ВАРИАНТ 1

 

I.Выполните задания к тексту.

 

1.Вода разошлась еще полней, умножившись в воды, ее слепой могучий разлив вызывал неопределенно-зыбкое, словно миражное чувство удивления и растерянности. 2.С глухим гулом возилась волна, едва намекая на скрытую внутри силу, по волнам ходили яркие блики падающего солнца, в холодном ветреном мареве дробились берега. 3.Далеко справа прошла с шумом самоходная баржа, груженная лесом. 4.Длинным усталым звуком свистел в пустом воздухе ветер, ищущий преграды и забавы. 5.И такой же продолговатой впадиной, в которой лежало море, как верхняя прозрачная створка, висело невысокое вытянутое небо.

6.Строгая и по-своему красивая картина. 7.Только все в ней было просто и ясно, как в сколоченном своими руками ящике, которым можно гордиться, но в котором знаешь каждый сучок. 8.Не витал в поднебесье над этими многими водами ветхий дух тайны, какой заставляет в детском изумлении вопрошать ежечасно: как, зачем, с каких пор, откуда это взялось? 9.Перестала, обмирая от глубины, биться душа над пропастью времени, и ушло ощущение вечности.

10.Ветер натягивался, смелел, покачивало уже не на шутку. 11.Но две чайки все так же, то садясь, то снова взмывая, продолжали лететь за теплоходом, только крылья их стали как бы короче и махали они ими чаще, с видимым усилием преодолевая ветер. (по В.Г. Распутину)

 

1. Какие звуки обозначает буква «с» в каждом из следующих слов: «с глухим», «гордиться», «растерянности», «с шумом»?

2. К какой группе лексики пассивного запаса относятся слова «неопределенно-зыбкое», «миражное» (предложение 1)?

3. Какой тип переноса значений представлен в выделенных словах: «усталый ветер», «баржа, груженная лесом», «слепой разлив», «возилась волна»?

4. Какой вид отношений между лексическими единицами иллюстрируют слова «дух» и «душа»?

5. Какое значение имеет слово «марево» в словосочетании «холодное ветреное марево» (предложение 2)?

6. Проведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ «умножившись», «поднебесье», «по-своему».

7. Каким способом образованы слова «разлив», «преграды», «забавы»?

8. Образуйте возможные формы множественного числа имени существительного «крыло» и объясните различия между ними.

9. Проведите полный морфологический разбор компонентов словосочетания «две чайки». Определите вид подчинительной связи между ними (предложение 11).

10. Что общего и различного в морфологических и синтаксических характеристиках форм сравнительной степени в предложении 11?

11. Выпишите все частицы из предложения 11.

12.Определите тип односоставных предложений, входящих в предложения 6 и 7.

13. Укажите осложняющие члены предложения в предложении 1.

14. Каким членом предложения является неопределенная форма глагола в предложении 8?

15. Чем обусловлено различие в написании слов «ветреный» и «ветряной»?

16. Приведите примеры словосочетаний, в которых слово «груженная» (предложение 3) пишется с одной буквой «н».

17. Какие приемы звукописи использованы в предложении «С глухим гулом возилась волна»?

18. Какой троп использует автор в предложении 5? Как он выражается?

19. Укажите стилистическую фигуру, использование которой является отличительной особенностью данного текста.

20. Определите тип(ы) речи текста.

 

 

ВАРИАНТ 2

 

I.Выполните задания к тексту.

 

Если бы та частица триединого Бога, которая отвечает за pax deorum [благоволение богов], пожелала бы пристальнее присмотреться к русскому способу бытия, то по мере приближения к нашей шальной планете ей сначала увидится отчее, восточное полушарие от Мурманска до Кейптауна и от Владивостока до Лиссабона, затем прорежутся Средиземное море, проливы, потом ударит в глаза Россия, положим, Тверская область, Ржевский район, мост через речку Воронку, за мостом будет деревня Углы, а вот и добротная изба, выкрашенная в ядовито-зеленый цвет. У среднего окошка сидит Толик Печонкин и смотрит на улицу, размышляя, куда направляет свои стопы проходящая мимо старушка Егоровна. По полу в горнице ходит злющий петух Титан, заклевавший на своем веку несколько поколений хозяйских кур, на дворе иногда принимается брехать одноглазый кобель, окривевший по милости петуха, да похрюкивает в сарае пятимесячный боров Борька.

Этот самый Толик Печонкин, круглолицый, не по-деревенски упитанный мужчина, который, видимо, не совсем здоров, ибо во всякое время года носит стеганые штаны, человек сручный и деловой, но обладающий одной особенностью: иногда на него нападает стих, некая непобедимая меланхолия, словно ему только что привиделся смертный сон, - его душа требует праздника, как в другой раз требует покоя истерзанная душа. Эльвира Печонкина, жена Толика, сильно не любит такие дни, поскольку муж ее, случается, так усердно заливает свою тоску, что потом гоняется за ней с бензопилой по усадьбе, или, как говорят местные, по «плану».

На деревенской улице ни души. День выдался серенький, какой-то вяловатый: небо белесое, на манер той краски, в какую красят больничные тумбочки и кровати, иногда с задов налетает ветер, наводя в кронах осин серебристое шевеление, на заборе сидит ворона и от скуки покачивает хвостом. Из окошка видна заколоченная изба учительши Ковалевой, уехавшей во Ржев, за ней – картофельное поле, кочковатая пойма реки Воронки, сама река, несущая оловянные свои воды, а за рекою – сосновый бор. (по В. А. Пьецуху)

 

 

1. Выпишите из текста примеры слов, относящихся к разным группам лексики с точки зрения сферы употребления, стилистической окраски. С какой целью использует автор лексические единицы разных видов?

2. Определите, в какие разряды входят имена собственные, употребляемые в тексте: зоонимы, хрононимы, топонимы, теонимы, антропонимы, астронимы, гидронимы, фитонимы. Дайте определение всех приведенных терминов, приведите примеры имен собственных, входящих в каждый разряд.

3. Проанализируйте единицы фонетического, морфемного, лексического, морфологического и синтаксического уровней языка, которые автор использует в последнем абзаце для передачи состояния природы, соответствующего настроению героя.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения « Этот самый Толик Печонкин, круглолицый, не по-деревенски упитанный мужчина,…»

 

ВАРИАНТ 3

 

I. Выполните задания к тексту.

    

Опять они, голубчики, сейчас буду ловить большим сачком: чувствую – косяком пойдут. Редкий гость у телевизора, я тем не менее набираю их в изобилии. Они – это новые русские выражения. Дивный способ изъясняться расцвел у нас за последние годы. Включите любую передачу, где люди говорят о частной жизни, хотят пристойно побеседовать и показать себя с лучшей стороны, и вы тоже наловите этих перлов.

Вот солнце русского рэпа, молодое, симпатичное и крепко держащее птицу счастья за хвост, отвечает в одной из передач московского телеканала на вопросы собравшихся в студии подростков. Отзывается о себе так:

 - Я стал положительным примером для всех, кто на меня смотрит.

На следующий вопрос гость отвечает:

 - Огромную роль в моем становлении личности сыграло правильное воспитание. Отец сказал мне: «Я не буду помогать тебе, чтобы ты смог правильно, органично развиваться»

А так наш герой говорит о своей девушке:

- Когда я посмотрел в перспективе развитие наших отношений…

И наконец:

- Правда моего бытия состоит в том, что меня окружают красивые женщины, дорогие машины, вещи в стиле luxury.

Детишки, собравшиеся в студии, после программы высказали-таки ему, что он был с ними не совсем искренен. А один парень удивился: «Он как будто не рэпер. Какой-то правильный, на ботаника смахивает». Молодцы, все верно поняли, но долго ли они продержатся сами? Потому что речь идет о болезни, которая уже пошла в массы. Вот передача о сватовстве. Перед нами эстрадный танцовщик, волосики замысловато уложены, приехал из глубинки в столицу и теперь мечтает сплясать в шоу Мадонны. Рассказывает, что дружил с одной танцовщицей, сначала она преуспела в танцах, а он отставал, потом диспозиция поменялась.

- Я почувствовал в себе резервные силы, - говорит танцор.

- А она? – спрашивает ведущая о бывшей даме его сердца.

- Она себя исчерпала.

И невдомек человеку, что если бы он сказал это лет двадцать назад, все полегли бы от хохота, в том числе и его «кандидатуры». Потому что эти фразы, как и мелькающая теперь постоянно в самых непринужденных беседах: «Мне есть еще куда расти, поэтому я работаю над собой», произносились только с юмором. Но юноша наловил этих перлов из другого воздуха.

То есть там, где требуется осанка и серьезный разговор, особенно при зрителях, начинаются «кризис в материальном плане» и «перспективы развития», даже если речь идет о деньжатах на бутылку. В телевизоре это лучше заметно, поскольку туда большинство приглашенных приходит, как в известной сказке Бориса Шергина, «рожу продавать», но и частная жизнь догоняет.

О, этот дикий язык, подобным которому раньше разговаривали лишь отъявленные пижоны! Над ними смеялись, и девушки знали, что за пижонов выходить замуж нельзя, потому что пижон считает себя венцом творения и, значит, не изменится никогда. И вот этот язык всплыл и стал активно вербовать себе сторонников, пока в больших городах, но и провинциалы, которые не хотят ударить в грязь лицом или имеют виды на столицу, подтягиваются.

Но откуда это взялось?

 

1. Выпишите из текста фразеологизмы и определите их значение. Если фразеологический оборот  частично изменен, восстановите его языковую форму.

2. Приведите примеры единиц разных уровней языка, которые создают особую речевую организацию текста.

3. Определите стиль и тип(ы) речи текста. Аргументируйте свой ответ, учитывая результаты проведенного анализа.

4. Как бы ответили на последний вопрос текста?  

 

ВАРИАНТ 4

 

I. Выполните задания к тексту (отрывок из сказки Б. Шергина «Волшебное кольцо»).

 

Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит – мужик собаку давит:

– Мужичок, вы пошто шшенка мучите?

– А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю.

– Продай мне собачку.

За копейку сторговались. Привел домой:

– Мама, я шшеночка купил.

– Што ты, дураково поле?! Сами до короба дожили, а он собаку покупат!

Через месяц Ванька пенсии две копейки получил. Идет домой, а мужик кошку давит.

– Мужичок, вы пошто опять животину тираните?

– А тебе-то како дело? Убью вот, в ресторант унесу.

– Продай мне.

Сторговались за две копейки. Домой явился:

– Мама, я котейка купил.

Мать ругалась, до вечера гудела.

Опять приходит время за получкой идти. Вышла копейка прибавки.

Идет, а мужик змею давит.

– Мужичок, што это вы все с животными балуете?

– Вот змея давим. Купи?

Мужик отдал змея за три копейки. Даже в бумагу завернул. Змея и провещилась человеческим голосом:

– Ваня, ты не спокаиссе, што меня выкупил. Я не проста змея, а змея Скарапея.

Ванька с ей поздоровался. Домой заходит:

– Мама, я змея купил.

Матка язык с перепугу заронила. На стол забежала. Только руками трясет. А змея затенулась под печку и говорит:

– Ваня, я этта буду помешшатьсе, покамес хороша квартира не отделана.

Вот и стали жить. Собака бела да кошка сера, Ванька с мамой да змея Скарапея.

Мать этой Скарапеи не залюбила. К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит. Скарапея не хочет здеся жить:

– Ваня, меня твоя мама очень обижат. Веди меня к моему папы!

Змея по дороги – и Ванька за ей. Змея в лес – и Ванька в лес. Ночь сделалась. В темной дебри стала перед има высока стена городова с воротами.

Змея говорит:

– Ваня, я змеиного царя дочерь. Возьмем извошыка, поедем во дворец.

 

1. Выпишите из текста не менее десяти диалектизмов и просторечных слов. Разделите эти слова на группы: 1) диалектизмы и просторечные слова, полностью отличающиеся от литературных; 2) отличающиеся звуковой стороной; 3) отличающиеся лексическим значением; 4) отличающиеся морфемным составом; 5) отличающиеся морфологической формой.

2. Определите, какие лексические единицы использует автор для речевой характеристики разных персонажей сказки.

3. Дайте общую характеристику синтаксической организации текста.

4. Определите, с какой целью автор использует проанализированные языковые средства.

 

 

Ответы

 

ВАРИАНТ 1

1. [з]; [тс= ц долгий]; [c’]; [ш]

2. неологизмы

3. метафора и синекдоха

4. паронимы

5. «туман, непрозрачный воздух»

6. приставка «у»; корень «множ»; суффиксы «и», «вши»; суффикс (постфикс) «сь»

префиксальный или суффиксальный (постфиксальный) способ образования

приставка «под»; корень «неб»; суффиксы «ес», «й»; окончание «э»

префиксально-суффиксальный способ образования

приставка «по»; корень «свой»; суффикс «ему»

префиксально-суффиксальный способ образования

7. безаффиксный

8. формы «крылья» и «крыла» имеют разную морфемную структуру (в первой словоформе суффикс «й» как добавочное средство образования множественного числа) и разную стилистическую окраску

9.   две – количественное числительное, простое, им. пад., ж.р

. чайки – имя существительное, нариц., одушевл., ж. р., ед.ч., род. пад.

вид связи – управление

10. «короче» - сравнительная степень имени прилагательного, в предложении выполняет функцию именной части сказуемого; «чаще» - сравнительная степень наречия, в предложении – обстоятельство образа действия

11. все; же; только; как бы

12. назывное; безличное; определенно-личное

13. обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; однородные определения

14. дополнение

15. «ветреный» употребляется в значении «с ветром»(ветреный день) или «легкомысленный» (ветреный человек); «ветряной» - «приводимый в движение ветром» (ветряной двигатель)

16. груженая баржа; негруженая баржа

17. аллитерация; ассонанс; фонетическая анафора

18. сравнение выражено творительным падежом и сравнительным оборотом

19. инверсия

20. описание и рассуждение

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Широко используется стилистически и функционально маркированная лексика для внешней и внутренней характеристики героя, описания окружающей его действительности, достижения трагикомического эффекта.

2. В тексте встречаются зоонимы (клички животных), гидроним (название водоема), антропонимы (личные имена людей), топонимы (имена географических объектов).

Хрононимы – названия исторических событий; теонимы – имена богов;              

астронимы - названия небесных тел; фитонимы – названия растений.

3. Автор описывает тоскливый вид, открывающийся из окна, используя единицы всех уровней языка: аллитерация звуков [с] и [с’], входящих в ключевые слова текста («скука», «тоска»); слова «вяловатый», «больничный», «скука», «заколоченный», лексика цветового обозначения; суффиксальные морфемы имен прилагательных со значением неполноты признака. Изображенная картина статична, что обусловливает выбор морфологических и синтаксических средств: очень мало глаголов, глаголы несовершенного вида, обозначающие действие неопределенной длительности, бессоюзная связь между предложениями с перечислительными смысловыми отношениями.

4. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с подчинительной и бессоюзной связью, состоит из семи простых предложений;

1) простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением

2) придаточное определительное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено вводным словом

3) придаточное причины, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное

4) простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными подлежащими

5) придаточное сравнения, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное

6) простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное

7) придаточное сравнения, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное    

Варианты разбора: «некая непобедимая меланхолия» - однородное подлежащее с согласованными определениями или весь оборот – обособленное определение в значении уточнения; «обладающий одной особенностью» – однородное сказуемое или весь оборот – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом.

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Фразеологизмы: показать себя с лучшей стороны; держать птицу счастья за хвост (языковые фразеологизмы: поймать синицу за хвост + держать в руках удачу); играть роль; иметь значение; полечь от хохота (покатиться от хохота); ударить лицом в грязь; иметь виды; солнце русского рэпа (солнце русской поэзии); венец творения; ловить перлы (ловить каждое слово); добиться успеха; дама сердца; выходить замуж; вербовать сторонников; работать над собой

Допускается: идти косяком; правда бытия (правда жизни); продавать рожу (торговать лицом); пойти в массы (пойти в народ); резервные силы

2. В тексте употребляются единицы разных уровней языка, реализующие экспрессивную функцию: стилистически окрашенная лексика, разностилевая лексика, просторечия и жаргонизмы, слова, включающие морфемы с оценочным значением, клише и штампы, фразеологизмы, в том числе и обновленные, разновременные формы глаголов, глаголы настоящего времени в значении ближайшего прошедшего, местоимения 3-го лица с обобщенным значением, указательные частицы, междометия, сложные предложения с однородными сказуемыми, побудительные и восклицательные предложения, вопросительные предложения, выражающие проблемные вопросы, номинативные предложения, сложноподчиненные предложения с придаточными причины.                        

Для создания экспрессии используются также изобразительно-выразительные средства: метафоры, олицетворения, стандартные перифразы, парцелляция. Большую роль в тексте играет сочетание слов, относящихся к разным стилям и пластам лексики, что создает комический эффект.

3. Публицистический стиль; повествование и рассуждение     

 

ВАРИАНТ 4

 

Примерный вариант ответа:

1. Должно быть проанализировано минимум 10 слов.

оногды, пошто, провещилась, дураково поле (фразеологизм), дожили     до короба (фразеологизм),

шшеночек, покупат, покамес, не величат, не спрашиват, здеся, дак, извошык, ресторант

этта, гудела, давит, забежала (на стол), заронила язык (фрезеологизм), сделалась (ночь)

двоима, котейка, спокаиссе, не залюбила, городова, животина, матка

котлетов, како, балуете, с ей, хороша, к папы, за ей, в темной дебри, дочерь.

2. Ванька – слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собачка, шшеночек, котейка, мужичок)

Мать Ваньки – грубая лексика (дураково поле); ругается, гудит

Скарапея – нейтральная лексика (спокаиссе, помешшатьсе квартира не отделана, мама, папа).              

3. Синтаксическая организация текста соответствует разговорному стилю: простые предложения, несложные по составу, неполные предложения, инверсия, эллипсис, парцелляция, обращения.

4. Отрывок взят из произведения, написанного в жанре сказки, фольклорного сочинения, повествование ведется от лица рассказчика, не владеющего литературными языковыми нормами, носителя диалекта (северного)

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика