Цели урока: создать условия

– для формирования представления, что такое группа людей и их виды;
– для развития умения выполнять "групповые нормы”;
– формировать навыки сотрудничества и сопереживание в группе;
– воспитывать взаимопонимание, взаимовыдержку, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Представление: формировать представление учащихся о "инструментах” общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение.

Отношение: умение критиковать, хвалить и принимать похвалу.

Стратегия поведения: демонстрировать навыки общения, умение слушать, начинать, поддерживать, прекращать разговор.

Оборудование: учебник "Обществоведение”, автор Л.Н.Боголюбов и др. для 6 класса, картина В.И Сурикова "Степан Разин”, музыкальный центр.

Дидактический материал: "жар-птица”.

Ход урока

1. Психоэмоциональный настрой урока:

– Ребята, здравствуйте, я очень рада вас всех видеть. А сейчас закройте глаза и представьте, что над вами – небо, на небе тучи. Откройте глаза, а вот и капли дождя (хлопок), 2 капли (2 хлопка), 3 капли (3 хлопка) и пошел частый, частый дождь (хлопаем). И вдруг радуга – солнце. Мы тянемся к нему (поднимаем вверх руки) и улыбаемся.

Опустили глаза, рядом твой друг (подруга). И сейчас вы можете встать и пересесть по желанию за парту к другу (подруге). Как вы себя чувствуете? Уютно вам на уроке? У кого какое настроение? Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось на протяжении всего урока и способствовало нашему с вами взаимопониманию.

2. Активизация умственной деятельности:

– Что такое взаимопонимание?
– Чем отличаются деловые и личные отношения?

На доске написаны слова: удовольствие, радость, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, благодарность, любовь.

Задание:

– Изобразите мимикой лица эти слова, прочитывая их;
– Что выражают эти слова? (Чувства.)
– Раздели эти чувства на две группы: положительные, отрицательные.
– Какие чувства, ты бы добавил к каждому списку? (Можно работать в паре.)

3. Проверка и контроль знаний:

На доске "Жар-птица” с чудным хвостом (каждое перо имеет свою стоимость).

АЛЫЕ ПЕРЬЯ стоят 5 баллов; ЗЕЛЕНЫЕ ПЕРЬЯ стоят 4 балла; СИНИЕ ПЕРЬЯ стоят 3 балла.

Учащиеся выходят по желанию, определяют на какой балл хотят ответить, "выдергивают” перо и отвечают или выполняют задания индивидуально.

"ПЕРЬЯ” с карточками.

Вопросы на (5 баллов):

Какие отношения называются межличностными?

Что такое взаимопонимание? Как оно возникает?

Чем отличаются деловые и личные отношения?

Что такое симпатия? Антипатия?

Какие существуют виды межличностных отношений?

Как ты думаешь, почему дружба так важна для людей?

Что такое настоящая любовь?

Вопросы на (4 балла):

Что притягивает и отталкивает людей в межличностных отношениях?

Составь словесный портрет своего друга (подруги)

Прочитай свое любимое стихотворение о дружбе и любви. Объясни, чем оно тебе нравится?

Какое правило взаимопонимания нужно помнить? "От улыбки, хмурый день светлей…”

Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируют.

Вопросы на (3 балла):

Приведи пословицы на высказывание: "Не торопись с выводами”.

Приведи пример пословицы на высказывание: "Не спеши делать выводы по первому впечатлению”.

Можно ли назвать личностью животное?

Что такое чувства?

4. Мотивация урока, целеполагание.

– Ребята, прочитайте тему урока: " Ты и твои товарищи. Группа. Лидер”.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Что бы вы хотели узнать об этом? (Учащиеся ставят цели и определяют задачи урока.)

5. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы (какие бывают группы, о групповых нормах).

– Какие объединения людей вы знаете? (класс, семья, компания, секция и т.д.)
– Почему люди стали объединяться в группы?

2. Деление класса на группы. Класс делится на группы самостоятельно.

– Почему вы так разделились? (отвечает каждая группа.)
– Что общего у вас? Кто из вас проявил большую инициативу по созданию вашей группы?
– Кого из ваших товарищей можно назвать лидером? Какими качествами должен обладать лидер группы?

Физкультминутка: Выберите из своей группы лидера. Каждому лидеру нужно провести со своей группой упражнение физкультминутки.

(Упражнение активизирует внутренние процессы, гармонизирует нервную систему.)

"Расхлопывание”.

Исходное положение: стоя или сидя в парах.

Начните поочередное "расхлопывание” друг друга по плечам и верхней части спины расслабленными ладонями;

Продолжайте упражнение с некоторым усилием;

Произведите легкое постукивание мягкой частью кулака;

Продолжайте упражнение, придавая некоторое усилие рукам;

Начните поочередное "расхлопывание” по плечам и верхней части спины ладонями, применяя некоторое усилие;

Закончите упражнение поочередным поглаживанием друг друга по плечам и верхней части спины сверху вниз.

(Упражнение выполняется в целях профилактики 3–5 минут.)

3. Работа с учебником: Обществознание 6 класс (стр. 113).

а) Прочитать вопрос "Что можно, чего нельзя и что за это бывает?”
б) Составьте для своей группы правила, по которым бы "жила” ваша группа
(Записывают в тетрадь.)
в) Озвучивание каждой группой групповых норм (правил).
г) "Валеологическая пауза для глаз”

Исходное положение: стоя или сидя,

Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 сек. в течении 2 минут.

Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течении 1 минуты.

Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону – 2 минуты.

Упражнение выполняется 3–4 раза с интервалом 1 минута. Общая продолжительность занятий 5–10 минут. Упражнение 2 и 3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

(Упражнение снимет умственное утомление, активизирует кровообращение в области глаз и мозга.)

4. Вы поработали на уроке 10 минут в группах.

– Какая группа по-вашему быстрее всех выполнила задания, отвечала на вопросы?
– Почему?

Вывод: Группа работает быстрее, слаженнее, правильно отвечает на вопросы потому, что у них лучше развиты навыки общения: умение слушать друг друга, поддерживать, начинать, прекращать разговор, убеждать друг друга.

6. Повторение, систематизация и закрепление изученного материала.

1. " Посещение картинной галереи”.

Рассмотрим картину В.И.Сурикова (1848–1916) "Степан Разин”.

Обсудите в группе:

– Какая группа людей изображена на картине? Что тебе известно о ней из курса истории? Кто среди этих людей лидер? Как его описывает художник?
– Каково их положение в группе?

2. Звучит детская песенка Ю.Энтина "Антошка”.

– "Антошка” противопоставляет себя группе.

Чем закончилась эта история? Как в реальной жизни может поступать группа с человеком, который не выполняет ее требования и делает только то, что ему хочется?

3. Практическая работа:

а) Каждый член группы придумывает и предлагает интересное и нужное людям дело. Может быть, ты с ребятами решишь быстро и неожиданно соорудить для малышей снежный городок? А может, помочь кому-нибудь из пенсионеров принести воды, откопать снег или что-то другое. Запишите каждый свое предложение в тетрадь.
б) Вспомните нормы группы (посмотрите записи) и постарайтесь представить свое предложение группе.
в) Если получилось у вас много дел, то решите вместе, за какие дела возьметесь в первую очередь, какие выполнить во вторую и третью. Какое дело вы выполните группой?

4. Анализ ситуации:

"Шли по дороге 20 путников, однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки. В это время, когда разбойники крепко держали одного из путников, другой отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников.

– Подумайте, можно ли назвать этих путников группой?
– Какого важного качества группы им не хватило?

5. Почему говорят: "Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. "Один в поле не воин”?

7. Итог урока:

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие могут быть "групповые нормы”?
– Как нужно себя вести в группе для того чтобы она работала более слаженно и результативно?

8. Домашнее задание: пар. 14 стр. 110–114.

Каждая группа выполняет свои намеченные дела и готовит отчет о проделанной работе к следующему уроку.

9. Рефлексия

ТЕСТ " Рефлексия”.

Я узнал (а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

Задание выполнять было легко, так как я:
а) много думал,
б) работал в группе.

Задание было выполнять трудно, так как я:
а) многого не знал,
б) мешали члены группы.

Теперь я могу:
а) организовать группу,
б) быть членом группы,
в) быть лидером группы.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика