Упражнения по теме «Средства художественной выразительности: риторическое обращение, эпитет»
Вариант 1.
Задание №1 Выпишите номера предложений, в которых использовано риторическое обращение.
Клён ты мой опавший,
Клён заледенелый!
Что стоишь, согнувшись,
Под метелью белой? (С.Есенин)
Ох, лето красное!
Любил бы я тебя… (А.Пушкин)
Рассказала Даша и про ягоды, и про плавание. Дедушка туча-тучей, она его успокаивает:
-Дедушка, всё ведь хорошо кончилось. Даже лодка нашлась. (В.Бахревский)
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно… (Ф.Тютчев)
Соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
–Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать. (А.Солженицын)
Какими шелками расшила тебя, Алтай, щедрая природа-мать! (Пермитин Е.)
–Дай же отряхнуться, папаша, -говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, -я тебя всего запачкаю… (Тургенев И.)
Задание №2. Из данных словосочетаний выписать словосочетания с эпитетами.
Чистая душа, узкая тропинка, длинный забор, липовая аллея, румяная заря, большой дом, мрачный дом, весенний дождь, холодная мгла, весёлый малыш, стеклянные лужи, зелёная скамейка.
Задание №3. В отрывке найдите и определите известные вам средства художественной выразительности.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
(А.С.Пушкин. Туча)
При повторении теоретических понятий, связанных с изобразительно-выразительными средствами можно провести следующие виды работы:
Задание №1. Вспомните, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
Соотнесите термины и их определения.
1. ЭПИТЕТ -
2. СРАВНЕНИЕ -
3. МЕТАФОРА -
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -
А. Изображение неодушевлѐнных предметов как одушевлѐнных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Б. Художественное, поэтическое определение, подчѐркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
Г. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
Самопроверка выполнения задания: 1 – Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – А.
Задание№2 Терминологический диктант. (Учитель читает определения, ученики записывают в столбик названия изобразительно-выразительных средств). Данный диктант для учеников 10-11 класса.
1. Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм ). Твой ум – глубок, как море, твой дух – высок, как горы. (В.Брюсов.)
2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчѐркивания какого-либо явления, признака и т. п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
3. Обратный порядок слов (Инверсия). Игривый ветер гоняет листву.
4. Художественное преуменьшение (Литота). В двух шагах отсюда.
5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).
6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение). Живой как жизнь.
7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).
8. Скрытая насмешка (Ирония).
9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы ). Не считай недруга овцой – считай волком.
10. Противопоставление, приѐм контраста (Антитеза). Ты прозаик, я поэт (А. Пушкин)
Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА.
Задние №3 Самостоятельная работа. 11 класс
Класс делится на две группы. Каждой группе выдаются сформулированные задания, необходимые справочные материалы по теме. Задача учащихся - провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать вывод о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности и их роли. Защита работы.
План анализа текста.
1. Выразительное чтение.
2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы
текста).
3. Анализ изобразительно-выразительных средств. (Найти и охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств)
4. Выражение своего отношения к тексту.
Текст №1. (пояснение-в скобках даны ответы)
1) Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только
древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2) Его почти 257-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4) Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). (Тема текста: О величии, о славе, о значимости МГУ)
Текст №2.
1) Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса (метафора). 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, (эпитет) этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины (метафора) и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом, была - Россия, и что только eѐ душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.
3.На этапе изучения изобразительных средств предлагаю следующие виды работы (5-6 класс).
Задание № 1. Определить вид тропа по алгоритму (некоторые примеры алгоритмов прилагаются)
Алгоритм определения эпитета:
ПРОЧНАЯ ПЕЧАЛЬ
↓
печаль(какая?)
↓
это нереально
↓
придает некое новое значение
или смысловой оттенок
↓
ЭПИТЕТ
Алгоритм определения литоты:
ВАШ ШПИЦ НЕ БОЛЕЕ НАПЕРСТКА
↓
не более наперстка
↓
шпиц
↓
это нереально
↓
переносное значение
↓
преуменьшение величины
↓
ЛИТОТА
Алгоритм определения сравнения:
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ
БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ,СНЕГ ЛЕЖИТ
↓
великолепными коврами
↓
снег лежит
↓
это нереально
↓
переносное значение
↓
сопоставляется с другими предметами
↓
СРАВНЕНИЕ
Работу выполняем поэтапно
Этапы |
Определить вид тропа по алгоритму. |
1 коллективно |
1. Лошадь величиной с кошку 2. Жизнь человека — один миг 3. Волны вставали горами 4. Мальчик-с-пальчик Царь зверей 6. Испанский гранд, как вор, Ждет ночи 7. Тучка золотая 8. Золотое кольцо 9. Как пахарь, битва отдыхает 10. Реки крови |
2 полусамостоятельно |
11. Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить
12. Солнце русской поэзии 13. Море слёз 14. Милый север 15. Далекий север 16. Дорога вьется лентой. 17. Целое море мотыльков |
3 самостоятельно |
18. Мы не виделись уже сто лет! 19. Природа как беззаботное дитя 20. Талии, никак не толще бутылочной шейки 21. Мужичок с ноготок 22. Вечные снега 23. Лохматые тучи 24. Лохматый мальчик 25. Петра творенье |