Цели:

Обучающая: Способствовать формированию у учащихся четкого представления об этнических общностях (род, племя, народность, нация).

Развивающая: Формирование умения объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. 

Воспитательная: Способствовать воспитанию  гуманности, терпимости к другим нациями народностям, интереса к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.

Задачи:

проанализировать и дать оценку понятиям род, племя, народность, нация, дать характеристику понятиям национальность, межнациональные отношения;

сформировать навыки аргументировано выражать своё мнение;

показать множество межнациональных взаимоотношений в мире;

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и нацеливает студентов на изучение вопросов социальной структуры и основных этнических общностей. Для достижения наилучшего результата учебное занятие проводится в форме беседы, что способствует одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала. Коллективные формы учебной деятельности позволяют втянуть в процесс обучения даже слабых студентов. Тема даёт возможность каждому студенту переосмыслить свою жизненную позицию, проанализировать свои социальные роли.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

Результаты урока.

План Урока

Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

Актуализация опорных знаний.

Усвоение новых знаний.

Демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Итог урока.

 

Ход урока

 

Оргмомент. Сообщение темы, постановка цели урока, мотивация (3мин.)

Цель сегодняшнего урока – рассмотреть основные категории: этнос, общность, род, племя, народность, нация, межнациональные взаимоотношения, межнациональные конфликты, их причины

Я уверена, что для вас, вступающих во взрослую жизнь, необходимы знания как социальной структуры общества, так и культуры межнационального взаимодействия и общения.

II. Актуализация опорных знаний (14мин)

Все вы знаете, что общество представляет собой сложное социальное образование. Что вы вкладываете в понятие «общество»?

Ответы студентов на основе жизненного опыта.

Чтобы дать определение «нации, этнос», необходимо вернуться к нашей прошлой теме и ответить на следующие вопросы (фронтальный опрос):

1. Что представляет собой социальная группа?

2. Какие виды социальных групп вы знаете?

3. Назовите критерии деления на социальные группы.

4. Какая социальная группа называется первичной?

5. Какая социальная группа называется вторичной?

6. Что представляет собой социальный институт?

Молодцы, вы вспомнили основные понятия прошлой темы, и они помогут нам при освоении нового материала.

Усвоение новых знаний (20 мин.)

Легенда:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

—        Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: —        Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы  так скучно!

Как  вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(студенты высказывают предположения)

2. Мотивация студентов ( 2 мин)

Что такое «этнос»? (высказывания студентов)

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность — племя, народность, нация (по словарю Ожегова)

Этнос - общее название национальных образований: нации, народности и т.п. (по словарю Даля)

3. Изучение нового материала ( 25 минут)

Прочитайте в словаре понятие «этническая общность»

3.1 Этническая общность — это

исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

3.2 Основные виды этнических общностей

Из этого понятия выделите основные составляющие этнической общности?

Запишите их в рабочем листе под стрелками.

Задание: С помощью презентации, попробуем дать характеристику этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах) 
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). 

Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений,обрядов. 

Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. 

Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Связь с историей

В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть В-Е равнины, на этой территории проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные  были поляне, ильменские славяне, древляне…

Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов

В IX  в. формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г. Киеве – Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение  этих племен  в единое государство.

Подчиняясь власти киевского князя  каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных  походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью

В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым.

Так постепенно складывалась древнерусская народность.                                

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

В результате моголо-татарского нашествия в XIII в. древнерусская народность была разобщена.

С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык .

Жители Юго-Западной  и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо – Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.

 В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель

Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская . белорусская народности.

 Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация - русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации.

Просмотр ролика «О нациях»



3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

отношения между разными национальностями внутри одного государства;

отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).

1. Мирное сотрудничество - Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2. Этническое поглощение - Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный). 


3.5 Межнациональные конфликты. 
В современном мире практически не существует этнически однородных государств.

Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Что такое межнациональный конфликт?

Запишите понятие в рабочем листе.

Межнациональный конфликт — это

одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм. 

3.6 Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой. 

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

3.7 Типы межнациональных конфликтов. (мини-доклады)

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) —это идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.


Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.


Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

4. Закрепление полученных знаний. (5-7 мин)

4.1 Примеры межнациональных конфликтов

1. Самый ранний тип этноса (1 балл)

1) народность       2) нация          3) племя  

2.В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и (2 балла) «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма         2) толерантности          3) расовой нетерпимости      4)ассимиляции

3.В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Это пример,

1) межэтнической интеграции   2) ассимиляции      3) этнического смешивания     4) культурного плюрализма  (1 балл)

4. Признак этнической социальной общности

1) единое гражданство 2) язык и культура 3) религия и мораль  (1 балл)

Подсчитайте баллы

5 баллов -5

4 балла – 4

3 балла -3

2 и ниже – 2

Работа проверяется. Выставляется оценка.

5. Рефлексия ( 2 мин)

5.1 Лестница успеха

Вернемся к началу урока, вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные.

Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы  с вами живем в многонациональном государстве.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru