Оборудование: мультимедийная установка; карточки с описанием типов профессий; ручки, листы бумаги.

Учитель. Очень давно у первобытных людей не существовало разделения труда, поэтому не было и профессий. Каждый человек занимался всем сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. 

Мужчины охотились на животных, строили жилища, делали оружие. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, шили одежду, растили детей. По мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми, появилась специализация по видам деятельности. Одни становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, кузнецами и т.д. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Так возникли профессии. Как вы понимаете, что такое профессия?

Ученики делятся своими мыслями.

Учитель. Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, соблюдать ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Упражнения

Моя будущая профессия

Учитель. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий. На листах бумаги вам надо будет написать названия профессий, начинающихся с каждой буквы фразы "Моя будущая профессия”.

Школьники выполняют задание индивидуально, потом оглашают профессии, которые придумали. В ходе беседы все профессии разделяются на основные типы, с которыми старшеклассники, как правило, уже знакомы.

Типы профессий:

• человек – природа;

• человек – человек;

• человек – знаковая система;

• человек – художественный образ;

• человек – техника.

Что лишнее?

Учитель. Сейчас я вам раздам карточки с типами профессий и их особенностями. Вы должны распределить особенности к каждому соответствующему типу. Например, берется тип "человек – природа”, к нему откладываются карточки, в которых указаны особенности, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью и т.д.

Задание выполняется в группах. Затем ребята представляют результаты своей работы.

Оптимисты и скептики

Учитель. Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Сейчас мы с вами проанализируем несколько выбранных вами профессий, записав в одну колонку их достоинства, а в другую – их недостатки (то есть плюсы и минусы). Особое внимание обратите на то, что минусы могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, подумайте и о том, как преодолеть их, – это вам поможет в дальнейшей работе.

Ученики выполняют задание индивидуально, разделив лист бумаги на две части: "+” и "–”. Помочь им могут наводящие вопросы, написанные на доске.

Возможные вопросы:

• Какое значение имеет эта профессия для общества?

• Какой труд в ней используется?

• Имеет ли профессия медицинские противопоказания?

• Какими качествами должен обладать специалист?

Учитель. После того, как вы выделили основные плюсы и минусы, давайте подумаем, что же нужно для того, чтобы минусы превратились в плюсы? Как это может осуществить человек, работающий в той или иной профессии?

Школьники предлагают свои варианты, ведется обсуждение.

Значимость профессий

В этом упражнении ученики объединяются в группы и поочередно приводят аргументы в пользу социальной значимости профессии, которую называет учитель.

Подведение итогов

В завершение мероприятия учитель вместе с учениками обобщает всё сказанное на занятии, спрашивает у школьников, что им показалось наиболее интересным и полезным, желает старшеклассникам сделать правильный выбор в данном направлении и реализовать себя в профессии.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика