Цель: Повышение правовой культуры обучающихся, способствующей формированию гражданского общества.

Задачи:

сформировать у учащихся понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права;

предотвратить правонарушения в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних;

развить познавательный интерес творческой активности учащихся;

развить у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;

повторить и закрепить основной материал, выраженный в неординарных ситуациях;

воспитать уважение к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Форма проведения:

Этап 1: Дискуссия

Этап 2: Игра-соревнование двух команд

Дидактический материал:

Презентация;

Карточки 2-х цветов по количеству участников;

Карточки «Х» и «О»;

Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».

Раздаточный материал:

Бланк для работы «Памятка: Трудовые права несовершеннолетних».

Памятка «Трудовые права несовершеннолетних».

Материалы для стенда:

Законодательные акты:

Конвенция ООН о правах ребенка

Декларация ООН прав человека

Конституция РФ

ст.37 Конституции РФ

Глава 42. (ст.ст. 265-272) ТК РФ

ст.ст.29, 58, 61, 63, 70, 82, 92, 94, 122, 229, 370

Трудовой договор (образец)

Профессиональный союз:

Положение о первичной профсоюзной организации

Коллективный договор (образец)

Печатное издание «Профсоюз»

Печатное издание «Солидарность»

Печатное издание «Профсоюзный мегаполис»

Печатное издание «Московские новости»

План урока:

Вступительное слово учителя.

Активизация знаний школьников.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Заключение (обратная связь).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Действия учителя

Действия учащихся

Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые практически каждый из вас уже был вовлечен или может быть вовлечен в ближайшее время.
В нашем государстве, под влиянием глобализации, продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. В связи с этим по инициативе Московской Федерации профсоюзов и по согласованию с Правительством города Москвы и Департаментом образования, с осени 2005 года в старших классах школ города Москвы проходят уроки, посвященные профсоюзному движению, выявлению роли и функций профсоюзов в современном обществе.
И наиболее актуальная тема на сегодняшний день – это трудовые права несовершеннолетних.

В настоящее время, к сожалению, несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних – частое явление. Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, форму выплаты заработной платы («черный, серый нал»), так и предоставление, и оплату очередного отпуска, оплату листа нетрудоспособности (больничного листа).
Очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, будь это открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальное предпринимательство (ИП), или государственное учреждение, знали и умели реализовать свои права!
Помните, прошлый раз я попросила вас заполнить таблицу, в которой вы могли отразить свои знания о ваших трудовых правах. Проанализировав ваши ответы, я подготовила материал для проведения данного занятия.
Перед вами лежат бланки, все та же таблица-памятка «трудовые права несовершеннолетних», но немного модифицированная. В течение сегодняшнего занятия я предлагаю вам заполнить ее, опираясь на представленный мною материал. В соответствующем поле вам необходимо будет записать те основные тезисы, которые вы посчитаете наиболее важными, и необходимыми для вашей дальнейшей трудовой деятельности.

Слушают
Анализируют

2. Активизация знаний школьников.

Действия учителя

Действия учащихся

Что такое труд?

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Усилие, направленное к достижению чего-либо.
Результат деятельности, работы.

Что такое трудовые отношения?

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором.

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
А для того, чтобы законы нам помогали, необходимо пополнять свои знания, расширять свою культуру – правовую культуру.
Что говорится о праве на труд в Конституции Российской Федерации?

А какой же основной правовой акт, регулирующий трудовые отношения?

В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. Ст.37 Конституции РФ посвящена праву на труд.





Главным правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ. Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в РФ:
· Всеобщая декларация прав человека ООН
· Конвенция ООН о правах ребенка
· Конституция РФ
· Трудовой кодекс РФ
· Отдельные законы о труде
· Подзаконные нормативные акты

А кто является субъектами трудовых отношений?

Каким образом оформляются трудовые отношения между работником и работодателем?

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Обязанности сторон, трудовые отношения между работником и работодателем оформляются договором – трудовым договором.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика