Цели:

актуализировать  и расширить представления обучающихся о признаках правового государства;

развивать умения работать с неадаптированным текстом, связывать важнейшие теоретические положения темы с социальной реальностью, участвовать в дискуссии;

формировать отношение к проблеме создания  справедливого общества и жизни в нём.

ХОД УРОКА

I. МБ (мотивационная беседа)

–   Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться от взаимной теплоты, не замёрзнуть. Однако,  вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замёрзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя своё общество, должны…   (продолжите мысль данной притчи).

– Как идеал общественного устройства  была создана идея правового государства и гражданского общества. Что и является темой нашего урока.
– Перед вами тема урока, корректно ли ставить задачу – «выделите ключевые слова темы»? Почему?
– Определите, просмотрев параграф учебника структуру ИНМ,  выделите самые крупные блоки темы.
– Сформулируйте цель урока, опираясь на название темы.
– Знакомство с технологической картой урока.

II. ИНМ

1. Актуализация знаний

 – Какие признаки правового государства мы знаем, помним? Примечание. Признаки правового государства изучались в 9 классе.
– выполняем задание №1 Уровень 1
– Подведение итогов, выполнения задания  №1, самоопределение уровня дальнейшей работы по теме.

2. Работа в индивидуальном режиме

 – Задание №2 – первый уровень.
или
Задания второго уровня.
– Подведение итогов по заданию №2 первого уровня.

3. Групповая работа

для уровня №1 по заданию №3
или
группа №2 объединяются в свои группы.

– Подведение итогов по заданию №3 первого уровня.

4. Подведение итогов работы групп второго уровня

В случаях затруднений работают ребята уровня 1.

5. Дискуссия зад №6 первый уровень

6. Подведение итогов урока (рефлексивная работа с таблицей), самоопределение по домашнему заданию, планирование оценки следующего урока

Примечание, обучающиеся, начавшие работу  со второго уровня,  могут перейти на уровень № 1 при подготовке домашнего задания..

Технологическая карта урока. Правовое государство и гражданское общество. §22

Часть I. Правовое государство.

Государство существует не для того,
чтобы превращать земную жизнь в рай,
а для того, чтобы помешать ей
окончательно превратиться в ад.

Н. Бердяев (1874-1948) русский философ

Индивидуальный маршрут изучения темы

Уровень 1
Оценка 4-5

      

Уровень2
Оценка 3

      

Зад. 1

 

Признак 1

 

 Зад. 2

 

Признак 2

 

Зад. 3

 

Признак 3

 

Зад. 4

 

Признак 4

 

Зад. 5

 

Признак 5

 

Зад.6

 

 

 

Уровень 1

1.  Какие признаки правового государства мы знаем?

 


 

2.   Индивидуальная работа. Используя текст  приложения, определите и сформулируйте новые признаки правового государства. Заполните таблицу. Как вы считаете,  данные признаки являются новыми или дополняют уже известные нам. Если да, то, какие?

Признак

Объяснения

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование… Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими  от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах жизни. Если же естественные права человека  ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества.
Разрабатывая законы, принимая  на их  основе  другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

3. Групповая работа. Соотнесите примеры с  известными вам признаками правового государства либо с нарушениями известных вам признаков правового государства.

Примеры

Признаки

1. В 70е годы в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров граждан. Многие американцы, зная о подслушивании,  стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх.

 

2. В  Италии возбуждено уголовное дело против премьер-министра С. Берлускони  за неуплату налогов.

 

3. В  90е годы  в РФ в условиях отсутствия закона «Об альтернативной воинской службе», на основании статьи   Конституции, дающей право на альтернативную воинскую службу, призывники освобождались от призыва в армию по решению суда.

 

4. Домашнее задание.  Принцип разделения властей реализуется в президентской, парламентской, смешанной (полупрезидентской) республиках. Составьте таблицу сравнительных характеристик данных республик на основе текста учебника стр. 243-244.

Вопрос для сравнения

Президентская республика

Парламентская республика

Смешанная республика.

1. Президент избирается

 

 

 

2.  Правительство возглавляет…, и оно несёт ответственность перед…

 

 

 

3.  Президент имеет право распустить …., но не имеет право распустить…

 

 

 

4. Парламент имеет (не имеет право) смещать правительство.

 

 

 

Дополнительный вопрос.  Что даёт принцип разделения властей? Какое соотношение властей существует в правовом государстве? Почему? стр. 243

5. Работаем на следующем уроке. Анализ Конституции РФ, ст. №11,117. Какой тип республики существует в РФ?

6. Вернитесь к эпиграфу урока. Можно ли слова эпиграфа отнести к характеристике правового государства. Приведите ваши аргументы.

Уровень 2.

 Задача. Сформулировать и выучить признаки правового государства.

1. Господство права (первый признак)

 По содержанию вышеприведённой фразы определите позиции государства и права по отношению друг к другу. Запишите

Первая позиция –                                                              Вторая позиция –

Углубление. Это значит – стр. 242, первый абзац (устно)

2. Книга состоит из страниц.

Право состоит из (запиши)…

Значит господство права связано  с верховенством (запиши)…      (второй признак)

3. Разделение властей на 3 ветви – законодательную, исполнительную и судебную.  (третий признак).

Поработай вместе с группой №1 и заполни треугольник.

 


                                                                                                                                       
4. Независимый суд (четвёртый признак) Но! Парадокс. Суд может зависеть. Он зависит от (вставь слово) …, т. к. судья принимает решение на основе (вставь слово) …
5. Реальность и защищённость  (вставь слова) …. и … граждан.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика