Задачи.

1. Познакомить учащихся с социальным явлением - "вандализмом" и его современными проявлениями.

2. Развивать умение давать оценку этому явлению нашей жизни.

3. Укреплять позицию гражданской ответственности за свои поступки.

4. Применять правовые термины при изложении материала.

Оборудование.

1. Помещение, оформленное в стиле судебного заседания.

2. Костюмы - судьи и других персонажей.

3. Компьютерная презентация

4. Статьи из периодической печати.

5. Анкета - социальный опрос по теме.

Действующие лица.

1. Судья.

2. Секретарь.

3. Прокурор.

4. Адвокат.

5. Богиня Фемида.

6. Архитектор.

7. Директор краеведческого музея.

8. Корреспондент газеты.

9. Юный художник.

10. Социолог.

Сценарий мероприятия

Секретарь: Прошу всех встать - суд идет!

Слайды

Судья: Слушается дело о вандализме.

Наверное, сегодня в зале нет человека, который бы не слышал об этом явлении или не видел его последствий.

Сегодня на предварительном слушании мы должны выяснить - является вандализм преступлением или нет?

Обвинение и защита должны предоставить доказательства виновности или невиновности этого явления - суд же вынесет справедливое решение!

Слово предоставляется стороне обвинения - господину прокурору!

Прокурор: Уважаемый суд!

Я постараюсь доказать виновность вандализма!

Что же такое вандализм?

Слайды

В словаре Ожегова есть определение этого понятия - это бессмысленное и жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей общества! (Просмотр слайдов)

Юридическое объяснение дано в Административном и Уголовном Кодексах РФ и звучит так:

"Вандализм - это общественно опасное противоправное деяние выражающееся в осквернении зданий или иных сооружений порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах".

Таким образом, обвинение считает вандализм преступлением. Оно заслуживает и морального осуждения и правового наказания!

У меня всё Ваша честь!

Судья: Ваша точка зрения суду понятна!

Теперь выслушаем сторону защиты! Пожалуйста, господин адвокат!

Адвокат: Уважаемый суд!

Моя задача - опровергнуть выдвинутое обвинение!

Я тоже обращусь к истокам этого понятия.

Слайды

Слово " вандализм" произошло от названия племени вандалов, живших в 1-5 веках нашей эры в Африке. Это племя было частью германских племён, бежавших в Африку в результате нашествия гуннов на Европу. Таким образом, племя вандалов было жертвой в тот период истории. Варварами же были кочевые племена гуннов и таким образом, не надо уравнивать понятия "варварство" и "вандализм”! К тому же историки утверждают, что вандалы были хорошими мореходами и торговцами. Это был богатый народ. Недаром, римский император Юстиниан в 4 веке захватил вандалов.

Таким образом, я хочу сказать, что слово "вандализм" не нужно отождествлять с племенем вандалов.

Прокурор: Извините, ваша честь! У меня протест!

Защита пытается обелить вандалов! И использует для этого оправдательные аргументы!

Если уж возвращаться к истокам этого слова, то нужно сказать, что вандалы были не такими уж безобидными!

Слайды

Ведь именно вандалы в 476 году нанесли сокрушительный удар по Римской империи! При этом римляне называли вандалов варварами, которые подвергли Рим страшному опустошению, уничтожая не только население, но и красивейшие памятники архитектуры той эпохи! С тех пор понятия "вандализм" и "варварство" являются синонимами.

Судья: Достаточно, господа!

Каждый из вас обосновал свою точку зрения.

Теперь выслушаем ваших свидетелей. Приглашается свидетель со стороны обвинения!

Прокурор: Ваша честь!

Я прошу пригласить первого свидетеля - богиню Фемиду!

Секретарь: Приглашается в зал свидетель - богиня Фемида!

Слайд

Судья: Свидетель, я рад вас видеть на нашем судебном заседании.

Ведь Вы моя соратница, хоть и из глубины веков! Но всё же я Вас предупреждаю об уголовной ответственности за дачу ложных показаний! Прошу Вас говорить правду и только правду!

Обвинение может задавать вопросы.

Прокурор: Спасибо, Ваша честь!

Уважаемая, госпожа Фемида!

Имеются ли у вас доказательства фактов вандализма?

Фемида: Да, такие факты есть!

Вандализм" - это понятие относится не только к названию народа, но и отдельным амбициозным историческим личностям!

Слайд

Например, девы - воительницы Амазонки построили в честь своих покровителей Храм Артемиды! Он считался одним из семи чудес света. В 5 веке Герострат сжёг этот храм, чтобы прославиться и войти в историю. Имя его стало нарицательным и обозначает разрушение, варварство, и вандализм!

Слайд

Второе доказательство - страшное деяние императора Нерона. Однажды в Риме произошёл пожар и почти весь город сгорел!

Я провела следствие, опросила свидетелей и доказала, что именно Нерон поджёг город Рим, при этом смеялся и слагал стихи в свою честь! Все были возмущены этим поступком, а Нерона назвали самым безжалостным вандалом! Я по заслугам наказывала виновных и предостерегала от новых актов вандализма.

Но, перечитав мировую историю, я с ужасом узнала, что моё правосудие не остановило варваров и вандалов сегодня!

Показ слайдов

Судья: Спасибо, свидетель. У защиты есть вопросы?

Адвокат: Ваша честь! Я хочу выразить протест!

Во-первых, показания этого свидетеля не могут доказательством!

Их срок давно истёк, и значит, сегодня они не имеют юридической силы! Во-вторых, нельзя судить Герострата и Нерона за низкий уровень культуры. Ведь они жили в эпоху разложения великой империи! Такие этапы проходили в своём развитии многие страны, тогда происходило становление человеческого общества. И нельзя отдельные случаи считать общепринятыми нормами!

Прокурор: Ваша честь! У меня протест!

Извините, но так можно оправдать любое злодеяние!

Люди должны во все времена оставаться людьми, должны беречь и уважать созданное другими!

Судья: Господа, прошу вас прекратить споры.

Это неуважение к суду!

Теперь защита может пригласить своего свидетеля!

Адвокат: Я приглашаю свидетеля-работника отдела архитектуры города Москвы.

Секретарь: прошу расписаться и занять место свидетеля.

Судья: Господин адвокат может задавать вопросы!

Адвокат: Свидетель! Можете ли Вы привести доказательства разрушения памятников архитектуры, чтобы благоустроить город, сделать его более красивым, удобным для жителей столицы?

Почему их называли вандализмом?

Архитектор: Да! Нас обвиняют в вандализме при сносе Сухаревой башни и Казанского собора Кремля в 30 годы 20 столетия. Но ведь они мешали прокладке дорожной магистрали, соединяющей Кремль с остальным городом. Новая жизнь в 30 годы 20 века требовала новых архитектурных решений. Нами двигала забота о человеке, о его удобствах.

Показ слайдов

Адвокат: Есть ли еще доказательства необходимости сноса зданий во благо человека?

Архитектор: Да! Мы снесли Храм Христа Спасителя, чтобы построить крупнейший в Москве бассейн! Забота о человеке и развитии физических способностей разве не очевидна?

Показ слайдов

Судья: Слово для перекрёстного опроса предлагается прокурору. Прокурор: Свидетель! Когда и в честь какого события был построен Храм

Христа Спасителя?

Архитектор: Ну, это всем известно!

В 19 веке в честь победы России над Наполеоновской армией в войне 1812 года!

Прокурор: И Вы считаете, что это был не памятник любви и верности русского народа Родине?

А на чьи деньги был построен этот храм?

Архитектор: Ну... богатые меценаты жертвовали большие суммы, а бедный люд отдавал последние копейки.

Прокурор: Разве Храм Христа Спасителя не был местом поклонения погибшим?

Или Вы считаете разрушение святыни - благом для народа?

Архитектор: Но у нас был приказ Сталина и Ворошилова уничтожить храм, произошло это в1931году. Ведь при новой власти не было места для религии. Она отвлекала людей от строительства счастливой жизни!

Прокурор: А разве сами москвичи не протестовали против этого акта вандализма?

Архитектор: Открыто протестовали немногие. Ведь в то время легко было попасть в список "врагов народа ". Хотя стихи об этом событии писали.

"Прощай, Хранитель русской славы!
Великолепный Храм Христа.
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Нет ничего для нас святого...
И разве это не позор,
Что шапка золота литого
Легла на плаху под топор!"

Прокурор: Что же получается? Разрушали во имя народа, при этом не слушая его мнение?

Архитектор: Но ведь времена были такие! Для новой жизни нужнее был бассейн!

Прокурор: Кстати, разве не было другого места для бассейна?

Архитектор: Были, конечно. Но ведь это был приказ, а за его невыполнение, сами понимаете - расстрел!

Прокурор: Всё ясно! Вы оправдываете этот акт вандализма трусостью перед властью, а совесть перед народом Вас не мучает.

Вы так и не доказали необходимость этого варварского поступка!

У меня всё, Ваша честь!

Судья: Пригласите следующего свидетеля - директора Кимрского музея. Обвинитель может задавать вопросы.

Прокурор: Свидетель, у Вас есть доказательства вандализма в нашей Тверской области и в частности в городе Кимры?

Директор музея: Да, есть. Их очень много! Вот некоторые из них!

Разорение национального культурного наследия началось в 20-30 годы прошлого столетия.

Показ слайдов и комментарии к ним

- В1935 году в Калинине (так назывался наш город в то время) взорвали символ нашего края Спасо-Преображенский собор.

- В том же 1935 году снесли Тверской Отроч монастырь, в связи с постройкой канала Москва-Волга.

- В 1939 году при строительстве Угличского водохранилищ взорвали Троицкий Макарьевский монастырь.

- В 20-е годы в Борисоглебском монастыре оборудовали тюрьму.

- В Кимрах в эти годы разрушили Скорбященскую церковь, сейчас на её месте находится городской парк отдыха.

- В Зареченской Вознесенской церкви тогда были оборудованы продовольственные склады.

- На месте взорванного в 1936 году покровского собора построили Драмтеатр.

- На месте храма Ильинское подворье по улице Кирова до сих пор находится спортивный клуб "Красная Звезда".

- И даже Спасо-Преображенский собор, ныне главный собор нашего города не уберегли от вандализма. Сначала в 30-е годы там был клуб кустарей со зрительным залом в 450 мест. Но почему-то кимрякам не весело было в этом очаге культуры. Через несколько лет там оборудовали склад зерновых культур. И только в 1947-1948 годах храм вернули верующим.

Судья: Достаточно. У адвоката есть вопросы?

Адвокат: Нет, Ваша честь!

Я только хочу сказать, что прошлое столетие для нашей страны было переломным. Если и были ошибки, то они подтверждают тезис: "Развитие общества - это чередование разрушения старого и построение нового на более высоком уровне".

Прокурор: Протест, Ваша честь!

Защита в очередной раз пытается неправильно истолковать общепринятые истины. Нельзя жить по принципу: "Цель оправдывает средства!".

Судья: протест принимается!

Прокурор: Свидетель, есть ли у Вас ещё доказательства того, что разрушались не только храмы, но и другие памятники архитектуры?

Директор музея: Да. Тому есть самый яркий пример.

В нашем городе есть здание, называемое в народе "Краснуха".

Официальное название этого здания - Гостиный двор. Построено оно было в 1914 году на Соборной площади (сейчас это Октябрьская площадь). Уже тогда это было одним из красивейших зданий нашего города. В начале 20 века там располагались: магазины, аптека, и даже небольшая электростанция. В годы первой Мировой войны в нем располагался госпиталь. При советской власти в помещении Гостиного двора размещались окружком, райисполком и другие советские учреждения. Поэтому в народе его и стали называть "Дом Советов" Сегодня же здание заброшено, разрушено. Здание имеет статус памятника архитектуры и нуждается в капитальном ремонте.

Слайды

Судья: Прошу свидетеля занять своё место в зале.

Есть ли у обвинения ещё свидетели?

Прокурор: Да. Ваша честь! Я приглашаю свидетелем вандализма корреспондента газеты "Кимрский вестник".

Судья: Прошу свидетеля занять место свидетельских показаний.

Прокурор: Свидетель, у вас есть факты вандализма?

Корреспондент:

Да. В нашей газете мы часто печатаем статьи о вандализме.

Вот несколько примеров:

Отрывки из периодической печати прилагаются.

Судья: Большое спасибо, свидетель. Суду всё ясно.

У защиты есть свидетели?

Адвокат: Да, Ваша честь! Я хочу пригласить юного художника Ваню, которого почему-то называют вандалом.

Судья: Пригласите свидетеля.

Господин, адвокат может задавать свои вопросы.

Адвокат: Ваня, почему тебя называют вандалом? Ведь ты художник-авангардист.

Прокурор: Протест, Ваша честь! Адвокат подсказывает свидетелю.

Судья: Протест принимается. Господин адвокат. Задавайте вопросы, а не делайте выводы!

Адвокат: Хорошо, Ваша честь.

Свидетель, почему Вас называют вандалом?

Юный художник: Да, меня называют варваром и вандалом за то, что я рисую на стенах домов и заборах. А ведь я стараюсь самовыразиться, я можно даже сказать - украшаю наш город яркими рисунками и надписями. Ведь стены наших домов серые и однообразные.

Вреда я никому не приношу.

Адвокат: Действительно! Искусство Вани - это одно из направлений живописи. Оно называется - граффити и известно с древних времен.

Я прошу суд защитить юного художника от несправедливых обвинений.

Судья: Господин, прокурор! У Вас есть к свидетелю вопросы?

Прокурор: Да, Ваша честь!

У меня к свидетелю два вопроса.

Свидетель! Вы занимаетесь своим искусством дома, разрисовываете стены своих комнат?

Юный художник: Конечно же нет, меня за это отругает мама.

Прокурор: Второй вопрос. Почему Вы занимаетесь своим "искусством тайком, когда Вас никто не видит?

Юный художник: Днем я не могу заниматься своим любимым делом, так как это почему-то не нравится взрослым и милиции. Далёкие от искусства обыватели почему-то меня не понимают и ругают.

Прокурор: Я думаю суду всё ясно! У меня больше вопросов нет.

Я считаю, что искусство этого свидетеля произошло от слова "худо". Пользы никакой, а только вред!

Ваша честь! Разрешите пригласить последнего свидетеля?

Судья: Пригласите в зал свидетеля, который является социологом.

Свидетель может дать показания!

Социолог: Я провел социологический опрос среди учеников вашей школы и сделал следующие выводы по данным анкет:

Результаты соцопроса прилагаются.

Судья: Ну, что же. Сегодня на судебном заседании мы рассматривали дело о "вандализме”. Переходим к прениям сторон. Слово стороне обвинения.

Прокурор: Буду краток, так как доказательства моих свидетелей говорят сами за себя.

Я считаю, что доказан факт противоправного деяния - вандализма.

В результате варварского отношения сегодня утрачены для нас и будущих поколений прекрасные образцы культуры и памятники истории. Берегите и цените чужой труд и достояние страны!

Мы - это то, что нас окружает. Давайте же делать свою жизнь краше.

Судья: Слово предоставляется стороне защиты.

Адвокат: Даже выслушав всех свидетелей, я считаю, что уничтожить или наказать "вандализм" нельзя.

Он был, есть и будет сопровождать нашу жизнь. А вот направить деятельность людей, склонных к вандализму можно и даже нужно.

Поэтому наша задача не наказывать, а воспитывать людей, учить их истинно прекрасному!

Судья: Прения закончены. Суд сразу выносит решение:

Рассмотрев дело о "вандализме" суд постановляет: осудить вандализм в любых его проявлениях. Для нарушивших общественный порядок, для тех, кто уничтожает или оскверняет памятники архитектуры и культуры предусмотрена уголовная ответственность с 14 лет и наказание по статьям 167, 213, 214 и 267 - штраф от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев или арестом на 3 месяца.

Судебное заседание считаю закрытым.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика