Задачи урока:
– выявить синтаксическое значение однородных членов;
– углубить представления об интонационном и союзном соединении однородных членов предложения;
– установить особенности перечислительной интонации;
– выяснить роль пояснительных слов при однородных членах;
– установить различие между однородными членами предложения и повторяемыми словами;
– выявить возможность наличия нескольких рядов однородных членов в предложении;
– определить варианты грамматического выражения однородных членов предложения.
Лингвистические термины и понятия: однородные члены предложения, соподчинение, интонация перечисления, сочинительная связь, союзное соединение, грамматическое выражение однородных членов предложения (одинаковое и неодинаковое).
Методические приемы: наблюдение, лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, составление схем синтаксических связей, установление закономерностей, обобщение, формулировка выводов.
Примечание. Предложения и тексты для анализа, размноженные для каждого учащегося, взяты из произведений К.Г. Паустовского.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний об однородных членах предложения.
1. Синтаксический разбор предложения.
– Лесной край простирался вокруг в сумраке ночи.
2. Прочитайте это предложение в авторском варианте.
– Лесной край простирался вокруг в сумраке ночи, в запахе прели и мокрой листвы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ, в непрерывном мерцании неба.
• Кратко охарактеризуйте особенности орфографии.
• Сопоставьте первое и второе предложения. В чем их синтаксическое отличие друг от друга?
• Составьте схему синтаксических связей второго предложения. (В свое время данный методический ход был предложен Л.В. Петрановской, см. «Русский язык» № 32 за 1996 год, статья «Синтаксические связи: разберемся вручную». Напомню его суть. Все самостоятельные слова предложения нумеруются, затем записываются в виде «дерева»: вверху – грамматическая основа, на втором и следующих ниже «этажах» – все зависимые от подлежащего и сказуемого, а также от других членов предложения слова. «Крона» иногда получается достаточно ветвистая, как и в данном случае.)
• Попытайтесь сформулировать определение однородных членов предложения.
2. Лингвистическая задача № 1. Из данных предложений выпишите однородные члены, укажите признаки, характерные для них.
Образец
Лесничего смущала подчеркнутая вежливость попутчиков, их пижамы, разговоры о курортной жизни. – Вежливость, пижамы, разговоры – это однородные подлежащие, отвечают на вопрос что?, взаимосвязаны с глаголом смущала, между собой связаны сочинительной (равноправной) связью с помощью интонации перечисления. (Обратите внимание! Какова особенность согласования в числе сказуемого и однородных подлежащих?)
• Снег таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
• Казалось, что земля уходит в глухие туманы, темень, стужу.
• Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг.
– Почему лингвисты говорят, что однородные члены связаны связью соподчинения? Приведите свои примеры для доказательства их соподчиненности.
– Только ли перечислительной интонацией могут быть связаны однородные члены?
3. Волшебный квадрат. В данных предложениях найдите однородные члены, связанные сочинительными союзами, и впишите их в квадрат.
• Оттого, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло.
• Корни берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы.
• Гайдар не взял компаса, сказал, что найдет обратную дорогу по солнцу, и ушел.
• Мы не остались ночевать на «острове», а пошли мшарами в сторону «материка» – лесистого берега болота.
• Листья белокрыльника немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы.
• Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.
• Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздались визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой.
• Цвет Черного озера особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин.
• По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой.
• Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.
Эталон
тихо и тепло |
берез и ольхи |
сказал и ушел |
не остались ночевать, а пошли |
дыхание и |
въехали и готовились пристать |
тявканье и вой |
желтые и |
берез и осин |
4. Прочитайте вслух предложения из задания 2. Как произносятся однородные члены предложения? В случае затруднения прочитайте теоретический материал на стр. 150. (Для коллег, не имеющих учебников Панова, процитирую этот материал: «При интонации перечисления весь ряд равноправных слов произносится в одном тоне, на одном уровне, без повышения и понижения, каждое слово равным по силе ударением, между словами выдерживается пауза».)
5. Сравните однородные члены в первом и шестом предложениях из задания 3. Какие из них имеют пояснительные слова, а какие нет? Приведите из этого же задания подобные примеры (то есть «одиночные» однородные члены и с пояснительными словами).
6. Лингвистический эксперимент. Попытайтесь на месте пропусков вставить подходящие, на ваш взгляд, пояснительные слова к однородным членам.
В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел (где?) ________________________ и удил (кого?) ______________. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся (чем?) ________________________________, вытащил (откуда?) _________________ толстого очумелого окуня и похлопал (кого?) ____________ по жирному боку – похвастался (чем?) __________________.
(До каких пор?) ___________________ мы удили вместе, жевали (что?) _______________________ и (как?) _______________________ разговаривали о недавнем лесном пожаре.
• Какую роль играют пояснительные слова при однородных членах? Какие дополнительные значения вносят они в предложение?
Текст-эталон
В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней. На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей.
До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.
7. Самостоятельное знакомство с информацией учебника о повторяемых словах (стр.151).
• С какой целью могут повторяться слова в предложении?
• Почему повторяемые слова нельзя считать однородными членами предложения?
• Определите роль повторяемого слова в предложении В страшной черноте все вспыхивала и вспыхивала в блеске молний одна и та же белая сухая береза.
8. Лингвистическая задача № 2. В данных предложениях подчеркните однородные члены, определите способы их грамматического выражения.
• Все вещи показались теперь Вермелю притихшими и одинокими.
• Лейтенант Луговой всегда был подтянут, всегда начеку и старался говорить только интересные вещи.
• Птица старая, очень злая, не любит и бьет детей.
• Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то пачку переводных картинок. (Сколько рядов однородных членов в этом предложении?)
• Среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных.
• Вечером девушки вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях, смуглые, золотоволосые.
• Но не в этих травах и цветах, не в кряжистых вязах и шелестящих ракитах была заключена главная прелесть этих мест.
• Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную и почти белую.
• В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая.
• Кот противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.
• Грыз Мурзик молча и долго.
• Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
– Занесите в таблицу выводы о некоторых особенностях грамматического выражения однородных членов предложения.
подлежащее |
сказуемое |
определение |
дополнение |
обстоятельство |
|
|
|
|
|
9. Итог урока. Сравните свой нынешний уровень знаний об однородных членах предложения с уровнем пятого класса.
10. Домашнее задание. Оформите материал об однородных членах в виде опорного конспекта.