Неожиданное начало

Виталик медленно шел домой из школы. Сказать, что он не торопился домой, — значит не сказать ничего. Сначала он долго стоял и смотрел, как гоняют в фут­бол ребята в школьном дворе, потом разглядывал кору на дереве и бегающих по ней муравьев.

Впереди у него было еще одно важное дело — ему нужно было полностью разрядить телефон преж­де, чем он вернется домой. Ведь как иначе объяснить маме, почему телефон так долго был недоступен?

А недоступен телефон был лишь по одной про­стой причине: Виталик сам перевел его в режим АВИА, чтобы мама не смогла до него дозвониться. Сделал он это еще пару часов назад, когда Елена Степановна объявила оценки за четвертное изложе­ние по русскому языку.

Виталик, конечно, чувствовал, что оценка мо­жет быть не очень хорошей, но все же надеялся на 4/4 (первая оценка за содержание, вторая — за ор­фографию), и иногда даже закрадывалась мысль — а вдруг 5/4 или даже 5/5? А почему бы и нет, ведь Виталик так долго и старательно готовился к этому изложению. Часами учился запоминать на слух тек­сты, заучивал правила русского языка и повторял написание словарных слов, ведь в изложении могли легко попасться эти словарные слова.

Реальность оказалась куда неприятнее. Елена Степановна громко называла фамилию, имя учени­ка и его оценку. Оценки были абсолютно разные, от двоек до пятерок. Дойдя до имени Виталика, она громко произнесла:

 

— Ефимов Виталий — три / три с минусом, — отдельно сделав акцент на второй оценке — три с огромным минусом. — Где у нас Виталик?

Виталик поднял уже блестящие, наполняющиеся слезами глаза и робко сказал:

— Я тут.

— Вообще, Виталий, за такое количество ошибок обычно ставят двойку, но я тебя пожалела, вижу, что старался, — добила его Елена Степановна.

Обычно Виталик старался никогда не плакать, ведь мальчикам стыдно плакать, но в тот момент он не мог ничего с собой поделать. Глаза сами наполнялись сле­зами от смеси чувств обиды и жалости к себе. А еще в голове мелькала неприятная мысль: Я ТУПОЙ. Ведь Виталик потратил столько времени на подготовку, а результат был таким грустным и неприятным.

С завистью он посмотрел на своего одноклассни­ка Диму, который, как всегда, получил 5/5, и стало еще обиднее. Обидно было потому, что Дима нико­гда не корпел над книгами, а хорошо учиться у него получалось как-то само собой. Он легко мог пере­сказать любой текст на уроках чтения и окружающе­го мира, очень быстро считал в уме и решал задачки по математике, а еще писал практически без ошибок на русском. Нет, конечно, Дима делал уроки и зани­мался дома, как и большинство ребят, но делал это очень легко, без лишнего напряжения, как-то играю­чи. А еще Дима успевал посещать множество разных секций, да еще умудрялся профессионально зани­маться футболом.

Ох, как же Виталик хотел сейчас оказаться на ме­сте Димы. Он начал представлять, как хвалят его в классе, как завидуют ему другие ребята и как гор­дятся им его папа и мама.

От приятных мыслей его оторвала короткая ви­брация телефона в кармане. Сообщение от мамы: КАК НАПИСАЛ ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ? Виталик достал из кармана телефон и быстро перевел его в режим АВИА, чтобы не отвечать маме. Он даже не хотел этого, просто рука как-то сделала это сама.

Конечно, Виталик понимал, что мама скоро по­звонит ему, а услышав на линии: АБОНЕНТ НЕДО­СТУПЕН ИЛИ НАХОДИТСЯ ВНЕ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ СЕТИ — начнет волноваться, будет звонить одно­классникам, но это его сейчас не волновало. Просто он не хотел об этом говорить. А еще он знал, что если родители будут волноваться за его жизнь, то могут позабыть о его плохих оценках.

