Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных  жизненных  ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. воспитывать ценностное отношение к  людям.

Тип урока: Урок открытия нового знания

УУД:

Регулятивные действия:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,

совместная постановка учебных целей и задач

Личностные УУД:

ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;

выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;

проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учёт разных мнений;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах

 

Организационный момент. Здравствуйте.

 

Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;

д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

 

III. Актуализация

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова

 

Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.

Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.

И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.

Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.

В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.

- Определите, пожалуйста, тему нашего урока - (Тема урока «Долг и совесть»)

 

- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:

Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

Раскрыть суть общественного и морального долга.

IV. Просмотр мультфильма «Подвиг русских пилотов» по сценарию Р.Рождественского режиссер В.Самсонов

- Что же такое долг? Как его определить?

- Вот послушайте арабскую притчу «Долг».

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков  я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание  своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

 

Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?  

(Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

 

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили  и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

 

Работа со словарями. (найти толовые словари)

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

 

ДОЛГ - греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Долгом, именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Долге — о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым

 

Физкультминутка:

Вот мы руки развели

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнись

- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)

- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)

Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.

- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Просмотр видеоролика «Памяти Януша Корчака» (с 1.15 до 2.30). Работа с учебником – стр. 68. Прочитайте о Януше Корчаке и ответьте на вопрос: Как вы можете объяснить поступок Я. Корчака?

После просмотра и работы с текстом учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово «совесть».

Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

 

Афоризмы:

Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М.А. Савицкий

2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

Л.С. Лихачев

4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

7. Самое лучшее украшение – чистая совесть

Цицерон

- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.

Работа в группах.

- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. (Приложение 1)

 

- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

1. «100 рублей»

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

«Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

«Находка»

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия

 

 

- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)

- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

- Что у нас получилось?

- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.

И завершить наш урок мне бы хотелось тренингом «Как не попасть в сети зла?»

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Э то – первый пальчик. Вы начинаете взращивать егов себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце

Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.

Запишите домашнее задание:

обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.

творческая работа по выбору:

*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге

 

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика