Цель:

выявить языковые и композиционные особенности данного текста.

 

 

ХОД УРОКА

1. Словарно-лексическая работа.

Марево – 1) оптическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых предметов (= мираж); 2) теплые испарения от земли в жаркую погоду, дымка, туман.

Гряда – 1) вытянутая в длину возвышенность; 2) полоса, ряд однородных предметов.

2. Вопросы и задания классу по тексту:

1) Какова идея данного текста?

– Передать красоту храма на озере Кубенском;
– передать авторское восприятие увиденного;
– осуждение разрушения памятников зодчества в советскую эпоху.

2) Определите стиль речи.

3) Определите тип речи.

3. Коллективное составление плана.

1) Рассвет на озере.
2) Парящий в воздухе храм (описание, восприятие автора).
3) Сказочность храма и обыденность округи.
4) Спас-камень – храм!
5) История дива. Сооружение храма.
6) Осталась одна колоколенка.
7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.

4. Анализ текста. Комментарий по пунктам плана. Работа с опорными словами.

1) Рассвет на озере.

Первая часть текста построена таким образом, что каждое последующее предложение объясняет предыдущее.

Туман пал --> не видать бела света --> не заметил, как поднялось солнце --> описание озера.

Какие еще речевые особенности вы заметили в этой части?

Туман пал.

Пал и упал – в чем различие? (Меньше временное пространство; характерно более для литературного стиля, чем нейтральное упал.)

Приведите примеры выражений, где еще используется данное слово. (Пал смертью храбрых, пал ниц – высокий стиль.)

Не видать берегов, не видать бела света.

Объясните повтор (усиливается описание; подчеркивается неожиданность появления храма).

(Не видать бела света – не видно ничего --> разговорный оттенок выражения.)

2) Парящий в воздухе храм.

Мы с вами чувствуем и ждем немедленного описания величия храма, и вдруг такое необычное сравнение с игрушкой из папье-маше. Каково значение этого слова? (Папье-маше – твердое вещество из бумажной ткани, смешанное с клеем, гипсом и т.д.)
Попробуйте объяснить суть такого сравнения. Пока поставим себе вопрос. Может быть, мы сможем ответить на него позже.
Составим цепочку из опорных слов, характеризующих описание храма (начальное восприятие):
Парящий храм (эпитет) --> легкая игрушка --> подпрыгивал --> туманы покачивали (метафора).

3) Величие храма и обыденность округи.

Что передает разницу в описании храма и местности, окружающей его?

Образы словесные (щетка лесов, заводская труба);

уменьшительно-ласкательный суффикс (крыши домишек);

построение этой части текста (соединение предложений разных стилей).

Объясните назначение повтора союза и в последнем предложении этой части. (А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.) Благодаря повторяющемуся союзу и, соединяющему части сложносочиненной конструкции, увеличиваются временные рамки, вместе с этим возрастает эффект восприятия изображенной картины.

4) Спас-камень – храм!

Оцепенение завороженного автора не проходит, хотя храм зрительно уже «опустился на лед, утвердился». Какие слова обозначающие действия, передают это состояние?
(Пригрезилось, молча указал, молвил – это тоже восприятие автора; далее говорится, что товарищ пробубнил, – сравните этот глагол с глаголом молвил.)
Пробубнил историю этого дива – объясните такую реакцию собеседника.
А чем же был удивлен рассказчик, что его так тронуло?

5) Передайте историю храма.

6) Описание варварского разрушения храма в 30-е годы построено также на соединении различных, противопоставленных стилей.

Литературный

сотворяли

Разговорный

1) неполные предложения
2) «...груда, и только»
3) колоколенка (уменьшительно-ласкательный суффикс
4) нынче

Объясните, почему в конце части автор ставит многоточие. (Ему больше не хочется говорить об этом, он возвращается к описанию красоты храма.)

7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.

Особенности текста:

1) метафора озеро распеленалось (озеро сравнивается с младенцем:
озеро-дитя --> вспомните сравнение храм – игрушка из папье-маше в начале текста);

2) сравнение (храм – белый, словно бы хрустальный);

3) повтор (Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете).

5. Домашнее задание.

Напишите о своем впечатлении от этого рассказа.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика