Цели:

обучающая – систематизировать изученное об имени существительном;

развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость;

воспитательная – прививать интерес и любовь к родному языку.

Предварительная подготовка:

– нарисовать карту страны “Имя существительное” (индивидуальное задание);

– сочинить четверостишия (индивидуальное задание);

– подготовиться к словарному диктанту;

– повторить правила, изученные в теме “Имя существительное”;

– подобрать имена существительные женского и мужского рода, различающиеся только лексически.

Оборудование. Медиапроектор, диск с материалами для урока, карта-схема страны “Имя существительное”.

ХОД УРОКА

1. Отправная точка путешествия – диктант из словарных слов, изученных в теме “Имя существительное”. Кто правильно пишет слова, тот приближается к финишу.

Слова из диктанта заранее записаны на диск. Ученики вставляют пропущенные буквы. Текст проецируется на экран.

2. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. (Самопроверка)

Учитель проецирует на экран слова с выделенными красным шрифтом буквами, написанными на месте пропусков.

3. Мост в страну “Имя существительное”. Тест.

Тест проецируется на экран. Ученики отвечают на вопросы теста.

Задание. Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному.

а) Обозначает признак предмета;

б) изменяется по падежам;

в) изменяется по лицам;

г) не изменяется по родам;

д) в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством;

е) отвечает на вопросы кто?, что?;

ж) в большинстве случаев изменяется по числам.

4. Веселый привал.

1) Закрепление практических навыков по подбору пар существительных женского и мужского рода.

1-й вариант называет слово, 2-й – соответствующее ему слово.

(Нужно отметить существительные, в которых различия между мужским и женским родом выражаются только лексически.)

Первому варианту было дано предварительное задание – подобрать слова.

Пример: мужчина – женщина, учитель – учительница, ученик – ученица, девочка – мальчик. Названия животных: баран – овца, лев – львица, петух – курица.

2) Поиск существительных общего рода в художественных текстах.

На экран проецируются тексты. Ученики называют существительные общего рода после прочтения текста.

*

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!”. А падчерица как ни угождает – ничем не угодит, все не так, все худо. (“Морозко”)

*

Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, которые бога не боятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Маленькой осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили, на свет божий не пустили, работою заморили. (“Крошечка-Хаврошечка”)

*

Увидя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку… (Басня И.С. Крылова “Волк на псарне”)

– Приведите свои примеры существительных общего рода. (Егоза, ровня, невежа, неряха, недотрога, неженка, лакомка, плакса, грязнуля, сластена, копуша, тихоня, самоучка.)

5. Тропа знаний. Ущелье “Множественное число”.

Задание. Запишите названия игр, отрезков времени и географические названия, употребляя существительные, имеющие формы только множественного числа.

Названия игр

Названия отрезков времени

Географические названия

Шахматы,
кегли,
шашки,
прятки,
жмурки,
городки,
горелки,
пятнашки

Сутки,
сумерки,
будни,
каникулы

Альпы,
Карпаты,
Кордильеры,
Горки,
Сукиничи

6. Препятствие. Проверочная работа. (Тестирование)

– Справиться с этим препятствием вам помогут ответы на вопросы.

• Когда у существительных в единственном числе пишется окончание -и, а когда -е?

• В чем особенность правописания падежных окончаний существительных типа задание, планетарий, армия?

• Когда пишется ь после шипящих в существительных?

Тест № 1. Вставьте буквы. Найдите “третье лишнее” и подчеркните его.

а) В сара_, в беседк_, в санатори_;

б) о рощ_, о наводнени_, о парт_;

в) к стройк_, к алле_, к матер_;

г) на крыш_, на пастбищ_, на атресол_.

Тест № 2. Отметьте номера строк, в которых все существительные пишутся с ь.

а) Туч_, луч_, мыш_, рож_;

б) тиш_, брош_, доч_, суш_;

в) печ_, полноч_, задач_, калач_;

г) дрож_, ноч_, гуаш_, теч_.

7. Самопроверка. На экран проецируются ответы. Учитель отвечает на вопросы учеников.

8. Горы. Пик “Ударение”.

Задание. Прочитайте рифмованные куплеты, не называя слова, приведенные в неправильной форме, которые часто произносят с ошибками.

Тo'рты ешь, торты не надо –
В них ни складу и ни ладу.
Если ты не грамотей –
Обойдешься без сластей.

Цветы растут в саду у Светы.
Цвета в альбом ей дарит лето.

Коль в маршрутке нет местов –
Будь пешком ходить готов.
Ну а если нету мест,
Жди, пока не надоест.

В воскресенье инженеры
Торопились на премьеры,
Ну а кто инженера –
Вновь учиться им пора.

Если нет у вас делов –
Двойка вам без лишних слов.
У кого же нету дел –
Тот без дела не сидел.

9. Привал “У костра”.

– На привале мы располагаемся группами. Ваша задача – назвать существительные, употребляющиеся: а) только в единственном, б) только во множественном, в) в единственном и во множественном числах.

На экран проецируются картинки (фотографии) на тему “В магазине”. Ученики называют изображенные на них предметы.

1-я группа. В молочном отделе: молоко, кефир, сливки, какао, кофе, сырки, яйца, сметана, масло, сыр.

2-я группа. В бакалейном отделе: макароны, лапша, вермишель, пшено, рис, овсянка, дрожжи.

3-я группа. В гастрономическом отделе: грудинка, колбаса, окорок, консервы.

4-я группа. В овощном отделе: огурцы, капуста, картофель, грибы, консервы.

10. Поляна рассказов. Творческая работа по картине В.Г. Перова “Тройка”.

Задания

1) Назовите собственные и нарицательные имена существительные, а также имена существительные, употребляющиеся только в единственном или только во множественном числе.

(Мытищи, Коломна, Крым, Яуза)

(Сумерки, салазки, люди, вода, холод, лохмотья, дыхание, горе, тяжесть, тоска, грусть, бедность, здоровье.)

Существительные на доску записаны заранее. (Метод скрытой доски.)

2) Подберите эпитеты к названным существительным.

Стужа (лютая), дети (измученные), бочка (громадная), труд (непосильный), горе (безысходное), одежонка (ветхая), ветер (пронизывающий), детство (тяжелое, безрадостное).

3) Составьте рассказ по картине. Кто первый составил рассказ, тот первым пришел удачно к привалу “Оценка” и готов испытать себя в последнем задании.

Пример сочинения.

Зима. Спускаются сумерки. По снежной улице трое детей везут на салазках громадную бочку с водой. Они согнулись от непосильного труда и холода. Лохмотья не защищают их тела от пронизывающего ветра. Он захватывает дыхание. Детей ничто не интересует, даже верный друг Шарик. От безысходного горя и тяжести груза их лица стали бледными. Детство этих детей тяжелое, безрадостное. Бедность, побои, голод отняли у детей радость и здоровье.

11. Привал “Оценка”. Подведение итогов путешествия.

Домашнее задание. Подыщите стихотворные тексты к репродукциям с картин известных художников, близкие по содержанию к теме картины или же раскрывающие ее содержание. Найдите в стихотворениях существительные, определите их падеж, род, число, склонение. Например, к картине художника Шишкина “Рожь” подойдет стихотворение А.Фета “Зреет рожь”. Над одним текстом могут работать двое учеников. По результатам выполненных заданий составляется альбом.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика