Школьный этап

 

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.

(По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)

 

1.1. ...........................................-перенос значения по смежности.

1.2. ...........................................-образное, выразительное определение.

1.3. ...........................................-сочетание несочетаемого.

1.4. ...........................................-противопоставление, противоположность.

            

Задание №2

1 Прочитайте приведённое ниже стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...                            

Ф.И. Тютчев

 

Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

Сонет, баллада, элегия

 

2. Прочитайте приведённое ниже стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...                            

Ф.И. Тютчев

 

В стихотворении ведущей является тема

тоски героя по утраченной родине,

гармонии в природе и душе человека,

переживаний поэта в ожидании вдохновения,

страданий героя в отсутствии любви и дружбы

3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...          

Ф.И. Тютчев

Каким настроением окрашено стихотворение?

трагическим, героическим, умиротворённо-созерцательным, иронически-насмешливым

 

4. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...                          

Ф.И. Тютчев

 

Лирический герой стихотворения

тоскует по утраченной родине,

наслаждается красотой природы,

бесстрастно наблюдает картины природы,

восхищается борьбой природных стихий

5. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...                      

Ф.И. Тютчев

Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на резком противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот композиционный приём?

Сравнение ,антитеза, метафора, повтор

 

(По 5 баллов даётся за верно указанный термин Итого: максимальный балл- 25 баллов.)

         

Задание №3

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл - 60 баллов.)

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые,-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые...

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно...

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Не говори "не надо",-

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

         

Опорные вопросы:

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

5. Почему центральной деталью образа стали руки?

6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?

8.Какова авторская позиция?

9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

 

Творческое задание

Представьте, что вы корреспондент местной газеты. Вам необходимо поместить статью "Топ-3 –лучшее эссе о любви". (Максимальный балл- 25 баллов.)

Итого: максимальный балл- 110 баллов.

 

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

10 класс

Задание №1.  Максимальный балл-10 баллов.

Термины

Баллы

Определения

Функции

Баллы

1.1.Метонимия

-перенос значения по смежности

Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

1.2.Эпитет

-образное, выразительное определение

Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

1.3.Оксюморон

-сочетание несочетаемого

Нет в тексте

1.4.Антитеза

противопоставление, противоположность

Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д.

 

Задание №2. Максимальный балл-25 баллов.

1. Элегия

2. Гармонии в природе и душе человека

3. Умиротворённо-созерцательным

4. Наслаждается красотой природы

5. Антитеза


Задание №3. Максимальный балл- 60 баллов.

Примерный текст ответа.

Тема Родины, Росии - одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия... в первой строке и Россия!- в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека- с образом матери (Мать-земля, Родина-мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира- не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины- матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

Метонимический образ - обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.
Сторонне-неопределённому "говорят" противопоставлено конкретно- личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка  в пятой строке.

Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально- личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика"твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

 

 Монолог- оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

 

Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений- эпитетов рук матери. Их употребление культурно-исторически и причинно-следственно обусловлено. При всей номинативной значимости- "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери- Родины.

Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для автора руки матери - самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой - гимн в честь рук человека - созидателя, человека - труженика.  Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею.   

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика