Цель:
выявить языковые и композиционные особенности данного текста.
ХОД УРОКА
1. Словарно-лексическая работа.
Марево – 1) оптическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых предметов (= мираж); 2) теплые испарения от земли в жаркую погоду, дымка, туман.
Гряда – 1) вытянутая в длину возвышенность; 2) полоса, ряд однородных предметов.
2. Вопросы и задания классу по тексту:
1) Какова идея данного текста?
– Передать красоту храма на озере Кубенском;
– передать авторское восприятие увиденного;
– осуждение разрушения памятников зодчества в советскую эпоху.
2) Определите стиль речи.
3) Определите тип речи.
3. Коллективное составление плана.
1) Рассвет на озере.
2) Парящий в воздухе храм (описание, восприятие автора).
3) Сказочность храма и обыденность округи.
4) Спас-камень – храм!
5) История дива. Сооружение храма.
6) Осталась одна колоколенка.
7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.
4. Анализ текста. Комментарий по пунктам плана. Работа с опорными словами.
1) Рассвет на озере.
Первая часть текста построена таким образом, что каждое последующее предложение объясняет предыдущее.
Туман пал --> не видать бела света --> не заметил, как поднялось солнце --> описание озера.
Какие еще речевые особенности вы заметили в этой части?
Туман пал.
Пал и упал – в чем различие? (Меньше временное пространство; характерно более для литературного стиля, чем нейтральное упал.)
Приведите примеры выражений, где еще используется данное слово. (Пал смертью храбрых, пал ниц – высокий стиль.)
Не видать берегов, не видать бела света.
Объясните повтор (усиливается описание; подчеркивается неожиданность появления храма).
(Не видать бела света – не видно ничего --> разговорный оттенок выражения.)
2) Парящий в воздухе храм.
Мы с вами чувствуем и ждем немедленного описания величия храма, и вдруг такое необычное сравнение с игрушкой из папье-маше. Каково значение этого слова? (Папье-маше – твердое вещество из бумажной ткани, смешанное с клеем, гипсом и т.д.)
Попробуйте объяснить суть такого сравнения. Пока поставим себе вопрос. Может быть, мы сможем ответить на него позже.
Составим цепочку из опорных слов, характеризующих описание храма (начальное восприятие):
Парящий храм (эпитет) --> легкая игрушка --> подпрыгивал --> туманы покачивали (метафора).
3) Величие храма и обыденность округи.
Что передает разницу в описании храма и местности, окружающей его?
Образы словесные (щетка лесов, заводская труба);
уменьшительно-ласкательный суффикс (крыши домишек);
построение этой части текста (соединение предложений разных стилей).
Объясните назначение повтора союза и в последнем предложении этой части. (А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.) Благодаря повторяющемуся союзу и, соединяющему части сложносочиненной конструкции, увеличиваются временные рамки, вместе с этим возрастает эффект восприятия изображенной картины.
4) Спас-камень – храм!
Оцепенение завороженного автора не проходит, хотя храм зрительно уже «опустился на лед, утвердился». Какие слова обозначающие действия, передают это состояние?
(Пригрезилось, молча указал, молвил – это тоже восприятие автора; далее говорится, что товарищ пробубнил, – сравните этот глагол с глаголом молвил.)
Пробубнил историю этого дива – объясните такую реакцию собеседника.
А чем же был удивлен рассказчик, что его так тронуло?
5) Передайте историю храма.
6) Описание варварского разрушения храма в 30-е годы построено также на соединении различных, противопоставленных стилей.
Литературный сотворяли |
Разговорный 1) неполные предложения |
Объясните, почему в конце части автор ставит многоточие. (Ему больше не хочется говорить об этом, он возвращается к описанию красоты храма.)
7) Чудо, созданное руками и умом человеческим.
Особенности текста: 1) метафора озеро распеленалось (озеро сравнивается с младенцем: 2) сравнение (храм – белый, словно бы хрустальный); 3) повтор (Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете). |
5. Домашнее задание.
Напишите о своем впечатлении от этого рассказа.