Актуальность, научная основа, новизна
Одной из актуальных проблем современного российского общества является утрата значительной частью населения интереса к чтению. В Национальной программе поддержки и развития чтения эта ситуация определена как системный кризис читательской культуры.
Пренебрежение чтением негативным образом отражается на процессе становления духовно-нравственных ценностей и ориентаций человека, на его интеллектуальном развитии. Снижение уровня читательской культуры населения представляет угрозу и социальной безопасности страны, ведь чтение является важнейшим способом передачи культурных ценностей и общественных норм. В этих условиях возрастает роль школы как общественного института, призванного пробудить у подрастающего поколения интерес к чтению и обеспечить необходимый уровень читательской компетентности. Разрабатываемые учёными-теоретиками и педагогами-практиками современные стратегии чтения направлены на решение данных задач.
Среди разных стратегий чтения предтекстовая деятельность не только представляет собой новое явление в работе учителя, но и является одной из тех стратегий, которая направлена на пробуждение у школьников интереса к чтению, вовлечение их в процесс чтения, содействует осмысленному восприятию ими читаемого текста. Очевиден тот факт, что чем лучше будет организован этап предчтения, тем более заинтересованным и эффективным будет само чтение.
Вопросы организации предтекстовой деятельности при работе с текстами разных стилей исследовались Н. Н. Сметанниковой, Г. В. Пранцовой, Е. С. Романичевой и др.
Учителями школы № 56 города Кирова изучен теоретический материал по вопросу организации предтекстовой деятельности и предпринята попытка практического применения описанных в литературе приемов предчтения. Разработанные учителями начальных классов и русского языка и литературы приемы ориентированы на учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников, охватывают программные литературные произведения и художественные тексты, изучаемые на уроках внеклассного чтения и литературного краеведения.
Ключевые положения инновационной идеи. Описание методов и приемов работы с текстом
Становление читателя, как известно, продолжительный процесс, в ходе которого человек проходит несколько стадий: от освоения самой техники чтения до формирования глубокого осмысления и интерпретации прочитанного, т. е. смыслового чтения. Нередко происходит так, что навык смыслового чтения у читающего человека остается неразвитым и понимание прочитанного происходит лишь на элементарном уровне. Очевидно, что, с одной стороны, необходимо систематически формировать умение «читать, думая», с другой стороны, бессмысленно предъявлять к читателю требования, не соответствующие его возрастным, психологическим, интеллектуальным возможностям.
В науке выделяется несколько периодов развития читателя-школьника: 4-6 класс характеризуется как «период наивного реализма», 7-8 класс — «период нравственного самоуглубления», 9-11 класс назван «эпохой связей, осознания причин и следствий» (В. Г. Маранцман).
Предлагая ученикам те или иные приемы работы с художественным текстом на разных этапах, в том числе и на предтекстовом, считаем оправданным и целесообразным опираться на возрастные и психологические способности школьников, одновременно предусматривая возможность развития (принцип мини-макса).
Для учащихся младшего подросткового возраста (4-6 класс) характерна эмоциональная активность, сила сопереживания героям произведения, искусство и действительность не разделены в их сознании, художественное произведение воспринимается целостно. На этапе подготовки к восприятию текста эффективными являются следующие стратегии прсдтекстовой деятельности:
- «Иллюстрация содержания» (зрительная представленность прогнозируемого содержания текста) - стратегия, связанная с визуальным восприятием текста через тематические изображения, иллюстрации, которые помогают определить сущность темы.
- «Интеллектуально — литературные задачи» позволяют учащимся самостоятельно определять автора и устанавливать название нового произведения, формулировать тему, ставить дидактическую цель урока (прием методики субъективизации Г. А. Бакулиной).
- «Предваряющие вопросы» Цель этой стратегии - актуализация имеющихся знаний по теме текста. Предваряющие вопросы побуждают учащихся искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете.
- «Глоссарий слов». Цель стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. В качестве варианта применения данной стратегии может быть предложен список слов-понятий с целью выделения тех из них, которые могут быть связаны с текстом. Далее учащиеся делают предположение о значении данных слов, находят их в словарях и сравнивают свои догадки с эталоном.
Подростки 7-8 класса наполняют художественный текст собственными этическими проблемами, в их восприятии происходит перенос акцентов смысла произведения в сторону субъективности, стремительно развивается читательское воображение. Считаем целесообразным использование следующих стратегий:
- «Глоссарий слов», «Предваряющие вопросы» (см. выше).
- «Мозговой штурм». Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. — «Мозговой штурм» - это набор ассоциаций, возникающих по поводу темы и требующих уточнения по мере освоения информации из текста.
- «Батарея вопросов» (беглый обзор материала и постановка предваряющих вопросов) - стратегия, связанная с формулированием вопросов к тексту, возникших до чтения, на которые учащиеся хотят получить ответ.
- «Рассечение вопроса». Цель стратегии «Рассечение вопроса» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
- «Ориентиры предвосхищения». Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
До чтения текста |
Суждения |
После чтения текста |
|
|
|
Отметьте их ещё раз после прочтения текста, если ваш ответ изменился. Объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
Ученики 9-11 классов испытывают потребность рассмотреть историческое и эстетическое соотношение искусства и жизни, взаимодействие всех элементов художественного произведения, происходит углубление внимания к форме. Старшим школьникам на этапе предчтения предлагается, как правило, несколько приемов, позволяющих расставить ориентиры для последующего многоаспектного анализа художественного произведения.
Эффективность применения идеи, результаты апробации
Период апробации предложенных стратегий предтекстовой деятельности показал эффективность используемых приемов. Учителя - участники проекта отмечают интерес учащихся к разнообразным заданиям, предваряющим чтение и анализ художественных произведений, повышение активности школьников при обращении к их жизненному и читательскому опыту в связи с изучением литературного произведения, более вдумчивое отношение к заглавию текстов.
Считаем, что начатая работа будет способствовать развитию у наших учащихся навыков смыслового чтения.