Виталик сидел на заборе и играл в игру на телефо­не. Батарейка быстро разряжалась. Его переполняли очень неприятные чувства: обида за то, что его ста­рания не оправдались, страх, что мама будет ругаться за плохую оценку, и какая-то грусть оттого, что он вот такой бестолковый. И вот, обиженный на весь мир, Виталик играл, сидя на заборе, когда услышал уве­ренное:

— Дай тоже поиграть.

От неожиданности он чуть не свалился с забора. Перед ним стояли двое ребят на пару лет старше него. Одного он знал, его звали Никита, он учился в пятом классе и жил в соседнем подъезде. В школе был лич­ностью известной: двоечник, хулиган, в общем, тот, кто явно не является примером для подражания. Его родителей часто вызывали в школу, а учителя неред­ко ставили Никиту в пример того, каким быть не нужно. Второго парня Виталик видел впервые.

— Не боись, не тронем, — проговорил Никита. — Во что играешь? Дай тоже!

Виталик робко протянул свой телефон, и Никита начал играть. Впрочем, долго играть у него не получилось, буквально через пять минут телефон выключился: сел аккумулятор. Никита громко выматерился и даже хотел бросить телефон о землю, но вовремя остановился.

— Чё с телефоном? — с негодованием спросил Никита у Виталика.

— Сел аккумулятор, — робко ответил Виталик.

— Ладно, неважно, курить будешь? — спросил у Виталика Никита, ловко доставая из пачки две си­гареты себе и своему спутнику и протягивая откры­тую пачку Виталику.

— Я не курю, — скромно ответил Виталик.

— Бери, не ссы, мамка не узнает, — настаивал Никита, и Виталик робко взял в руки сигарету...

 

Тут наша история неожиданно обрывается, вы можете додумать ее сами. Многие родители с уверенностью скажут: «А мой/моя (Миша, Маша, Артем, Алина, Кристина и Сережа и т. д.) в такую ситуацию точно не попадет. И конечно, будет вести себя абсолютно по-другому. Для моего ребенка пло­хие оценки уж точно не станут причиной обмана/ курения/дружбы с плохой компанией».

Спешим вас огорчить. Поведение любого чело­века, а тем более ребенка, определяется не его жизненными ценностями, а ситуацией, в которой он оказался. Говоря простыми словами, любого ребенка (да и любого человека), вне зависимости от уровня вашей с ним дружбы, можно поместить в ситуацию, где он поступит «плохо» и очень силь­но вас удивит/расстроит.

Для наглядности расскажу об одном очень из­вестном эксперименте, который назывался «Доб­рый самаритянин».

В 1978 году психологи Джон Дарли и Дэниел Батсон провели эксперимент, в основу которого легла библейская притча о добром самаритянине.

В этой библейской притче рассказывается о том, как на одного человека, направлявшегося из Иеру­салима в Иерихон, напали разбойники. Они огра­били, избили его и бросили умирать на дороге. Проходивший мимо священник, вместо того что­бы помочь бедняге, притворился, что не заметил его. Затем мимо проходил левит (древнееврейский священнослужитель), который только взглянул на умирающего и тоже прошел мимо. За ним шел самаритянин и, хотя самаритяне и иудеи враждо­вали, перевязал бедняге раны, отвез его в гости­ницу и ухаживал за раненым, а на следующее утро заплатил содержателю гостиницы за то, чтобы тот позаботился о бедняге, пообещав в случае необхо­димости возместить все расходы.

 

А теперь сама суть эксперимента.

В эксперименте приняли участие студенты бого­словской семинарии. Им поручили провести крат­кую беседу на тему библейского предания о добром самаритянине, после чего они должны были перей­ти в другой корпус университета. На дороге между двумя университетскими зданиями сидел, скорчив­шись, актер, изображавший человека, явно нужда­ющегося в помощи. В эксперименте было важно понять, окажут ли семинаристы ему помощь?

Студентов случайным образом разделили на две группы. Одним студентам говорили, что им пора торопиться, потому что для перехода в другой кор­пус осталось всего несколько минут. Другим было объявлено, что торопиться не нужно.

 

Результаты эксперимента

Эксперимент Дарли и Батсона показал, что спеш­ка действительно была определяющим фактором в том, останавливались ли испытуемые у нуждаю­щегося в помощи человека или проходили мимо. Из тех, кому не нужно было спешить, к бедняге подошли 63 процента студентов; а среди тех, кто торопился, — всего 10 процентов.

А теперь давайте поразмышляем над этим экс­периментом и подумаем, какое он имеет отноше­ние к поведению Виталика?

Самое прямое.

 

**********

 

Наши действия напрямую зависят от внеш­них обстоятельств. Действия вашего ребен­ка тоже.

 

**********

 

Только представьте, всего ОДИН параметр при­вел к тому, что в шесть раз меньше людей помогли лежащему на земле и предпочли просто не обра­тить на умирающего внимание.

Вы можете сказать, что ведь есть еще 37%? И мой ребенок точно попадет в эти 37%. К сожа­лению, для любого ребенка можно подобрать усло­вия, когда он поступит не так, как нам бы хотелось и как правильно. Увы, так работает наш мозг. Дей­ствия и поведение ребенка зависят от многих па­раметров.

Давайте на примере данной ситуации разберем, что же привело к тому, что Виталик обманул маму и готовится познакомиться с сигаретой? Даже если до этого он был самым послушным ребенком на свете. Для этого хватит всего двух причин.

 

Причина № 1. Неоправданные ожидания

Когда ребенок старался и пытался что-то сделать, но не получил положительного подкрепления. Он начинает думать, что «он тупой», особенно если видит других ребят, которым учеба дается легче.

Соответственно, лучше он будет обесценивать важ­ность учебы, чем признает себя «лузером».

 

Причина № 2. Чувство значимости

Любой ребенок хочет быть всегда лучше всех, вы­делиться, даже если этому его не учили. Такова человеческая природа. И если он не может быть успешен в учебе или, например, в спорте, то мож­но быть крутым по-другому. Например, начав ку­рить первым в классе или быть самым главным «отрицательным персонажем» в классе/параллели или даже в школе. Ну а если лидерских качеств для того, чтобы стать «главным», не хватает, то все равно станет «отрицательным персонажем», правда, посредственным, ведь «отрицательные персонажи» всегда получают больше внимания и от окружающих.

А еще ребенок очень быстро подстраивается под внешние обстоятельства. Так же как в эксперимен­те с самаритянином, Виталик легко обманывает, что у него села батарейка телефона, чтобы избе­жать наказания прямо сейчас. И если его обман сработает — а он, по всей видимости, сработает — Виталик будет обманывать так всегда, потому что родители, беспокоившиеся за его жизнь, скорее всего, забудут про оценку за изложение.

Вот так неумение хорошо учиться, помноженное на несколько случайных событий, может коренным образом изменить судьбу обычного ребенка из хо­рошей, благополучной семьи. И если у взрослого человека есть понимание ответственности и уме­ние прогнозировать последствия ситуации, то ре­бенок этого еще не умеет.

Вас такое положение дел может привести в ужас. Что же делать, если поведение ребенка так зависит от внешних обстоятельств? Все достаточно просто.

Во-первых, родителю необходимо досконально разобраться и изучить результаты последних иссле­дований психологии и детского поведения.

Во-вторых, создать такие условия, которые по­зволят вырастить из вашего ребенка успешного и счастливого человека.

Обучение является ведущей деятельностью ре­бенка в начальной школе (возрасте от 7 до 12 лет). А самостоятельная и хорошая учеба в начальной школе — это один из ярких маркеров того, что у ре­бенка в будущем все будет хорошо.

Сейчас, возможно, на меня обрушится волна критики: вот Эйнштейн был полным двоечником, а вырос гением. Ну, во-первых, двоечником Эйн­штейн не был, и тому есть документальное под­тверждение. А во-вторых, о природе гениальности мы поговорим в этой книге позже, вопрос очень даже непростой. Благо современные исследования мозга, хотя бы немного, но все же приоткрывают тайну гениальности.

Здесь мы поговорим о процессе формирования здоровой личности ребенка, и правильное обуче­ние — очень важная его часть. Если обучение про­ходит правильно, то и результаты в виде хороших оценок и самостоятельного выполнения домашних заданий не заставят себя ждать.

Мы расскажем о тех проблемах, которые мешают вашему ребенку успешно учиться, и о ме­тодах, которые позволят ребенку стать действи­тельно успешным в школе и в дальнейшем в жизни.

 

Что такое успешность?

Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным. А когда я начинаю спрашивать у мам и пап, что они подразумевают под словом успех, многие начинают теряться и говорить очень про­тиворечивые вещи.

Они говорят, что, с одной стороны, мечтают о том, чтобы ребенок вырос счастливым и мог в жизни делать все, что хочет. Но с другой — непре­менно хотят, чтобы он поступил в какой-то опре­деленный вуз (заранее выбранный родителем). С одной стороны — чтобы вырос самостоятельным и способным успешно разрешать сложные жизнен­ные ситуации, но с другой — беспрекословно слу­шался родителей.

И таких противоречий очень много. В психо­логии есть понятие КОНГРУЭНТНОСТЬ, которое означает в нашем случае соответствие действий результату. Ну, например, если вы хотите иметь подтянутое спортивное тело, но при этом едите много вредной пищи, то это НЕКОНГРУЭНТНОЕ поведение. Ваши текущие действия противоречат вашей цели и отдаляют вас от нее.

Также, если вы растите «удобного» для себя ре­бенка, который беспрекословно вас слушается, вам подчиняется и не имеет своего мнения, то вряд ли такой ребенок вырастет самостоятельным. Скорее всего, во взрослой жизни найдется тот (супруг, друг, начальник, сослуживец), кто будет помыкать вашим чадом. Потому что у ребенка такая модель поведения станет нормой.

На моих семинарах и многочисленных встречах с родителями мы вместе составили портрет успеш­ного человека, который понравился практически всем родителям. Давайте я опишу его вам, а потом расскажу, как методики эффективного обучения могут помочь достичь цели.

 

Каким должен быть ребенок, чтобы родитель был доволен и счастлив?

Самостоятельным

Это означает, что ребенок должен последовательно учиться самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. А при возникновении проблемных ситуаций мог успешно их разрешать.

 

Уверенным в себе

Тут имеется в виду не пустая самоуверенность типа «Все дураки, а я молодец». Это основанная на лич­ностных компетенциях и опыте уверенность в себе, своих силах и способностях.

 

Здоровым

Большинство родителей хотят, чтобы ребенок был здоровым. Здоровье, если не брать в расчет генети­ческие заболевания, полностью зависит от самого человека. Поэтому здоровый человек — это тот, кто ведет здоровый образ жизни, правильно питается, не имеет вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

 

Образованным

Ребенок должен получить хорошее образование, иметь широкий кругозор, уметь поддержать беседу на любую тему. К таким людям все относятся с по­чтением и уважением.

 

Коммуникабельным

Способным эффективно взаимодействовать с дру­гими людьми. Успешно строить отношения: друже­ские, партнерские, любовные, семейные, рабочие.

 

Занимающимся той деятельностью, которая нравится

Родитель хочет, чтобы ребенок выбрал свой путь и занимался тем делом, которое приносило бы удо­вольствие, ведь на работе мы проводим почти треть своей жизни. А главное, чтобы он мог без страха искать себя и сменить профессию, если в какой-то момент жизни поймет, что хочет заниматься чем- то другим.

 

Материально обеспеченным

Это означает, что род деятельности, которым будет заниматься ребенок, поможет ему достойно обеспе­чивать себя или семью материальными благами.

 

Вот такой перечень у нас получился. Поразмыш­ляйте над ним, хотите ли вы для своего ребенка того же? Возможно, вы захотите дополнить этот список.

Так причем же здесь эффективное обучение в школе, а тем более в начальной школе? Все очень просто: если задуматься, то через умение учиться мы можем добиться максимальных результатов по каждому из этих пунктов.

Разве не через самостоятельное выполнение до­машних заданий тренируется самостоятельность? Разве не через умение быстро обучаться любым на­выкам и получать нужную информацию человек становится образованным и высококвалифициро­ванным специалистом? Разве уверенность в себе не связана с тем, каких вершин человек достиг в своей работе? Или финансовый успех не опреде­ляется профессиональной квалификацией челове­ка? Даже здоровье напрямую связано с образован­ностью, есть множество исследований, подтверж­дающих, что уровень здоровья и длительность жизни зависят от уровня образованности челове­ка. Высокообразованные и умные люди пользуются самыми передовыми знаниями в области охраны здоровья, а их высокий доход позволяет употреб­лять более здоровую пищу и пользоваться всеми достижениями в области медицины.

Сюда мы можем включить и коммуникабель­ность. Ведь чем круче ваш ребенок как специалист, тем более интеллигентные, образованные и инте­ресные люди его окружают.

Вот такие, неочевидные на первый взгляд, связи мы получаем. Ну а теперь вперед, к светлым знани­ям, которые приведут вашего ребенка к светлому будущему.

Давайте теперь посмотрим на цифры и иссле­дования. Аналитики глобального экономического форума (World Economic Forum) определили ос­новные компетенции, которые будут востребова­ны к 2020 году, и вряд ли к моменту взросления вашего ребенка, то есть к 2025-2030 годам, что-то сильно изменится.

Когда я читал эту аналитику, то был крайне доволен, ведь те способы, которые я использую в своих методиках, великолепно развивают многие из этих компетенций.

 

Три важные компетенции

1. Навык решать сложные задачи (Complex Problem Solving).

Думаю, здесь объяснять ничего не надо.

2. Критическое мышление.

При чем тут критическое мышление, спросите вы? А проблема вот в чем. Вокруг нас — огромный океан легкодоступной информации, причем досто­верной информации крайне мало. Любой человек может нести полную антинаучную ерунду, и мно­гие ему верят.

Сегодня на рынке интеллектуального развития огромное количество ложной информации. Вы слы­шали о том, что человек использует меньше 10% своего мозга? Эта информация часто упоминает­ся различными коучами и просто мошенниками. Причина использования такого приема понятна. Потребитель думает примерно так: «Если уж я сей­час, используя 10% мозга, вполне ничего, то, если подключу остальные 90%, буду вообще непобедим. Куплю-ка я этот тренинг, пусть покажут мне, как активизировать остальные 90% мозга».

На самом же деле ситуация абсолютно противо­положная: наш мозг эволюционно даже для чтения не предназначен. Эволюция происходит значитель­но медленнее, чем техногенное развитие человека. А у нас мозг «большой обезьянки». И мы всячески придумываем способы, как облегчить своему мозгу жизнь и справиться с «информационным цунами».


Сами подумайте: при массе 2% от массы тела наш мозг тратит 20% энергии тела. С точки зре­ния эволюции, для нас важно сохранение кало­рий. Почему нам лень вставать с дивана? Именно поэтому. Как вы думаете, неужели эволюционно мозг не уменьшился бы на 90%, если бы его 90 % не использовались? Исследования показывают, что мозг работает на все 100%, даже в покое (особенно в покое). На ФМРТ (функциональная магнитно-ре­зонансная томография) расслабленного человека светится весь мозг.

Жить в мире иллюзий, конечно, приятно, но ра­кеты, построенные на недостоверных данных, не ле­тают, а болезни не лечатся. Вот поэтому критическое мышление в современном мире так востребовано.

3. Креативность.

Третья по значимости компетенция. Мир услож­няется, и простых решений уже недостаточно. Вос­требованы будут люди, умеющие мыслить нестан­дартно.

 

Основные проблемы при обучении ребенка в школе

А теперь давайте разберемся, что же мешает ва­шему ребенку успешно учиться в школе? Я выделяю здесь пять больших блоков проблем. А во второй главе книги подробно расскажу, какие упражне­ния нужно выполнять, чтобы успешно справиться со всеми этими проблемами.

Нейропсихологические проблемы

Проблемы с мотивацией.

Проблемы психологического характера.

Проблема гаджетов (телефоны, планшеты).

Отсутствие навыков эффективного обучения.

 

Вкратце расскажем о каждой проблеме. Слово нейропсихология сейчас стало очень популярным, но, к сожалению, многие родители до сих пор не до конца понимают смысл этого на­правления. Давайте разбираться.

У мальчика Миши плохой почерк, даже не про­сто плохой, а ужасный. Родители и учителя застав­ляют Мишу часами выводить в прописях буквы, но ничего сильно не меняется. Потеряв всякую надежду, родители отдают ребенка на нейропси- хологическую коррекцию. Там ребенок выполняет различные упражнения: ползает, двигает туда-сюда глазами, завязывает пальчиками узелки, прыгает, учится жонглировать, в общем, делает какие-то непонятные вещи, никак не связанные с письмом (это, конечно, на первый взгляд).

И о чудо! Через пару месяцев почерк Миши ме­няется до неузнаваемости. В это сложно поверить, но буквы становятся ровными, а скорость письма возрастает. «Как? За счет чего?» — удивляются ро­дители.

Давайте разберем, что же произошло. Все не так уж и сложно. За различные процессы — письмо, чтение, счет — отвечают разные участки мозга. Эти участки формируются в процессе «онтогене­за» — еще одно полезное слово. То есть в процессе роста и развития человеческого организма с само­го раннего детства. А еще нужно понимать, что формируются они, казалось бы, от никак не свя­занных на первый взгляд движений, например от ползания, бега, прыжков и так далее. Например, ребенок практически не ползал, а сразу начал хо­дить. Родители безумно счастливы: «Какой он у нас молодец, какой развитой, сразу ходить начал».

Но неожиданно, в начальной школе, у ребенка появляются проблемы с почерком, а дальше еще и с геометрией. Вроде события никак не связаны? Но это не так. При ползании у ребенка развивают­ся участки мозга, отвечающие за навыки ориента­ции в пространстве. Если же ребенок эту стадию пропустил, то, соответственно, эти участки не раз­вились, что в дальнейшем приведет к проблемам.

Я сейчас все очень упрощаю, не называю кон­кретных участков мозга, моя цель — открыть вами саму суть нейропсихологических проблем. Суть со­стоит в том, что если в процессе развития ребенка какие-то участки мозга развились недостаточно, то это, скорее всего, приведет к проблемам в обуче­нии в будущем.

 

Мотивационные проблемы

«Мой ребенок не хочет учиться», — говорят ро­дители.

«А с чего он, собственно, должен хотеть учить­ся?» — спрошу я вас.

А вы уверенно ответите: «Тяга к знаниям в ре­бенке заложена самой природой!»

Во-первых, заложенную природой тягу к позна­нию ребенок проявляет и без школы. Во-вторых, поставьте себя на место ребенка-первоклассника. Представьте: ходите вы на такую работу, где вас по­стоянно упрекают, вами помыкают. При этом работа достаточно сложная и особого удовольствия не при­носит. Да, еще на этой работе зарплату вам не платят. Ну а ходить на эту работу вам придется бесконечное количество времени. Потому что 10-11 лет с точки зрения семилетнего ребенка — это бесконечность. А попытки убедить вроде: «Будешь плохо учиться, станешь дворником», — плохая мотивация. Ребе­нок прекрасно понимает, как устроен мир вокруг, и видит огромное количество «успешных неучей», например киберспортсменов, которые зарабатыва­ют сотни тысяч долларов, просто играя в компью­терные игры, видеоблогеров, звезд Инстаграма...

Получается, с точки зрения ребенка, у него нет объективных причин хорошо учиться.

Что с этим делать, будем разбираться в практи­ческой части книги.

 

Психологические проблемы

Возможно, учительница пару раз при однокласс­никах нелестно отозвалась о вашем ребенке, дру­гие ребята это подхватили, и вот уже над ним все подшучивают и издеваются. В результате ребенок не хочет идти в школу. Или у ребенка не сложились отношения со сверстниками, и поэтому он не хочет учиться.

Эти проблемы очень важно правильно и вовре­мя выявить.

 


 

Проблема гаджетов и «информационного цунами»

Проблема самая серьезная.

Нас захлестнуло информационное цунами: количество информации, которое обрушивается на нас ежедневно, огромно, а наш мозг эволюцион- но создан абсолютно для другой среды и не справ­ляется с такими объемами.

Мы постоянно оказываемся в ситуации потреб­ления информации, сотни сообщений в социаль­ных сетях, картинки в Инстаграм, приложения, игры. И если те, кто родился до 1990 года, свои школьные годы провели еще без мобильного теле­фона, то современные дети с телефоном и планше­том познакомились в первые 3-5 лет жизни.

Что же в этом такого страшного? Да, техни­ческий процесс дает нам много благ. Мы всегда на связи, за несколько секунд можем получить необходимую информацию, можем поставить ре­бенку любой мультфильм, и малыш не будет нас доставать.

К сожалению, наш мозг не справляется с этим потоком, потому что устроен по-другому. Он мо­жет либо принимать информацию, либо ее обра­батывать (то есть думать, мыслить). Когда ребенок постоянно находится в формате потребления ин­формации, его способность думать атрофируется. У врачей даже появились два новых термина. (Бо­лее подробно об этом вы можете почитать у Андрея Владимировича Курчатова, в своих многочислен­ных книгах он подробно разбирает эту тему.)

Эти термины — «цифровое слабоумие» и «ин­формационная псевдодебильность». Ими обозна­чают проблему, когда человек со здоровым физио­логически мозгом не может совершать простых интеллектуальных действий.

Кстати, в элитных частных школах полностью запрещено пользоваться мобильными телефона­ми — в этой среде растят тех, кто будет в дальней­шем руководить и управлять остальными.

В отличие от других проблем, я не до конца представляю, как решать эту. Но все же в практи­ческой части книги мы поговорим и об этом.

 

Незнание методик эффективного обучения

Какой предмет нравится ребенку больше все­го? Правильно, тот, который у него лучше всего получается. А какой меньше всего? Тот, который получается хуже. Сначала ребенок старается учить­ся лучше. Но если у него плохо получается, если за время, потраченное на учебу, он не получает эмоционального подкрепления в виде похвалы, удовольствия или хорошей оценки, то он решает просто перестать этим делом заниматься.

Как говорилось выше, есть методики, которые позволяют ребенку учиться в разы быстрее и про­ще. Например, как дети готовят пересказ? Читают несколько раз и пытаются повторить. Если не по­лучилось пересказать, то читают еще раз. И тут в голову закрадывается мысль: неужели за свою историю человечество не придумало эффективных методов пересказа? Конечно, придумало! Просто нужно о них знать.

Есть методики эффективного обучения, ко­торым не учат в школе, но которые позво­ляют учиться намного легче.

Овладев ими, ребенок научится учиться в разы эффективнее. У него станет полу­чаться то, что раньше не получалось.

Ваш ребенок полюбит учиться!   

За помощью можно обратиться к школьному психологу.  

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика