Специфика литературы как учебного предмета активизации речевого развития учащихся Обедненность собственной речи не позволяет читателю-школьнику почувствовать своеобразие авторской мысли.
Развитие речи на уроках литературы непосредственно связано с анализом художественного произведения. Оно ведется в 2-х направлениях:
1) систематическое обогащение словаря учащихся образами, изобразительно-выразительными средствами, теоретико-литературной терминологией,
2) обучение созданию связных высказываний разных видов и жанров.
Принципы для обучения развитию речи.
1. Взаимопроникновение воспитательного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников.
2. Органичная взаимосвязь уроков по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе.
3. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих деятельность учащихся на уроках литературы.
4. Соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятености учащихся в начальных, средних и старших классах.
5. Практическое направление работы по развитию речи.
6. Систематический характер работы по совершенствованию речи школьников.
7. Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории, ИЗО и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.
8. Развитие устной речи
Развитие устной речи осуществляется на уроках литературы как в средних, так и в старших классах. 3 последовательных этапа формирования речевой деятельности.
1. Зрительно-слуховой: установление эмоционального контакта с собеседником. Учащиеся наблюдают, учатся слушать монологическую речь учителя, сравнивать, сопоставлять чужие высказывания.
2. Этап непосредственного общения. Цель: формирование умения отвечать на вопросы, вести диалог, обмениваться мыслями, мнениями.
Приемы:
-развернутые ответы на проблемные вопросы, пересказы, устное рисование, составление сценария,
-объяснения значения слова, подбор синонимов,
-в каких жизненных ситуациях вы бы применили подобное выражение,
-придумайте контекст к данному слову или выражению.
3. Этап самопознания и самоанализа. Цель: обучение навыкам монологического высказывания. Этому способствуют приемы:
-развернутый ответ на вопрос,
-высказывание на заданную тему в определенном жанре.
На данном этапе важно обучить учащихся построению высказывания.
В средних классах диалогические умения формируются с помощью следующих приемов.
1. Формулирование вопросов.
2. Игры( кто правильно сформулирует вопрос, составить вопросы для кроссворда).
3. Устная работа с репродукциями и иллюстрациями.
В старших классах основное внимание уделяется активизации речевой деятености. Например, с помощью словарно- фразеологической работы. (Сравнение портрета Печорина и Базарова).
Речевая деятельность школьников нуждается в постоянном стимулировании в виде устных монологов, выступлений. Виды монологических выступлений на уроках литературы.
1.Репродуктивные (пересказ).
2. Продуктивные (доклад, художественный пересказ, публицистические выступления).
Речевая ситуация - один из эффективных стимулов, побуждающих учащихся к говорению. Леонов выделил несколько видов РС:
-учебно-дидактическая (проблемная),
-гипотетическая (представьте, что вы журналист),
-фантастическая(представьте, что вы старая дверная ручка).
Требования к РС. Она должна быть интересна учащимся, должна быть направлена на речевое развитие, разрешение ее должно углубляться ЗУ по литературе, она должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, должна учитывать особенности литературного произведения.