Цель: изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения изучение и разъяснение идей Конвенции о правах ребенка.

ПЛАН:

1. Юридические документы, гарантирующие право ребенка на защиту от жестокого обращения.

2.Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

4. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим де­тям

 

Рас­смотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесто­кого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и опреде­ляет меры защиты;

ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;

ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо­димый для физического, умственного, духовного, нравственного 'и социаль­ного развития;

ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

> ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

> ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образова­тельных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";

ст. 56 - предусматривает административное наказание педагоги­ческих работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника":

Семейный кодекс РФ:

ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру за­щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

> ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной уг­розе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей»:

> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологиче­ское насилие над ними запрещены»,

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за­щите детей от жестокого обращения.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Работа по коррекции детско-родительских отношений.

 

Работа   по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

 

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ре­бенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже - агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь вни­мание и насторожить педагога:

Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.

Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно перехо­дит от спокойного к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приво­дит к его изоляции, отверженности в группе.

У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.

Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не соответствующих местах.

Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.

Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отноше­нию к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.

Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь уда­ра).

Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;
уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявля­ет заботу обо всем и обо всех.

Он демонстрирует   не   соответствующее   возрасту   «взрослое»   по­ ведение, рационален, интересуется вопросами секса.

Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей по­ведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он под­вергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы не­вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они прояв­ляют:

- настороженность или безразличие,

-чрезмерную озабоченность.

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют хо­лодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из од­ного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблю­дать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше призна­ки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Для этого можно побеседовать с ними, высказав свою озабоченность поведением их ре­бенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких услови­ях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и по­беседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим вы­водам:

ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

-  решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

 

2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, от­крытое общение между педагогом и детьми Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он смо­жет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей­те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его слов.

Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвра­щение).

Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего просту­пок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и эмоционально к нему привязан.

Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отне­ситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.

Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того, о ком идет речь.

Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:

«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останет­ся между нами».

Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а)    реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);

б)    дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа о таком событии, это очень важно»);

в)    оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и мы постараемся ее решить вдвоем»);

г)    уделить ему максимум внимания.

3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия на ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.

 

К кому обращаться за помощью

Психолог

Детский адвокат

Службы здравоохранения

Специальные службы защиты от насилия

Телефоны доверия

 

3. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим де­тям

Вопросы для обсуждения:

вспомнить и рассказать друг другу о случаях жестокого или пренебрежи­тельного обращения с детьми, с которыми кому-либо приходилось сталкивать­ся в своей практической работе;

какие признаки поведения ребенка или его родителей вас тогда насторо­жили;

- как вы себя вели, что чувствовали;
- что вы предприняли;

- что бы вы посоветовали: как нужно и как не нужно поступать в аналогич­ных случаях.

Предоставить в распоряжение каждого педагога. заранее подготовить специальные листы наблюдений за поведением детей.

 

Лист для наблюдений за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

 

Показатели поведения

Очень часто

Часто

Очень редко

Редко

1.

Стремится к контакту со мной

 

 

 

 

2.

Ищет близости со мной

 

 

 

 

3.

Постоянно нуждается в одобрении

 

 

 

 

4.

Подражает моему поведению

 

 

 

 

5.

Оказывает мне сопротивление

 

 

 

 

6.

Мешает режиму дня

 

 

 

 

7.

За ним необходим постоянный присмотр

 

 

 

 

8.

Следует указаниям

 

 

 

 

9.

Стремится к контактам с другими детьми

 

 

 

 

10.

Агрессивен по отношению к другим детям

 

 

 

 

11.

Дружелюбен по отношению к другим

 

 

 

 

12.

Помогает другим

 

 

 

 

13.

Проявляет черты лидерства

 

 

 

 

14.

Делится с другими

 

 

 

 

15.

Терпим   к   индивидуальным   особенностям других детей

 

 

 

 

16.

Чувствует себя в группе свободно

 

 

 

 

17.

Берет на себя инициативу

 

 

 

 

18.  

Колеблется, прежде чем что-то потребовать сделать

 

 

 

 

19.

Быстро сдается

 

 

 

 

20.

Доводит дело до конца (игру, задания)

 

 

 

 

21.

Гордится своими результатами

 

 

 

 

22.

Долго думает, прежде чем примет решение

 

 

 

 

23.

Может быть некоторое время поглощен ка­ким-либо делом (игрой, занятием)

 

 

 

 

24.

Может очень короткое время концентриро­вать внимание

 

 

 

 

25.

Много рассказывает о доме

 

 

 

 

26.

Задает вопросы

 

 

 

 

27.

Теоретически и разными способами исполь­зует материалы

 

 

 

 

28.

Стремится к новым, более сложным делам (заданиям, ситуациям).

 

 

 

 

 

Признаки жестокого обращения с детьми

1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позво­ляют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

боязнь физического контакта со взрослыми;

стремление скрыть причину травм;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

2.  Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

>  ночные кошмары, страхи;

несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрас­ту знания о сексуальном поведении;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка.

3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное со­стояние;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

плохая успеваемость;

задержка физического и умственного развития ребенка;

нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ре­бенка:

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

требования ласки и внимания;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность и импульсивность;

утомленный, сонный вид;

> санитарно-гигиеническая запущенность;

> отставание в физическом развитии;

> частая вялотекущая заболеваемость;

> антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика