Цели:

Образовательная

Познакомить учеников с изобразительными возможностями причастий. Продолжать учить комплексному анализу текста, расширяя представления о богатстве русского языка.

Развивающая

Продолжать развивать навыки комплексного анализа текста (с точки зрения художественно-литературных особенностей и особенностей разделов русского языка). Совершенствовать умение находить связи между разделами, умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста.

Воспитательные

Воспитывать интерес и уважение к родному языку и его богатствам, желание пользоваться средствами его выразительности, потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной истории и мастерству поэта, потребность в их изучении.

ХОД УРОКА

1. На доске записано стихотворение Б.Тёдерса «Пуля», которое записывается учениками в тетрадь; при этом комментируются орфограммы и пунктограммы, известные детям.

ПУЛЯ

На ладони от глины оттертая
Девятиграммовая,
Мертвая,
Пуля – давняя, заржавевшая,
Над виском моим просвистевшая.
За душой моей приходившая...
Не сумевшая – не убившая.
Пулеметная, бронебойная,
Перелетная – не убойная...
Пролетевшая, не попавшая,
Пацана – меня проморгавшая...
Погребенная, ржой покрытая.
Непрощенная,
Незабытая...

2. Основная часть.

– Итак, мы с вами будем разбирать лирический художественный текст-описание. Для этого определим основную цель рода лирики. (Раскрыть мысли, чувства, настроения лирического героя.)

– Исходя из данных текста можем ли мы сказать что-нибудь о личности героя? (Этот человек воевал молодым (пацана – меня проморгавшая), теперь видит пулю и вспоминает боевое прошлое.)

– Какое настроение и какие мысли им владеют? Какими художественно-выразительными средствами они передаются? (Лирический герой с печалью, тревогой и радостью одновременно смотрит на пулю и размышляет о прошлом и настоящем. Он использует эпитеты (давняя, заржавевшая, девятиграммовая), метафоры (мертвая пуля, погребенная), олицетворения (за душой моей приходившая, не сумевшая – не убившая).)

– Какие части речи преобладают в тексте и почему? (В тексте преобладают прилагательные и причастия, потому что этот текст – художественное описание.)

– Сравните количественное содержание в тексте прилагательных и причастий. (Причастия: оттертая, заржавевшая, просвистевшая, приходившая, не сумевшая, не убившая, пролетевшая, не попавшая, проморгавшая, погребенная, покрытая, непрощенная, незабытая. Прилагательные: девятиграммовая, мертвая, давняя, пулеметная, бронебойная, не убойная.)

– Почему причастия используются поэтом чаще? Ответьте на вопрос, подумав, в чем схожи и чем различаются причастия и прилагательные? (И те, и другие обозначают признак, но причастие – связанный с действием, а прилагательное – признак, характеризующий предмет, пуля с лирическим героем («пацаном» и взрослым) – действующее лицо и предмет описания в тексте.)

– Рассмотрим лексическое значение некоторых эпитетов и метафор. Что позволяет многим эпитетам быть в то же время метафорами? (Переносное лексическое значение.)

Далее учитель и дети анализируют текст.

От глины оттертая – лирический герой нашел старую пулю, заржавевшую, погребенную в земле;
девятиграммовая – стандартный вес пули;
мертвая – безопасная, когда-то несшая равнодушно смерть;
пулеметная – был пулемет, а не просто автомат или пистолет;
бронебойная – способная пробить броню;
перелетная – перелетела, не попав в цель;
не убойная – не убившая. Убой – это уничтожение скота. Война – место, где рядовые люди часто становятся пушечным мясом, война убивает в людях человеческое и пробуждает звериные инстинкты.
Проморгавшая – олицетворяя ставшую безопасной пулю, рассказчик торжествует над смертью и радуется жизни;
непрощенная, незабытая – лирический герой призывает будущие поколения помнить об отдавших жизнь за Родину.

– Выясним грамматические признаки причастий. (Это причастия прошедшего времени – лирический герой рассказывает о том, что уже было. Действительные причастия (приходившая, не убившая) – о действующей самостоятельно пуле и страдательные – когда лирический герой производит с нею действия (оттертая) или говорит о своем отношении к ней (непрощенная, незабытая).)

– Кем не прощена пуля? Почему? (Пуля не прощена лирическим героем, поскольку она не унесла его жизнь лишь случайно, но многие погибли. Рассказчик заявляет, что нужно о войне помнить. Наверное, для того, чтобы это не повторилось.)

3. Заключительная часть.

– Согласны ли вы с лирическим героем и почему?

Дети высказывают свою точку зрения.
Учитель приводит слова старшины Васькова из книги Б.Васильева «А зори здесь тихие...» о том, что убивший одну из героинь фашист одновременно лишил возможности появиться на свет ее детям и внукам, перерезав ниточку жизни Сони Гурвич.

– Перекликаются ли эти слова с нашим стихотворением?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что война – совсем не естественное для общества и человека состояние, потому что погибают люди, часто в расцвете лет, их детей и внуков тоже никогда не будет.

– Что помогает поэту донести до нас мысль о пагубности войны? (Мастерски отобранные художественно-выразительные средства, которые здесь представлены преимущественно причастиями.)

– Таким образом, мастерство поэта состоит в умелом и точном отборе художественно-выразительных средств, среди которых немаловажное место занимают причастия, с их помощью ярко и живо передается образ в соотношении с действием. Умело пользоваться ими следует и нам.

Далее учитель предлагает детям самим выразительно прочитать текст, предварительно обсудив интонационные акценты, связанные со знаками препинания и логическими ударениями.

Домашнее задание. Подберите эпитеты и метафоры, которые могли бы выразить отношение рассказчика к победе, до которой ему посчастливилось дожить.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru