Цель урока: развитие связной устной и письменной речи; повторение стилей речи, известных пятиклассникам к концу учебного года; развитие эстетических чувств; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: классная доска, цветные мелки, кассета с записью (Ф.Шопен. Капли дождя), магнитофон, поощрительные жетоны в виде тучки (оценка – «5») и капельки (оценка – «4»), нарисованное на ватмане облако.

ХОД УРОКА

Подготовка урока

По краям доски развешиваются детские рисунки на тему «Дождь». Посередине доски записаны глаголы:

идет, шумит, шуршит по листьям, капает, моросит, накрапывает, льет (льет как из ведра), хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита.

Запись закрывается нарисованной на ватмане тучей. Вверху рисуется солнце, сбоку – радуга, из тучи идет дождь.

I. Беседа с классом.

– О чем мы сегодня будем вести разговор? Отгадайте загадку:

Меня часто просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (Дождь)

– Произнесите слово дождь тихо и погромче. С какими представлениями связано у вас слово дождь? Какие мысли, чувства возникают, когда вы слышите или произносите это слово?

– Послушайте музыку Ф.Шопена «Капли дождя», подумайте, каким композитор представлял себе дождь, когда писал музыку. Попробуйте сами придумать другое название этому музыкальному произведению.

– Конечно, вам случалось попадать под дождь. Вспомните стихи о дожде.

Вдруг застал нас дождик
Вдалеке от дома.
Мы спешили скрыться под мохнатой елью.
Не было конца тут страху и веселью.

(Ф.Тютчев)

Послушайте еще отрывки из стихотворений разных поэтов. Известных поэтов.

Проплясал, проплакал дождь весенний.
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых.

(С.Есенин)

На земле – дождик и слякоть.
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

(А.Блок)

Вопросы: Кто внимательно слушал?

О дожде какого времени года говорится в этих стихотворениях?

Внимательно послушайте еще одно стихотворение.

ДОЖДЬ

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
Вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.
И глядит луч из седых туч в зеркала луж –
Как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить,
Приложи к ним световой луч, миллион линз,
Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как
Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.
Но прошел дождь и ушел в лес громыхать гром,
И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом.

(С.Кирсанов)

Давайте сначала объясним некоторые слова.

Грунт – почва, земля (из 4 значений по словарю С.И. Ожегова выбираем это).

Эдем – синоним слова рай.

Вопросы: 1. О каком дожде говорится в стихотворении С.Кирсанова? Про какой дождь говорят грибной?

2. В тексте есть прямое обращение к грибному дождю? О чем просят дождь?

3. Как вы понимаете строчку

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить?

4. Еще раз прочитаем последнюю строчку стихотворения С.Кирсанова: И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом. Кто скажет, почему сказано про дом в слезах весь?

II. Самостоятельная работа.

Задание 1. Подберите определения-прилагательные к слову дождь.

Запишем в тетради художественные определения (эпитеты) и просто определения: летний, весенний, осенний, сильный, мелкий – крупный, ливень, спорый, частый – редкий, проливной, затяжной, обложной, как из ведра, холодный – теплый, короткий, небольшой, кратковременный, несильный, моросящий, изморось.

Задание 2. Подберите глаголы к слову дождь (последующая запись в тетради).

Задание 3. Подберите синонимы к слову дождь. Они сделают речь более точной и разнообразной.

Записываем в тетради: ливень, дождик, дождичек, изморось. Вспомним, что в предложении слово дождь можно заменить местоимением он.

III. Стили речи.

Устно. Если бы можно было представить дождь в виде человека, каким был бы весенний, летний и осенний дождь?
В каких стилях вы описывали дождь? (Художественный и разговорный.)
Чем они отличаются друг от друга?

Давайте вспомним, в чем особенность научного стиля? Прочитаем о дожде в энциклопедическом словаре.

Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.

IV. Письменная работа.

Напишите сочинение-миниатюру (можно в стихах или в виде загадки).

1-й ряд. Весенний дождь за моим окном.

2-й ряд. Осенний дождь в моем саду (в моем дворе).

3-й ряд. Летний дождь во время прогулки.

В своем сочинении используйте определения, эпитеты, синонимы и глаголы, которые уже записаны в тетради и которые вы видите на доске. Согласны ли вы, что к описанию грустного дождя подходят глаголы шуршит, шелестит, струится, капает.
Сами эти слова уже передают звуки дождя (несколько раз полушепотом произносится каждое слово). А если вы захотите передать чувство радости? Тогда это будут глаголы барабанит, пляшет и др.

Заслушиваются работы всех желающих прочитать свое сочинение.

V. Домашнее задание.

Тема «Дождь» очень широкая. Предложите примеры узкой темы («Дождь в осеннем лесу», «Утренний дождь»).
Мы с вами помним, что каждое слово в теме очень важно. Сравните две темы: «Дождливое утро» и «Утренний дождь».
О чем нужно рассказывать в первой теме?
О чем – во второй?

VI. Подведение итогов урока.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика