1. Подбери три-четыре однокоренных слова к существительному «природа». Попытайся объяснить, какой смысл объединяет все эти слова.

2. Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.

«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».

1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.

2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.

3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.

4. В перечне видов загрязнений обведи номера тех, которые появились в результате деятельности человека.

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

5 . Предположи, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной.

1. Подбери три-четыре однокоренных слова к существительному «природа». Попытайся объяснить, какой смысл объединяет все эти слова.

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

К слову "природа" можно подобрать такие однокоренные слова:

природный, природоведение, природоохрана, природовед, природоохранный, природозащитный, природопользование, природоведческий, природно-климатический, природно-биологический, природосберегающий.

Во-первых, их объединяет общий корень – природ.

Во-вторых, их объединяет то, что все эти слова связаны с окружающим нас миром.

2. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В

3 1 2

3. Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.

«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».

1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.

1. Обе культуры – плод исторического развития.

2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения».

3. Между природой и человеком существует равновесие.

2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.

Природа источник вдохновения(культура); природа заставляет людей вести здоровый образ жизни; природа является основным источником питания человека.

1) в суровых, холодных условиях люди становятся запасливыми.

2) в райских местах, где не надо бороться за жизнь люди стремятся познать мир и себя.

3) частые разрушительные катаклизмы научили людей начинать жизнь с нуля, изобретательности тем самым всегда быть на чеку и созидать снова и снова.

3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.

Человек есть слуга и хозяин природы. Весь материальный мир человек черпает из природы - еда, одежда, топливо, другие ресурсы. В отрыве от природы человек будет беспомощным, как ребенок. Человек и природа неразделимы.

5. В перечне видов загрязнений обведи номера тех, которые появились в результате деятельности человека.

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

5. Предположи, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной.

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

6. Опираясь на текст учебника, заполни схему. Приведи примеры каждого вида природных ресурсов.

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Примеры: нефть, газ, каменный уголь, руды.

Также подразделяются на:

• Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

• Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

• Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотнопригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Неисчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др.

Примеры: вода, ветер, энергия солнца.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru