Цели занятия:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План занятия:

Понятие и сущность налогов.

Структура налога.

Виды налогов

Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки логического ряда, рисунки учащихся, карточки-задания

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Доброе утро. Сегодня мы проведем занятие спецкурса по «Финансовой грамотности» в рамках подготовки к ЕГЭ. Мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего занятия вы назовете сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего занятия “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А вот Екатерина Великая и Поль Гольбах думали иначе. (Демонстрация слайда 2)

Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учитель: А теперь сравним с первоисточником. (Демонстрация слайда 3)

Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из ( Приложения 1), и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 3), мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

Налог –

часть доходов граждан или предприятий;

носит обязательный и принудительный характер;

выплата периодическая;

выплата в пользу государства;

размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель, обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки Взгляните на доску. Как вы думаете, почему здесь картинка Конституции РФ? Как это связано с сегодняшним днем?

Ответ учеников: Сегодня 12 декабря – День Конституции.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание 20.КИМ ЕГЭ

Задание №20 Конституция – основной ………(А) государства ……….(Б) юридической силы. Это единственный Закон, принятый ………(В). Она состоит из……….(Г), Раздела 1 и Раздела 2.Президент РФ является ………(Д)Конституции.

В статье 57 Конституции РФ записано «Каждый обязан платить………(Е)установленные ……(Ж) и ……..(З). Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной ……..(И)не имеют».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1.Сила

2.Гарант

3.Документ

4.Всенародно

5.Высший

6.Преамбула

7.Законно

8.Налог

9.Таможенная пошлина

10 Сбор

11.Закон

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Дети выполняют задание 20 в карточках, а правильный ответ демонстрируется. Они сравнивают ответы

Демонстрируется слайд «Соляного бунта»

Учитель: что стало причиной этого события и почему?

Что вы знаете из истории налогов в нашей стране? (ответы учащихся)

Ученик 1.До возникновения государств о налогах и речи не было. В них просто не было необходимости. Когда появилось первое государство, понадобились деньги для его содержания.

Уже в древности считалось, что правитель должен быть богаче своего народа. Он должен возводить империю, завоевывать новые земли, расширять территорию.

Все это требовало не малых денег. А где их брать? Конечно, у народа. И бедный люд облагали налогами.

Со сменой правителя, менялась и система налогов. Властители, жаждавшие обогащения, власти, собственного величия, ужесточали налоговую систему. Правители, желавшие блага своему народу, наоборот, смягчали и убирали некоторые налоги.

В Древней Руси финансовая и налоговая системы стали складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель.

Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые назывались «дань».

В Древней Руси в ноябре каждого года, князь с дружиной по несколько сотен воинов объезжал подвластные ему территории для сбора дани. Господствующая группа населения, которая называлась «русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

Для простых людей чёткого размера повинности не было, и при попытках увеличить дань, народ всегда сопротивлялся. По свидетельству историков, за это был убит великий киевский князь Игорь древлянами при попытке вторично собрать с них дань в 945 году

Его жена княгиня Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город , сожгла его, а жителей заставила платить тяжкую дань.

После подавления восстания она провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась собранная дань. При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора.

В Киевском государстве единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом доме. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Чтобы не платить налог, многие крестьянские избы топились по-черному, с вытяжкой дыма через дверь.

Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемаяза право проезда и за провоз товара через заставы у городов и крупных селений.

Сборщик мыта назывался мытарем. В наше время подобным сбором пошлин занимаются таможенники.

Ученик 2. В период феодальной раздробленности Руси мыт взимался за каждую повозку. Хитрые купцы старались максимально нагрузить свои повозки товарами, причем так, что иногда товары падали с повозок. В качестве контрмеры местные князья ввели правило: товар, выпавший из повозки, переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой эксплуатации русских земель. Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована первым государемВсея РусиИваном III (15 век).Именно он заложил первые основы налоговой отчетности, разделил налоги на прямые и косвенные, определил их размер и направил на нужды государства.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Пример: земельный налог, транспортный налог.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене. Пример: налог, а именно акциз на пиво.

Принцип налогообложения Ивана Великого используется до сих пор.

Для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (говоря современным языком) идентифицировать всех налогоплательщиков.

Ученик 3. При Петре 1 произошли крупномасштабные государственные преобразования в России. (конец 17 начало 18 века)

Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело, торговля. Купцам Петр настойчиво предлагал объединять капиталы.

Для улучшения торговых путей он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов.

Петр I очень нуждался в деньгах. Поэтому царь старался изымать с населения как можно больше налогов, чтобы пополнить казну.

Царь учредил особую должность - прибыльщик, обязанность которого изобретать новые источники доходов казны, т.е. придумывать новые налоги.

Прибыльщиками были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, с извозчиков, с мельниц, сапожный, шапочный, за погребение и др.

Был введен налог на бороду. Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться.

Петром I было принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменить каменными. Все должны были платить налог камнями.

И даже крестьяне, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок.

В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза (за карие - 6 копеек, за серые - 4 копейки).

В конце своего царствования Петр I задумался - не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. Новую подать брали и с младенцев, и с дряхлых стариков.

Ученик 4. В период правления Екатерины II (18 век) система финансового управления продолжала совершенствоваться. По указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, размер которого «по совести» называл сам купец.

В дореволюционной России основными являлись косвенные налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и др.

Основным налоговым платежом 1950 до 90х годов выступал налог с оборота, своего рода акциз на хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и др. товары.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР. В декабре 1991 года налоговая система России как политически самостоятельного государства в основном была сформирована.

Учитель:В Древнем Риме было более 50 видов налогов. В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме. А какие налоги есть у нас?

Показ слайдов виды,

Учитель: Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

функции налогов и выполнение заданий.

Изучение слайда Субъекты налоговых отношений и выполнение на карточках задания №28 (составление плана)

Задание 28 №  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие налоги.

2. Основные виды налогов:

а) прямые и косвенные налоги;

б) местные, региональные и федеральные налоги.

3. Функции налогов:

а) социально−воспитательная;

б) стимулирующая;

в) фискальная;

г) распределительная.

4. Системы налогообложения:

а) прогрессивная шкала;

б) пропорциональная шкала;

в) регрессивная шкала.

5. Субъекты налоговых отношений:

а) налогоплательщик;

б) налоговый агент;

в) налоговый орган.

6. Признаки налогов:

а) обязательные;

б) безвозмездные;

в) осуществляются в форме отчуждения денежных средств в пользу государства или муниципальных образований.

Выполнение задания №7 в презентации.

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.

Объяснение ставки налога и выполнение задания в презентации.

1.«И повелел фараон поставить над землею надзирателей и собирать пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

2. В России налог на имущество организаций с 2004 года составляет 2,2% от стоимости имущества.

 3. Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

Работа с учебником «Финансовая грамотность», решение задач на странице 49 задание №4 (рабочая тетрадь по финансовой грамотности) учебник в помощь.

Выполнение задания 29 ЭССЕ. «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» О. Холмс

Известный американский писатель О. Холмс в данном высказывании поднимает проблему роли налогов в жизни общества. Данная проблема является актуальной в условиях современного общества. Автор полагает, что «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе», таким образом, он хотел сказать, что налоги эта необходимые вложения в бюджет государства, которые способствуют улучшению качества жизни его граждан. Я полностью согласна с мнением автора, так как, платя налоги, мы лишаемся лишь малой части нашего бюджета, зато государство предоставляет нам различные блага бесплатно. Государственный бюджет, т.е. план расходов и доходов государства на год. Существует несколько функций государственного бюджета, к ним относиться: регулирующая, контролирующая, информационная и направляющая. Расходуют государственный бюджет на такие области, как: оборона государства, образование, здравоохранение, социальная политика и национальная безопасность. Источниками государственного бюджета являются: государственные займы, предпринимательская деятельность государства, доходы от внешнеэкономической деятельности. Также самым важным источником государственного бюджета является налог - обязательный сбор, взимаемый государством. К функциям налогов относятся: фискальная, распределительная, стимулирующая, социально-воспитательная и контрольная. Существует два вида налогов: прямые и косвенные. Пример, подтверждающий данную проблему, можно увидеть в СМИ. В РФ люди платят налоги, вследствие чего государство обеспечивает их хорошими дорогами, постройки новых зданий, починка домов, бесплатным образованием и здравоохранением. Так, например, люди в РФ платят такие налоги как, НДФЛ, транспортный налог и т.д. Налоговая система РФ, перенаправляя полученные деньги в общественно значимые отрасли экономики, обеспечивает достойный уровень жизни людей. Еще один пример, мы можем встретить в истории. Петр I прибегнул к налогообложению, точнее ввел подушную подать. Эта реформа дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны. В ходе чего, с помощью денег, которые он получал от налогоплательщиков он смог улучшить экономику страны. Появилось огромное количество заводов и мануфактур. При его царствовании Россия завоевала огромные территории, обрела флот и стала могущественной империей. Было построено много новых городов. Система налогообложения сыграла значительную роль в развитии России того времени. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги имеют большое значение в развитии общества, а значит, все люди должны выплачивать налоги, чтобы улучшить свою собственную жизнь.

Эксперт за работу поставил 4 балла. Найдите ошибки, допущенные учащейся.

4. Итог занятия. Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика