На протяжении долгого времени старшие поколения учат младшие любить и уважать свою Родину и семью, помнить и чтить предков, гордиться своими успехами и своей историей. Иными словами, воспитывают патриотические чувства в человеке.

В настоящее время данная тема не теряет своей актуальности. Стоит даже отметить то, что в последнее десятилетие уровень патриотизма среди населения России стал заметно выше, но, к сожалению его «качество» стало ниже. В связи с этим разрабатываются различные программы. В настоящее время в РФ утверждена и действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ФГОС акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». патриотический воспитание классный руководитель

Помимо государства большую роль в воспитании патриотических чувств играет школа, а точнее классный руководитель. Именно он должен посредством классных часов, тематических мероприятий, экскурсий, бесед и с помощью других приемов объяснить ребенку, что значат понятия родина, добро и зло, уважение и т.д. Заинтересовать в изучении истории своей страны, познакомить с культурой, показать перспективы государства и то, как каждый человек может повлиять на дальнейшее развитие своей родины. Патриотизм является важной чертой всесторонне развитой личности. Так, можно сказать, на плечи классных руководителей ложится большая ответственность - воспитание поколения людей благородных, убежденных, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».

Самым подходящим возрастом для формирования патриотических чувств и качеств является школьный возраст. Именно в этот период начинается процесс становления личности. Ребенок в это время воспринимает множество информации. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию ребенка, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе

 

Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание», необходимо понять, что такое «патриотизм», когда он появился и как развивался с течением времени.

Патриотизм берет свое начало с античной Греции, где зародилась полисная организация. Понятие «политейя» означало принадлежность граждан к какому-либо полису, трактовалось как гражданство. Греческая политическая мысль, полисное мировоззрение и устройство требовало от гражданина соблюдения определенных правил и выполнения обязанностей. Например, защита полиса от врагов, ответственность за благоустройство и развитие полиса. Это развивало особое чувство любви к своему полису среди его граждан. Понятия «гражданин» было равно понятию «патриот».

В античном Риме особенно ярко проявились такие черты патриотизма, как коллективизм, верность традициям, любовь к родине, мужество. Одной из главных ценностей являлось гражданство. Совершение многих подвигов было связано с защитой интересов государства.

В период Средних веков патриотизм проявлялся не столько любовью к родине, сколько любовью непосредственно к своей земле. Так как особое внимание уделялось вере, то её защита ставилась на первое место. Также сильным оставалось чувство преемственности поколений, защита ценностей конкретного рода.

В Новое время меняется мировоззрение людей, меняется строй общества и государственная организация. В данный период прошла не одна буржуазная революция. Понятия «патриотизм» и «отечество» оказались пронизанными чувством гражданственности и духом конституционализма.

Что касается Российского государства, то интересным является тот факт, что в СССР в процессе строительства социалистического общества сформировался советский патриотизм, который самым ярким образом проявился во время Великой Отечественной войны, он характеризовался такими чертами, как героизм, стойкость и мужество.

В современном мире нередко происходит непонимание или подмена понятий. Например, «любовь к родине» приравнивается или заменяется «любовью к государству», где не так важны традиции народа, сколько государственное устройство. Где любовь к народу и согражданам заменяется любовью к нации. Стремлении возвысить свою нацию над другими, показать ее превосходство привело к появлению в мире национализма и фашизма. Поэтому очень важно на самых ранних этапах становления личности сформировать правильное отношение к своей родине и дать правильное понимание того, что из себя представляет патриотизм, грамотно построив процесс патриотического воспитания. Особо важную роль в процессе патриотического воспитания играет классный руководитель.

В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм», но все они по своей сути сводятся к одному и тому же - любви к родине.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм - это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества.

Примерами проявления патриотизма могут служить:

защита Отечества;

готовность помочь стране в сложных условиях;

добросовестный труд;

гордость за свою страну и народ;

бережное отношение к истории и историческим памятникам;

ответственность за судьбу Родины;

уважение к государственной символике и гордость за государственные символы;

служение Родине;

самоотверженность и самопожертвование.

Как показала история, значение патриотизма и его роль возрастают в критические моменты: война, обострение социальных конфликтов, революция, борьба за власть, чрезвычайные происшествия или стихийные бедствия. В это время от граждан требуется применение особых сил, чтобы удержать стабильность, не растеряв при этом особых духовных качеств. Все это способствует сохранению целостности страны и ее народа.

Также следует рассмотреть понятие «воспитание». Существует много различных вариантов определения. Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитанников, их отношения в процессе деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов. Воспитание - это процесс, а патриотическое воспитание его часть.

Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Оно формирует патриотические убеждения и взгляды, чувства и нормы поведения, также включает в себя освоение гражданской культуры. Это можно обобщить и сделать вывод, что патриотическое воспитание - это комплекс работы по формированию личности гражданина - патриота.

Цели патриотического воспитания: развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности личности, укрепление государства и решение проблем его дальнейшего развития.

Чтобы данные цели были достигнуты, необходимо выполнить следующие задачи:

утвердить социально значимые патриотические ценности, убеждения и взгляды, уважать историческое и культурное прошлое страны, ее традиции;

создать условия для реализации конституционных прав и обязанностей человека, воспитать граждан в духе уважения к законам, нормам общественной и коллективной жизни;

привить чувства гордости, уважения и почитания символики государства;

создать условия для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;

сформировать религиозную, национальную, расовую терпимости.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

военно-патриотическое воспитание;

героико-патриотическое воспитание;

национально-патриотическое воспитание;

гражданское воспитание;

гражданско-патриотическое воспитание.

Развитие патриотических чувств у человека начинается с ранних лет и продолжается в течение всей его жизни. Поэтому очень важно для человека знать, что такое патриотизм, как необходимо воспитывать патриотические чувства и как их проявлять. Патриотическим воспитанием у детей на начальном этапе занимаются родители, которые прививают любовь к семье, своему дому, малой родине. По мере взросления у детей меняются взгляды на жизнь, приходит ее иное понимание жизни. Поэтому следующим важным этапом становится обучение в школе. Главенствующую роль в патриотическом воспитании играет классный руководитель, который должен приложить максимальное количество усилий для воспитания достойных граждан, кроме того, добросовестных, ответственных и порядочных людей, любящих свою родину.

 

Формы работы классного руководителя в процессе патриотического воспитания школьников

 

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несeт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для учащихся, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:

1.    Аналитическая (изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника, изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для обучающихся, воспитательных возможностей педагогического коллектива).

2.    Прогностическая (прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы, определение перспектив жизни и деятельности учащихся, группы, предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений).

3.  Организационно-координирующая (организация и стимулирование деятельности воспитанников, установление связей семьи, образовательного учреждения, социума, защита прав и свобод учащихся, индивидуальная работа с воспитанниками, ведение документации, ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проводимых мероприятий, формирование коллектива группы).

4.  Коммуникативная (развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками, помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника, помощь учащимся в установлении отношений с социумом).

Формы работы классного руководителя бывают разными. Рассматривая работу классного руководителя именно с учащими, можно рассмотреть следующую классификацию: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

Одной из самых распространенных форм работы классного руководителя является классный час. Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Цели и задачи классного часа:

Формирование знания по вопросам общественной жизни, о самом себе, о близких, о реальной жизни;

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности;

Приобретение навыка понимания своих товарищей, общения, сотрудничества, взаимодействия с ними.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практической деятельности.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Типы классного часа:

нравственный классный час;

интеллектуально-познавательный классный час;

тематический классный час;

информационный классный час.

Требования к содержанию классного часа:

Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к суждениям.

В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

Структура классного часа:

Вступительная часть - постановка вопроса;

Основная (содержательная) часть - материал для решения вопроса;

Заключительная часть - решение вопроса и определение его жизненного значения.

Формы проведения классных часов:

Дискуссионные формы: диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с интересными людьми, лекторий, аукцион.

Формы состязательного характера: конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

Творческие формы: фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка.

Игровые формы: ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные.

Формы психологического просвещения: тренинг, исследование.

Подвижные формы: веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день здоровья.

Формы работы вне школы: экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).

После проведения классного часа необходим его анализ. Он позволит классному руководителю определить задачи индивидуальной работы с учениками, а также выделить направления работы с классом.

Разнообразие форм работы позволяет классному руководителю, как центральному лицу воспитательного процесса, к разной проблеме или какому-либо вопросу подобрать такую форму, которая бы смогла с максимальной точностью передать все то, что хотел сказать педагог своим ученикам. Наиболее распространенной и доступной формой является классный час. Стоит отметить, что классные часы должны проводиться еженедельно. Обычно это мероприятие решает «бытовые» проблемы, но не стоит забывать вкладывать в них смысл. Несмотря на простоту и общедоступность, эта форма работы обладает высокой эффективностью.

 

Педагогические условия патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

 

Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Известно, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты.

Вот некоторые трактовки специалистов: С.Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей; А.В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности.

Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:

1.    Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;

2.    Педагогические условия направлены, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса.

Сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» можно считать трактовку С.Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так войти в структуру определения термина «педагогические условия» должны следующие компоненты: возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам; возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.

Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:

1.    Педагогические условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;

2.    Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;

3.     Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебное ИКТ-оборудования;

4.      В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.

Процесс патриотического воспитания протекает при следующих педагогических условиях:

- формирование базовой культуры личности, воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией, культуры жизненного самоопределения, создавая при этом широкое поле для усвоения базовых культурных начал;

- совместное занятие поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;

- целью учебно-воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни, к окружающим и самому себе;

- воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом деле. Принудительный учебно-воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если педагог, в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество, уважение.

Проанализировав рассмотренные педагогические условия, выделим наиболее эффективные при которых, процесс патриотического воспитания протекает результативно:

включение в воспитательную систему патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся - педагоги - родители;

комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся.

обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с природой России, побуждение к участию в ее сохранении и совершенствовании;

обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;

выбор содержания образования (элементы истории, литературы, этики, отечественной культуры, математики, физики, русского языка и т.д.), которое бы служило решению задач патриотического воспитания.

использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы, они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, для них характерно изменение и развитие с течением времени.

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

 

1. Название мероприятия: «О патриотизме. О Родине».

Цель - повысить уровень патриотического воспитания школьников.

Задачи:

1.    Сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, отвага, верность долгу.

2.    Раскрыть сущность понятия «патриотизм».

3.    Вспомнить войны, в которых Россия принимала участие.

4.    Познакомить ребят с известными отечественными полководцами.

5.    Провести фронтальную беседу на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Форма работы - классный час.

Педагогические условия:

-  комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: Во время проведения данного мероприятия была достигнута цель посредством выполнения поставленных поставленных задач. В целом, в обеих группах уровень патриотического воспитания повысился. Средним показателем является средний уровень патриотического воспитания (нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях), что соответствует третьему уровню патриотического воспитания, сформулированному на основе критериев Т.М. Масловой.

 

2. Название мероприятия: «Александр Невский».

Цель - познакомиться с исторической личностью через просмотр

Задачи:

1.    Познакомить ребят с событиями XII века (1240 год, 1242 год).

2.    Организовать совместный просмотр фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

3.    Написать мини-сочинение на тему «Великие русские полководцы».

Форма работы - просмотр фильма.

Педагогические условия:

- комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: - ....

 

3. Название мероприятия: «Минин и Пожарский - освободители России».

Цель - узнать, что значит праздник - День народного единства (4 ноября).

Задачи:

1.    Познакомить ребят с событиями 1612 года.

2.    Распределить роли театральной постановки «Минин и Пожарский освободители России».

3.    Организовать показ театральной постановки во время общешкольного классного часа.

Форма работы: театральная постановка.

Педагогические условия:

- комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

- формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;

- использование учебного ИКТ-оборудования для повышения эффективности процессов воспитания;

Результат: - ....

 

4. Название мероприятия: «История села Среднеивкино».

Цель - познакомиться с историей села Среднеивкино.

Задачи:

1.    Организовать встречу в школьном музее села Среднеивкино.

2.    Выслушать экскурсию на тему «История села Среднеивкино».

3.    Написать отзыв в журнале посетителей музея.

Форма работы: экскурсия.

Педагогические условия:

- комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

Результат: -  ...

 

5. Название мероприятия: «Достопримечательности села Среднеивкино».

Цель - познакомить учеников с достопримечательностями села Среднеивкино.

Задачи:

1.    Пройтись по улицам села и посмотреть главные достопримечательности.

2.    Выслушать мини-экскурсии на каждом объекте.

3.      Написать сочинение на тему «Моя малая родина - Среднеивкино».

Форма работы - экскурсия.

Педагогические условия:

- комплексном решении задач патриотического воспитания: формировании патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

- обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;

- формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;

Результаты: - ...

 

Приложение 1

 

Классный час «О патриотизме. О Родине»

Цели:

     Сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

     Раскрыть значение слова «патриот».

     Воспитать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для

демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В. Суворова.

План классного часа:

.      Вступительное слово.

.      Информационный блок.

.      Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

.      Выводы.

.      Заключительное слово.

Ход классного часа

. Вступительное слово

Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?

Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине.

И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.

Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить независимо ни от кого, помнить свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

. Информационный блок

Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?

Что вы знаете об А. Невском?

Сопровождается презентацией.

Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову - патриот. Определение на слайде.

Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.

Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.

Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?

Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война»).

Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник - 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.

Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего села. Назовем героев-земляков.

Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?

Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.

Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

Выводы:

.      Настоящий патриот способен делать важное и нужное тогда, когда это необходимо, когда этого никто не видит, и за это не награждают.

.      Необходимо с самого детства воспитывать в себе патриотические чувства.

.      Всегда нужно помнить историю своей Родины и ее героев.

.      Заключительное слово учителя

       Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувства, которое называется патриотизмом - любовью к своей родине. Надеюсь, что каждый из вас захотел стать полезным нашей Родине и постарается вырасти настоящим патриотом. Для этого придется постараться, но я верю, что у вас все получится. До свидания, всего вам доброго!

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика