставку и определить спряжение бесприставочного глагола. Например, вылетим: убираем приставку, получаем глагол летим. Ударное окончание – -им, значит, глагол относится ко 2-му спряжению. Выпустим: убираем окончание, получаем глагол пустим, окончание безударное, значит, ставим глагол в начальную форму – пустить. Глагол на -ить относится ко 2-му спряжению.

Выпишешь, выберем, они выстрелят, выспитесь, вытащишь, выгонишь, высидишь, он вылечит, он вырежет, выстроим, он выгонит, вызовешь, вытерпим, выживешь, высушим, догонишь, вырвем, выльешь, он выбросит, он выведет, выкормишь, выскажешь, он выполнит, вымоешь, он выгорит, выгладим, выпечешь.

Станция 3

А. Как правильно образовать от инфинитива настоящее время глагола? От какого глагола нельзя образовать настоящего времени? Почему?

Б. Образуйте от инфинитива глаголы 2-го лица ед. числа настоящего или будущего времени, укажите спряжение и выделите окончания глаголов.

Уменьшить, уменьшать, заметить, замечать, бл_стать, бл_стеть, выкипеть, выкипать, загадать, загадывать, проверять, проверить, отпиливать, отпилить, срубать, срубить, исправлять, исправить, пустить, пускать, переступить, переступать.

ПК

А. Чтобы образовать настоящее время от инфинитива, необходимо вначале определить вид глагола. От глаголов совершенного вида нельзя образовать глаголы настоящего времени, так как этот вид указывает на завершенность действия. А глаголы настоящего времени обозначают действие незавершенное.

Б. Уменьшить (сов. в.) – уменьшишь; уменьшать (несов. в.) – уменьшаешь; заметить (сов. в.) – заметишь; замечать (несов. в.) – замечаешь; блистать (несов. в.) – блистаешь; блестеть (несов. в.) – блестишь; выкипеть (сов. в.) – выкипишь; выкипать (несов. в.) – выкипаешь; загадать (сов. в.) – загадаешь; загадывать (несов. в.) – загадываешь; проверять (несов. в.) – проверяешь, проверить (сов. в.) – проверишь; отпиливать (несов. в.) – отпиливаешь; отпилить (сов. в.) – отпилишь; срубать (несов. в.) – срубаешь; срубить (сов. в.) – срубишь; исправлять (несов. в.) – исправляешь; исправить (сов. в.) – исправишь; пустить (сов. в.) – пустишь; пускать (несов. в.) – пускаешь; переступить (сов. в.) – переступишь; переступать (несов. в.) – переступаешь.

КТП

I. 1. В каких словах в окончании пишется буква е?

а) Смотр_шь; б) верт_м; в) леч_шь; г) игра_шь.

2. В каких словах в окончании пишется буква ю?

а) Они кле_т; б) они бор_тся; в) они буд_т; г) они плат_т.

3. В каких словах в окончании пишется буква у?

а) Они оконч_т; б) они морщ_т; в) они отыщ_т; г) они тащ_т.

4. В каких словах в окончании пишется буква и?

а) Она обид_т; б) хоч_шь; в) бре_шь; г) стел_м.

5. В каких словах в окончании пишется буква я?

а) Они гон_т; б) они се_т; в) они ропщ_т; г) они муч_т.

6. В каких словах в окончании пишется буква а?

а) Они ищ_т; б) они моч_т; в) они клич_т; г) они колыш_т.

II. В каком ряду во всех словах следует писать букву е?

а) Зыбл_тся; колыш_м, наполн_те, накро_шься;

б) уваж_м, перемел_тся, пожина_шь, терп_т;

в) ропщ_т, мокн_шь, вышл_шь, вытр_шь;

г) но_шь, узна_шь, трон_шь, свет_шь.

III. В каких рядах во всех словах следует писать букву и?

а) Обува_шь, дыш_шь, готов_шься, нос_шь;

б) наточ_м, отмер_шь, ненавид_шь, отмеря_шь;

в) выруч_шь, выхват_шь, встрет_шься, перестел_т;

г) подстав_шь, держ_м, упомн_шь, назнач_те.

IV. Найдите слова с ошибкой; исправьте их.

1. а) насторожется, б) заберешься, в) скроешься, г) разлетается;

2. а) дышит, б) встретишь, в) увидит, г) стелит;

3. а) мелют, б) пудрят, в) бреют, г) лаят;

4. а) водятся, б) находят, в) надеятся, г) вертят.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика