I. Слово учителя.

Друзья! Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы был успех на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил (правила написаны на доске):

– слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и реагировать,
– оценивать.

Работа в группах

II. Орфографическая разминка:

1. Назовите основной закон русского письма.

2. Действует ли он в словах:

уд_вительный, выр_с, _бежать, по тропинк_, бел_зна, п_ехал?

III. Объявляется тема урока.

Пролог к постановке задачи. (Мозговой штурм.) Опросник у каждой группы на столах. По одному вопросу (по часовой стрелке: «a – b – g – d») группы задают вопросы друг другу. (Согласие/несогласие.)

1. Что такое лексика?
2. Как называется раздел лингвистики, изучающий лексику?
3. Основная лексическая единица языка?
4. Какие два значения имеет слово?
5. Что такое лексическое значение слова? Каким другим словом это можно назвать?
6. Что такое полисемия?
7. Как называется лексическое значение слова в сильной позиции f при его позиционном чередовании?
8. Как называется лексическое значение в слабых позициях?
9. Что такое образное значение слова?
10. Какая взаимосвязь существует между периферийным значением слова, образным значением и метафорой?
11. Что такое синонимы?
12. Что такое антонимы?

IV. Постановка учебной задачи.

Учитель. Существует ли семантическая связь между синонимами? (Да, т.к. синонимы выражают одно и то же лексическое значение разными словами.)

– Существует ли семантическая связь между антонимами? (Да, их семантическая связь заключается в полной противоположности их лексических значений.)

– Есть ли еще какие-либо группы слов, между которыми тоже существует смысловая связь? (Дети догадываются, что есть, т.к. эти группы заявлены в формулировке темы урока.)

V. Нахождение способов решения задачи «Что такое лексико-семантические группы?».

1. Работа в группах с карточками.

Задание. Найдите для данных слов общее слово с таким лексическим значением, которое объединяет слова в одну группу.

карточка № 2

Арбуз, яблоко, груша, огурец, слива (плоды)

карточка № 2

Легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание, фигурное катание (виды спорта)

карточка № 3

Старуха Шапокляк, крокодил Гена, почтальон Печкин, Винни Пух (герои мультфильмов)

карточка № 4

Фортепиано, гитара, аккордеон, гусли, флейта, скрипка (музыкальные инструменты)

Учитель. Можно ли в каждой группе одним словом объединить все ваши слова?

Работа со словом соподчиненность.

На доске:

 

(Значение совместности, сообщества.)

– Каким словом можно назвать подчиненность нескольких слов одному и тому же? (Соподчиненность.)

– Чем связаны слова в каждом из ваших рядов? (Соподчиненностью.)

– Соподчиненность чему? (Общему слову.)

– Как вы, по-видимому, догадались, перед нами лексико-семантические группы слов.

Какой способ решения задачи мы нашли? Над чем нужно подумать, чтобы выяснить, является ли группа слов лексико-семантической? (Нужно подумать, наблюдается ли соподчиненность всех слов ряда одному общему слову.)

VI. Отработка способа решения задачи.

1. Запишите лексико-семантические группы слов с общим родовым признаком:

одежда
передвигаться
цвет предмета
качество выполнения работы.

2. Игра «Третье лишнее».

Яблоки, груша, огурцы;
весело, высоко, грустно;
Москва, Россия, Украина;
розы, пшеница, гладиолусы;
квадратный, круглый, красивый.

3. В упражнении из учебника устно определите лексико-семантическую группу.

VII. Выводы, обобщения.

Что такое лексико-семантические группы?

(Слова, связанные семантической соподчиненностью, значение которых обобщается одним словом, образуют лексико-семантическую группу.)

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика