Цели:

образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах;

воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

развивающая: развивать умения анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

После изучения темы учащиеся должны:

знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;

знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;

понимать роль выборов в общественном развитии страны.

Форма урока - семинар.

Основные понятия: Выборы, референдум, избирательное право, избиратель, процедура, избирательная система, избирательный бюллетень, избирательный список.

Методическое оснащение:

Книга для учителя. Право 10 Класс.

Право. Учебник для 10 класса. Редакция Л. Боголюбова.

Избирательное право, избирательный процесс.

Школьный словарь по обществознанию.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Мотивация

Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.

Работа над понятиями.

Предоставление новой информации.

Работа в группах.

Рефлексия. Выбор собственной позиции обучающихся относительно участия в выборах.

МОТИВАЦИЯ

Учащиеся разделены на группы в соответствии с предложенными знаками.

Задание:

Прочитайте название темы “Выборы нужны ...” и поясните почему в конце предложения возможны, по вашему мнению, знаки препинания (“.”; “?”; “...,но...”). Выбранные знаки записываются на карточках в каждой группе. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске по каждой группе отдельно.

“.” - уверен(а) в необходимости выборов;

“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;

“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах. Разные знаки, показывают, что эта тема в обществе до сих пор вызывает споры, она актуальна, поэтому предлагаю рассмотреть ее в ходе урока.

Цель урока: формировать устойчивые потребности социально-активного поведения, гражданскую позицию.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Работа над понятиями

1. Группы предлагают друг другу дать объяснение следующим терминам: Выборы, референдум, электорат, избирательное право, избиратель, процедура, избирательная система, избирательный бюллетень, избирательный список.(работа по источнику ФЗ . «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями на 2 октября 2012 года)

2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово.

Карточка № 1

“...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его …высшей ценной?” - Папа Иоанн - Павел II. (достоинство)

“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев (достоинство)

Карточка № 2

“Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. (равенство)

“…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс” (равенство)

Карточка № 3

“Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)

“…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)

Задание:

Вставьте пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;

Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов? Свяжите с Конституцией РФ.

(Группы предлагают варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной).

Блиц-опрос.

Во сколько лет российские граждане получают право избирать? 18 лет.

Документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов, и содержащий имена кандидатов или названия партий называется...  Избирательный бюллетень.

Сколько депутатов избирается в Государственную Думу Российской Федерации? 450 депутатов.

Как называется официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах? Избирательный список.

С какого возраста гражданин имеет право быть избранным в Государственную Думу? 21 год.

Часть избирательного округа, где голосует определённое количество избирателей, называется... Избирательный участок.

Возраст, с которого человек имеет право баллотироваться на пост Президента РФ? 35 лет.

Что такое ценз оседлости? Условие 10 летнего постоянного проживания на территории РФ для кандидата в Президенты РФ.

Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? Инаугурация.

II. Предоставление новой информации

Вступительное слово учителя:

Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы подать голоса за своих представителей в органах власти.

Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.

Задание №1. Предлагаю посмотреть презентации групп, которые подготовили опережающее задание, в котором должны были отразить:

типы избирательных систем, существующих в мировом сообществе;

что включает в себя избирательное право;

необходимость выборов.

После просмотра презентаций вы должны ответить на вопрос: что включает в себя избирательное право? В чем различия между избирательными системами?

(Обучающиеся показывают презентации, дают пояснения)

III. Работа в группах

Задание № 2 (на слайде).

Найти ошибки в тексте.

«В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». (Все по пропорциональной системе)

«В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)

«В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, главы администраций муниципальных образований». (Губернаторов назначает Президент)

«В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (Графа «Против всех кандидатов» отменена)

Задание № 3 (на слайде).

Из предложенного списка характеристик выберите признаки характеризующие:

Мажоритарную систему избирательного права

Пропорциональную систему избирательного права

«Победитель получает всё!»

Невозможность выдвинуть независимого кандидата

Избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей

Избиратели голосуют за партийные списки в масштабе всей страны

После голосования определяется избирательная квота

Часто её называют «системой первого пришедшего к финишу»

IV. РЕФЛЕКСИЯ

1. Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”( на слайде). Рассмотрите предложенные политические карикатуры (см. приложение). Выберите одну - две, которые, как вам кажется, отражают самые актуальные проблемы, связанные с выборами, и назовите проблему, которую они отражают.

Ответьте на вопрос: “Какую роль могут играть образовательные учреждения в реализации политических прав в будущем, а именно право избирать и быть избранным по достижению 18-и лет, в решении проблем, на которых заостряет внимание политическая карикатура.

(Группы предлагают варианты ответов с обоснованием своей позиции).

2. Группам обучающихся предлагаются два высказывания известных людей о выборах.

Задание: высказать свою позицию, которая, по вашему мнению, соответствует современному представлению о выборах.

Высказывания известных людей о выборах:

“Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением” (Л. Мизес, австрийский экономист).

“Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок. На смену структурам, штат которых назначался “сверху”, пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе” (В. Борисов, политолог).

Домашнее задание:

Составить сложный план темы «Избирательное право или «Избирательный процесс», по выбору.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика