Тип урока

практическое занятие по работе с историческими документами.

Цели и задачи урока

• Сформировать представления учащихся об изменениях, произошедших в духовной сфере советского общества после 1917 г. и начале культурной революции.

• Путём анализа исторических документов определить: основные задачи, стоящие перед руководством страны в области просвещения; отношение власти к «буржуазной» культуре; что руководство страны понимало под «монументальной пропагандой»; как начиналось формирование нового направления в искусстве — социалистического реализма.

• Развивать у учащихся навыки работы с различными историческими документами (воспоминания, официальные государственные документы, фото и т.д.).

• Содействовать развитию учебных умений: анализ исторического документа, сравнение, обобщение исторических фактов.

Оборудование урока

• Раздаточный материал для практической работы, вопросы и задания.

 

ХОД УРОКА

 

Вступительное слово учителя. Советская власть, в частности В.И.Ленин, рассматривали искусство как важное средство политической пропаганды, как способ воспитания масс. В подтверждение этого тезиса с конца 1917 г. руководство страны начинает масштабные преобразования в культуре, которые оно назовёт «культурной революцией».

Культурная революция — процесс революционных преобразований духовной сферы общества, формирование социалистического типа культуры, направленное на превращение всех трудящихся в активных участников общественной жизни.

Понятие культурная революция появилось в одной из последних статей В.И.Ленина «О кооперации» (1923 г.). Под этим понятием вождь пролетариата понимал скачок в области культуры, который должна была совершить Россия, чтобы догнать развитые страны.

На II Всероссийском съезде Советов (октябрь 1917 г.) был принят декрет о создании Совнаркома, пост комиссара просвещения в нём занял А.В.Луначарский. В своём первом выступлении он сформулировал главные проблемы, которые стояли перед Наркомпросом:

1. Ликвидация неграмотности;

2. Создание идеологически ориентированной в марксистском духе культуры;

3. Превращение культуры в достояние масс.

Борьба с неграмотностью

Одной из главных задач, которую поставила перед собой новая власть в области культуры, была ликвидация неграмотности. Около 80% населения страны не умели ни читать, ни писать. В декабре 1919  г. Совнарком принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», а в июле 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В её состав вошли представители руководящих органов коммунистической партии, комсомола, профсоюзов, армии, народного образования. Комиссия наделялась широкими полномочиями «в вопросах, связанных с ликвидацией безграмотности».

Учащиеся работают с документом, лежащим у них на парте. Приложение 1.

Вопросы и задания к документу

1. Какими доводами Совнарком объяснял срочность решения вопроса о ликвидации неграмотности?

2. Кого советская власть планировала привлечь в качестве учителей по ликбезу? Оцените, насколько это было реально?

3. Почему Совнарком привлекал к уголовной ответственности уклоняющихся «от установленных декретом повинностей»? По-вашему, грамотность — это не личное дело каждого?

4. Советская власть назвала ликбез одним из главных завоеваний социализма. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Своё мнение обоснуйте.

Власть и «буржуазная» культура

Отношение новой власти к прежней культуре было двояко. С одной стороны, В.И.Ленин не отрицал значения «буржуазной» культуры и необходимости сохранить лучшие её образцы, с другой — выступал против национальной и сословно-ограниченной культуры в пользу интернациональной и массовой.

 

Годы революции и Гражданской войны не пощадили многие памятники культуры, по всей стране были сожжены сотни усадеб, разорены монастыри и храмы. Однако уже 5 января 1918 г. А.В.Луначарский издаёт распоряжение об охране памятников Московского Кремля, усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» и наиболее ценных частных художественных собраний. Вскоре от охраны ценностей большевики перешли к их национализации.

Учащиеся работают с документами. Приложение 2.

 

Вопросы к документам

1. По какому принципу подбирались собрания художественных ценностей, перечисленные в выписке комиссии по охране памятников искусства?

2. Как можно оценить декрет о национализации художественной галереи С.И.Щукина?

3. Что означает фраза «выработать и ввести положение об управлении галереей и её деятельности в соответствии с современными потребностями и заданиями демократизации художественно-просветительских учреждений»? Какие задачи, по-вашему, в новом обществе должна была выполнять галерея?

План монументальной пропаганды

 

Памятник Н.П.Огарёву в Москве.
Скульптор Н.А.Андреев. 1922 г.

«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими», — писал В.И.Ленин. Отказавшись от культурного наследия «царей и их слуг», большевики захотели петь гимны борцам революции.

Учащиеся работают с документом.

Приложение 3.

Вопросы к документу

1. Какую цель преследовал декрет о памятниках Республики? Какие памятники предполагалось снести, какие — оставить?

2. Что вы знаете о реализации данного декрета? Какие известные вам памятники были уничтожены?

3. Чем определялось отношение большевистского правительства к судьбе исторических памятников, исконных названий улиц?

4. Почему в декрете подчёркивается спешный характер замены надписей, эмблем, названий улиц и т.п.?

Вместо памятников прошлому новое правительство решило сооружать монументы «предшественникам социализма», «светочам философской мысли, науки, искусства». Эту мысль также высказал В.И.Ленин, лидер большевиков, любопытно, что идею эту позаимствовал у итальянского утописта XVII в. Т.Кампанеллы. Впоследствии А.В.Луначарский вспоминал о разговоре с вождём: «Вы помните, что Кампанелла в своём “Солнечном государстве” говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодёжи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же… Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой».

 

 

При реализации плана монументальной пропаганды особую роль советское руководство отводило памятникам, бюстам, барельефам. (Учащиеся работают с документами и фото)

Вопросы и задания к документам

 

Слева «Романовский обелиск», установленный в Александровском саду 10 июля 1914 г. к 300-летию дома Романовых по проекту С.И.Власова.

Справа — переделанный в 1918 г., в соответствии с планом монументальной пропаганды, тот же памятник, но уже названный «Обелиском революции».
При «идейной» переработке был снят венчавший обелиск двуглавый орёл, убраны гербы с основания, имена царей сбиты, а вместо них помещён список 19-ти социалистических мыслителей и политических деятелей (утверждался лично Лениным). В центре картуша, где находилось изображение св. Георгия Победоносца, появились надписи «Р.С.Ф.С.Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

1. Какой принцип лежит в основе составленного списка лиц, которым советское руководство предлагало поставить монументы? Кого из перечисленных вы считаете достойным памятника? Кого нет? Свой ответ поясните.

2. Какое впечатление производят на вас первые памятники советской страны (памятник А.Н.Радищеву, Н.П.Огарёву, А.И.Герцену)? Чем отличается их художественный стиль?

3. А.В.Луначарский писал: «В Москве, где памятники как раз мог видеть Владимир Ильич, они были неудачны. Маркс и Энгельс изображены были в каком-то бассейне и получили прозвище “бородатых купальщиков”». Согласны ли вы с мнением комиссара просвещения? (Ученики рассматривают фото.)

4. Реализуя план Ленина по изменению старых памятников, в 1918 г. было принято решение стесать надписи на обелиске в Александровском саду в Москве, поставленном к 300-летию дома Романовых, и вместо них выгравировать ряд имён деятелей революции. Часть имён была взята из приведённого списка (раздел 1), часть дополнена Московским Советом. Как вы думаете, почему именно эти имена выбиты на одном из первых памятников Советской России?

5. Как вы думаете, кому из деятелей Октябрьских событий следовало бы поставить памятник в наши дни?

Появление новых памятников заставляло москвичей и петроградцев удивляться, особенно когда их открытие проходило с пышной торжественностью: выносом знамени, произнесением речей, музыкой. В соответствии с постановлением Совнаркома в Москве был проведён конкурс на создание мемориальной доски, которая должна была увековечить память героев Октябрьской революции. Жюри остановило свой выбор на проекте скульптора С.Т.Конёнкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (см. фото).

 

Очевидцы вспоминали: «7 ноября 1918 г., в первую годовщину Великого Октября, в Москве на Красной площади состоялось открытие. <…> В торжествах участвовал В.И.Ленин. Когда Ильич разрезал красную ленту и спало покрывало с огромной доски, площадь огласилась звуками кантаты, написанной специально к этим событиям. На доске, выполненной из цветного цемента, изображена белокрылая фигура ангела — символ Победы. В одной руке он держит красное знамя, в другой — зелёную пальмовую ветвь Мира. У ног — перевитые траурной лентой, воткнутые в землю сабли и ружья. На приспущенном знамени надпись: «Павшим в борьбе за мир и братство народов». А золотыми лучами восходящего солнца пламенеют слова: «Октябрьская 1917 революция».

Вопрос

Как вы думаете, почему советское руководство уделяло особое внимание открытию таких памятников? Почему Ленин хотел, чтобы каждое такое открытие стало «актом пропаганды, маленьким праздником»?

В 1948 г. доска была снята из-за повреждений, в 1963 г. отреставрирована, в настоящее время она находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

 

Вслед за Москвой памятники «Борцам революции» стали появляться в других городах. В 1919 г. в Петрограде на Марсовом поле по проекту архитектора Л.В.Руднева был установлен монумент из серого гранита в форме квадрата. Рядом помещены плиты с высеченными на них надписями, автором которых является А.В.Луначарский. Познакомимся с одной из надписей.

Учащиеся работают с документом и фото.

Вопросы к документам

1. Какое впечатление на вас производят стихи А.В.Луначарского? Чем отличается их форма, стилистика?

2. Сравните два памятника: в Москве и Петрограде. Что авторы попытались выразить своими произведениями? Как вы думаете, им это удалось?

События октября 1917 г., приведшие к власти большевиков, изменили направление развития духовной сферы российского общества. Одной из главных побед советская власть называла ликвидацию безграмотности. Также государственная идеология выдвинула в качестве ведущего художественного направления зарождающийся социалистический реализм, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. Культурная революция, начавшаяся в стране в конце 1917 г., особую роль отводила монументальной пропаганде, создающей образы современности как героической эпохи борцов революции. Декреты, издававшиеся Совнаркомом в 1917—1919 гг., были призваны утвердить мысль о разрушении старого мира и создании нового, пришедшего на века.

Домашнее задание. Поразмышляйте над следующим вопросом, свой ответ оформите в виде небольшого сочинения.

В гимне «Интернационал» есть такие строки:

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем…
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.

Попробуйте объяснить это четверостишие с точки зрения событий культурной революции, начавшейся в России с конца 1917 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
26 декабря 1919 г.

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны, Совет Народных Комиссаров постановил:

Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного Комиссариата Просвещения. <…>

Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов по принадлежности. <…>

Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения. <…>

Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т.п. <…>

Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности. <…> (В сокращении.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выписка из постановления комиссии
по охране памятников искусства и старины
5 марта 1918 г.

Постановили:

Все нижепоименованные помещения заняты собраниями картин, скульптур, мебели, фарфора, являющимися высокохудожественными, в некоторых случаях единственными в Европе коллекциями. Все они находятся в пожизненном пользовании собственников, открыты для публики и все принесены собственниками в дар Российской Народной Республике, и потому подлежат охране наравне с другими государственными хранилищами памятников искусства и старины.

I. Собрание Алексея Викуловича Морозова (Покровка, Введенский переулок, д. 21) — лучшее в России собрание картин старинных мастеров фарфора, гравюр.

II – III. <…>

IV. Собрание Сергея Ивановича Щукина (Знаменка, Знаменский бульвар, д.8). Единственное в мире собрание картин французских школ. <…>

 

Декрет СНК о национализации художественной галереи С.И.Щукина
29 октября 1918 г.

Принимая во внимание, что Художественная галерея Щукина представляет собой исключительное собрание великих европейских мастеров... по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения, Совет Народных Комиссаров постановил:

I. Художественное собрание Сергея Ивановича Щукина объявить государственной собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и передать его в ведение Народного комиссариата по просвещению на общих основаниях с прочими государственными музеями. <…>

III. Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению срочно выработать и ввести в действие новое положение об управлении бывшей Щукинской галереей и её деятельности в соответствии с современными потребностями и заданиями демократизации художественно-просветительских учреждений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. (Документы даны в сокращении.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Декрет СНК о памятниках Республики
12 апреля 1918 г.

I. В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, совет Народных Комиссаров постановляет:

Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц…

Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.

Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.

Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России… (В сокращении.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Постановление СНК о постановке в Москве
памятников великим людям
17 июля 1918 г.

Совет Народных Комиссаров <…> постановил:

…Поручить Народному комиссариату по просвещению опубликовать список известных учителей социализма и деятелей международной революции, а также художников и музыкантов, достойных постановки им памятников Советской Россией. <…>

 

Список лиц, коим предложено поставить
монументы в г. Москве и других городах РСФСР,
представленный в Совет народных комиссаров
Отделом изобразительных искусств
Народного комиссариата по просвещению
«Известия ВЦИК», 2 августа 1918 г.

Революционеры и общественные деятели:
1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. <…> 5. Маркс. 6. Энгельс. <…> 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди. 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен. 20. Бакунин. 21. Лавров. 22. Халтурин. 23. Плеханов. <…> 26. Фурье. 27. Сен-Симон. 28. Р.Оуэн. 29. Желябов. 30. Софья Перовская. 31. Кибальчиш.

Писатели и поэты:
1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарёв. <…> 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. <…>

Философы и учёные:
1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Менделеев.

Художники:
Рублёв. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель.

Композиторы:
1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен.

Артисты:
1. Мочалов. 2. Комиссаржевская.

(В сокращении.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Надпись на памятнике «Борцам революции». Автор А.В.Луначарский

Вписали в анналы
России
Великую славу
Скорбные светлые годы
Посев ваш
Жатвой созреет
Для всех населяющих
Землю
Бессмертен
Павший за великое
Дело
В народе жив
Вечно
Кто для народа
Жизнь положил
Трудился боролся
И умер
За общее дело

Не зная имён
Всех героев борьбы
За свободу
Кто кровь свою отдал
Род человеческий
Чтит безымянных
Всем им в память
И честь
Этот камень
На долгие годы
Поставлен

1919

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика