- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Стойкий негативизм младшего подростка является признаком неадаптированности к окружающей социальной среде. Всю работу психолого-педагогической реабилитации дезадаптированного подростка необходимо выстраивать с учетом его стремления к самостоятельности, что безусловно важно для утверждения его собственной личности. Современные научные концепции подтверждают мнение о том, что путем систематического и правильного воспитания можно воздействовать на развитие ребенка (подростка).
- Просмотров: 1982
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Ораторские навыки воспитателя показывают как положительные, так и отрицательные лингвистические свойства личности. Скажем, положительные свойства проявляются в общительности оратора, когда он демонстрирует избирательное отношение к людям, такт, интеллект.
Красноречие – это гармоничное единство мысли и слова, лаконизм языковых средств, убедительность речи. Отрицательным свойством может быть замкнутость воспитателя (когда он не делится своими мыслями и чувствами). Болтливость же воспитателя (учителя, психолога) – неудержимое желание говорить – является демонстрацией поверхности ума, низкого развития волевых качеств, неразборчивости в общении. Психологическая наука выделяет 3 стиля речи:
- Просмотров: 2085
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Известно, что у больного подростка наблюдается изменение его познавательной и эмоциональной сферы; нарушение социализации; изменение интересов и потребностей; стойкие изменения качеств личности, характера и т. п.
Помимо пубертатного криза, адекватного возрастным характеристикам здорового подростка, подросток с психическим расстройством проявляет не только ярко выраженные реакции протеста, депрессию, но и крайнюю дезадаптированность к социальной ситуации, затяжные невротические реакции, психопатические черты характера. Подросток, перенесший энцефалит, страдает повышенной утомляемостью, неустойчивостью настроения. У него отсутствует волевое напряжение, инициатива и т. п. Такой подросток характеризуется психопатоподобными состояниями, своеобразными изменениями характера: агрессивность и даже жестокость; недостаточность этических оценок и разрушительные тенденции в действиях; примитивные влечения и эгоизм. Нередко невыполнение желаний приводит подростка к аффективным бурным реакциям. Подросток, перенесший родовую травму, обычно суетлив, психомоторно беспокоен.
- Просмотров: 1994
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Эмоции (от латинского emovo – потрясаю, волную) – психическое отражение непосредственного чувства, переживания. Известно, что простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений. Высшее проявление эмоций – длительные чувства. В экстремальных ситуациях эмоции проявляются как аффекты. Эмоциональность – это свойство человека, характеризующее содержание (ценная ориентация), качество (отношение индивида к окружающему миру), динамику эмоций и чувств (особенности возникновения и протекания эмоций).
- Просмотров: 2074
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Группы тренинга умений для подростков отличаются тем, что эмоциональная поддержка происходит не только на словах, но и в эмоциональном контакте. В них доверительное и откровенное общение.
Задачи группы тренинга заключаются в следующем:
• понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует «обратная связь»; групповая работа как в зеркале отражает взаимодействие между людьми, их поведенческие реакции, мотивацию личности и поступки;
- Просмотров: 2002
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Применение ролевой психотерапии в процессе психолого-педагогической реабилитации весьма актуально, но, как указывает в Философской энциклопедии, охарактеризовать личность можно только через «ее основные роли, в исполнении которых проявляется ее индивидуальность».
- Просмотров: 1983
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Методы поведенческой психотерапии возникли из исследований рефлекторной природы условно-сочетаемых рефлексов (И.П.Павлов, В.М. Бехтерев). В аспекте психолого-педагогической реабилитации подростков желательно применение поведенческого тренинга, или методик специальной поведенческой психотерапии. Данные методики включают в себя ряд тренировочных приемов поэтапного устранения тревоги, страха, в результате чего происходит снижение обостренной повешенной чувствительности подростка.
- Просмотров: 1979
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Улыбка на лице создает положительное настроение. По канату «обратной связи» улыбка создает положительный эмоциональный фон, разрушает патологический очаг инертности, создаваемый в коре мозга отрицательными раздражителями.
- Просмотров: 2011
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Методика косвенного измерения системы самооценок поможет нам увидеть себя как бы со стороны, реконструировать свою систему самооценок (быть искренним с самим собой), понять свои ценности и смыслы своих взаимоотношений, понять себя… И конечно же, предлагаемая методика выявляет глобальное эмоционально-целостное отношение человека к своему «Я» (уровень самоприятия). Косвенное измерение системы самооценок состоит из стимульного материала – это схематические изображения человеческого лица. Из схемы лица исключен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам. Предварительно предполагается ознакомиться с полным набором стимульного материала (10 изображений).
- Просмотров: 2019
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Применение психорегуляции возможно не только для снятия переутомления, но и для создания психотерапевтического настроя на предстоящее активное действие, например, экзамен и т. п.
Цель психорегуляции – мобилизация.
Принцип – «Не навреди!»
- Просмотров: 2008
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Релаксопедией называют теорию и практику решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции учащихся с применением полного мышечного расслабления (релаксации).
И.Е. Шварц определил, что релаксопедия – это особое состояние учащихся, достигаемое самовнушением, во время которого обучаемые приобретают часть знаний, требующих усвоения на репродуктивном уровне. В процессе релаксопедии мозг бодрствует и активно перерабатывает впечатления, сохраняя критичность. И.Е. Шварц и А.С. Новоселова предложили варианты формул в сеансе релаксопедии, после которых педагог может передать учащимся нужную учебную информацию.
- Просмотров: 2164
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Эмоциональная устойчивость тесно связана с мышечной системой. Основоположник психофизической тренировки Каролис Динейка называл ее стрессоустойчивостью. В нашем исследовании представляется примерный план сеанса:
1 – Дыхание.
2 – Чередование дыхания с ритмическими движениями рук.
3 – Смена ориентации (Игры: «Дождь», «Гром», «Взрыв».
- Просмотров: 1975
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Методика AT практически не имеет противопоказаний.
AT – психотоническая (повышение тонуса нервной системы и организма в целом). Психорегулирующий эффект при занятиях AT может выразиться в снятии тревоги, страхов, раздражительности, бессонницы.
Пассивные варианты AT – релаксация с произвольным расслаблением мышц и достижением эффекта самопогружения, отдых типа полудремы, во время которой организм, отдыхая, не мешает аутоинформации относительно своего душевного равновесия, хорошего настроения, бодрости и других качеств, необходимых для совершенствующейся личности, например, элементов прогрессивного мировосприятия и мировоззренческой стойкости.
- Просмотров: 2048
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова: «Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сознательное стремление к осуществлению чего-либо».
Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей.
Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: на вид внушительный, а пользы никакой. Воля нужна каждый день – это и преодоление трудностей, и достижение целей, и управление поведением, и многое другое. Напрягая свою волю, человек идет вперед. Даже маленькая победа – это большой шаг вперед.
- Просмотров: 2090
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Средства самовоспитания:
• Самоодобрение необходимо, когда человек, встречаясь с трудностями, теряет самообладание, сомневается в своих силах, испытывает страх, неуверенность.
• Самоодобрение необходимо, когда кризис миновал, но продвижение к цели идет медленно и напряженно. Человек сам себя поощряет: «вот молодец, не растерялся, и пошло дело вперед», «не робей». Чаще самоодобрение необходимо после окончания успешного дела.
• Самоприказ. Потребность возникает, когда других средств недостаточно для преодоления слабостей.
- Просмотров: 2093
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Роль специального обучения и воспитания слепоглухих детей огромна. Без педагогического воздействия такой ребенок обречен на одиночество и полуживотное существование. При слепоглухоте основным и почти единственным каналом, через который ребенок устанавливает связь с внешним миром, является осязание. Однако совершенствовать свое осязание слепоглухой ребенок не может, так как без специального обучения он остается на очень низком уровне развития.
- Просмотров: 2052
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
В последнее время понятие «характер» в психологии подвержено пересмотру. В современных учениях о характере исследователи ведут работу в двух противоположных направлениях. Одни исследуют биологическую основу характера. Они изучают биологическое взаимоотношение органических систем, которые коррелируют с тем или иным типом поведения. Другие изучают в характере не столько биологическое, органическое основание, сколько то, как он развивается в различных условиях социальной среды, в которой личности ребенка приходится формироваться. Ребенок, имеющий ряд дефектов, испытывает трудности, приспосабливаясь к окружающей среде: трудности при общении со сверстниками; трудности в выполнении бытовых операций, физических нагрузок. Эти трудности способствуют развитию повышенной чуткости, внимательности, любопытства, недоверчивости по отношению к окружающим. У ребенка, вследствие его недостатка, ставшего предметом насмешек со стороны товарищей, будет вырабатываться повышенная подозрительность, настороженность, недоверчивость, стеснительность, возникающие как защита от возникших трудностей. В таком случае формируется ребенок с противоречивым характером, у которого душевные качества смешиваются, и тогда нельзя с уверенностью сказать, что с ним происходит: «То на него не нахвалишься, а то сладу с ним нет».
- Просмотров: 2101
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Основное положение А.С. Макаренко, разработавшего систему воспитания детей в коллективе и через коллектив, состоит в том, что коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей задачами деятельности, явно полезной для общества. Жизнь должна быть такой, чтобы в ней всегда действовала система ответственности человека, одного воспитанника за другого, ответственности за свои поступки перед группой, учителями, воспитателями и всем коллективом детей и воспитателей.
Важным фактором воспитания является сплочение детей в коллектив на основе единства цели, труда, деятельности. Мы стремимся создать в группе такие трудовые, товарищеские, творческие условия, чтоб каждый воспитанник почувствовал ответственность перед своими товарищами и перед собой за честь группы.
- Просмотров: 2071
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Когда учащиеся познакомились со значением наиболее употребительных слов, была составлена таблица по принципу «Хорошо», «Плохо», в которой под соответствующей рубрикой написаны слова, обозначающие плохие и хорошие черты характера. Теперь, если учащийся забыл слово или ему трудно его сказать, он обращается к таблице.
Следующим этапом работы предусматривалось формировать у учащихся умение раскрыть значение слова, придумав и описав словесно свою ситуацию. Конечно, оценки детей порой слишком прямолинейны.
Были выполнены и другие приемы, закрепляющие словарь и упражняющие детей в запоминании и употреблении морально-этической лексики.
- Просмотров: 2024
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Дети с великой охотой пишут письма, этим самым создавая и поддерживая интересные отношения с самыми разнообразными людьми.
Им очень нравится делиться с другими: тут есть и смысл, и польза; получать интересные ответы, подружиться, осознавать, что тебя узнают и полюбят.
Всякое письмо, сколь бы пространно оно ни было, детьми прочитывается до конца. Они встречают почтальона. В письмах знакомые переживания, события, ситуации, люди, которых они не видят, читая учебный или книжный текст.
- Просмотров: 2056
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Драматизация – это метод развития мыслительной активности, где наглядно можно увидеть ситуацию, осмыслить ее критически, оценить поведение того или другого персонажа, развить в себе волю.
Драматизируются почти все русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, рассказы Н. Носова, В. Сутеева.
Предлагаем следующий подход к драматизации:
1. Отбор книги по содержанию для драматизации.
- Просмотров: 2085
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Воля – такое состояние интеллекта и чувств, которое может обеспечивать решение задач, проблемных ситуаций. У подростков воля рассматривается как новое психическое образование в отличие от дошкольного и младшего школьного возраста.
Потребность в достижениях отражает стремление и желание достичь определенных жизненных успехов. Эта потребность порождает волевую активность. В связи с чем группы тренинга умений сегодня актуальны для подростков. Группы тренинга умений или жизненных умений основываются на бихевиоральной терапии, когда решение проблемы достигается методом проб и ошибок. Ведение поведенческих тренингов, иначе их называют тренингами уверенности в себе, и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о преобладающем значении воли в регулировании поведения личности.
- Просмотров: 2122
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Словесное самовнушение для младших подростков; повторяют «про себя» за психологом.
Внутренние монологи:
– Для меня самое дорогое земля.
– Я не страшусь становиться старшим.
- Просмотров: 2027
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
– Вот и солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица. Скажи: Добрый день, Солнышко!
– Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, надеясь на защиту земли.
– Птички поют. Песней своей они украшают землю. А чем мы ее украсим?
- Просмотров: 1987
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
– «Родина… что это такое?»
– Наверное, от ласки и нежности материнских рук и начинается для нас Отчизна…
– Наша колыбель – это дом, мать и отец. Из родного дома начинается для меня Отчизна.
– Мир – это Радость, жить – это Радость… Красота вечна…
- Просмотров: 2015
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
«Внутренние монологи»
– Не говорю «не знаю», а говорю «не успел узнать». Не говорю «я решил», а скажу «полагаю это целесообразным». Целесообразность легко углубить, но менять решение недостойно.
– Я стараюсь понять нужду каждого дня. Я умею приложить силы к каждому приложению.
- Просмотров: 1996
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Образное содержание аутогенной тренировки для старших подростков
«Мысли вслух»
– Вообрази, что пятицветные круги, такие как на хвосте павлина, есть твои пять чувств… Пусть теперь их красота растает внутри. Тогда твое желание подлинно придет.
- Просмотров: 1955
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
– Человек после многих лет борьбы наконец понимает, что истинное счастье состоит в искоренении эгоизма и что никто не может сделать его счастливым, кроме него самого… – Каждый милосердный поступок, каждое сострадательное чувство, каждый акт помощи, каждое хорошее дело лишают нас большой дозы самомнения…
– Мы уже видели, что, помогая миру, мы помогаем самим себе. Главная польза работы для других состоит в очищении самих себя. Путем постоянных усилий, делая добро другим, мы стараемся забывать о себе; это забвение себя и есть урок, который нам надлежит усвоить в жизни…
- Просмотров: 1986
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
В ролевой игре моделируются межличностные отношения, конкретные действия по принятию решения. И сама игра является общением в рамках определенных взаимоотношений или действий участников тренинга. Сам материал соответствует реальности, т. е. межличностным отношениям, событиям в группе.
Данную методику желательно не сводить к методу анализа ситуаций. Любая роль в игре психологически прорабатывается: скажем, какой герой? Инициативный или пассивный, требовательный или уступчивый и т. п. Участнику не следует играть самого себя в предлагаемой ситуации, чтобы анализ группы был направлен на роль и модель ситуации, а не на личность участника. Иначе будет скованность, нежелание оказаться в уязвимой позиции, требование к тренингу объяснить каждый шаг, выдать сценарий и др.
- Просмотров: 1990
- Подробности
- Категория: Психолого-педагогическая реабилитация подростков
Вальдорфская педагогика зиждется на идеалах Р. Штайнера, австрийского философа и педагога, современника Л.С.Выготского. Р. Штайнер верил, что человек соотносится с миром через чувства, волю, мышление – три взаимосвязанные системы, которые должны быть развиты в процессе воспитания.
Обучение, по Выготскому, проводится через взаимоотношения, развитие ребенка происходит в двух направлениях: вначале в социальном и затем в психологическом. Эмоции лежат в основе вальдорфского воспитания. Вальдорфская методика имеет много общего с типологией отношений «родитель – ребенок» и базируется на ней.
- Просмотров: 2005