Цель урока: проанализировать влияние глобализации на жизнь мою и моей семьи, отрефлексировать потенциальные возможности и риски.

Задачи урока для учащихся

Задачи урока для учителя

учащийся должен знать:

определение понятия “глобализация”;

проявления глобализации (аспекты) в подсистемах общественной жизни;

причины (факторы) глобализации;

последствия глобализации

учащийся должен уметь:

определять понятие глобализация;

соотносить проявления глобализации с подсистемами общества;

анализировать факторы и последствия глобализации;

отрефлексировать возможности и риски, порождаемые глобализацией для человечества и индивида;

воспитательная задача:

ответственное отношение к своей жизни и жизни общества

Обучающая:

сформировать у учащихся представление о процессах и аспектах глобализации в современном мире;

изучить причины (факторы) глобализаци и последствия на двух уровнях – общественном и личном

Развивающая:

развитие информационных и коммуникативных компетенции

Воспитательная: воспитание сознательной, ответственной личности

Тип урока: изучение нового материала (на второе занятие запланирована практическая работа, на третье - семинар)

План работы
(содержательный, деятельностный)

№ п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции

Методическое обеспечение

1.

Вводное слово учителя

1 мин.

Всего лишь десять лет назад термин “глобализация” был незнаком широкой аудитории. Сегодня это слово не сходит с языка. Глобализация – это не “что-то там такое”, происходящее далеко от нас и потому не оказывающее никакого влияния на уровне обыденного существования – она происходит “здесь, на нашей улице”, воздействует на частную жизнь каждого из нас множеством разных способов. Я помогу вам это понять. Добро пожаловать в супермаркет!

Слушают

 

2.

Экскурсия по супермаркету

2 мин

Задание:

С какой целью я пригласила вас в супермаркет ? Объясните, как глобализация проявляется в жизни каждого из нас.

Смотрят, анализируют, отвечают

Информационная:

обработка информации в контексте решаемой задачи

(переводит из символьной формы в текстовую, толкует)

Презентация

3.

Целеполагание

1 мин.

Таким образом , прогулка по супермаркету показала нам, что глобализация вторгается в окружающую нас действительность, присутствует в жизни каждого из нас.

Именно поэтому наш урок я назвала

“Я в меняющемся мире – мире без границ”.

Целью ... Задачами...

Разрешение проблем: целеполагание и планирование деятельности

Принимают цели и задачи, поставленные учителем

презентация

4.

Определение понятия “глобализация”

3

Название урока отражает важнейший признак понятия “глобализация”. У вас есть 1 минута, чтобы сформулировать в вашей тетради определение (указание на родовой и видовые существенные признаки) понятия: “Глобализация – это процесс...”

Информационная:

извлечение вторичной информации

самостоятельно оценивает полученную информацию в соответствии с поставленной задачей

презентация

5.

Рейтинг глобализации

1

Представляет мировую статистику

62 место в рейтинге – о чем это нам говорит?

Слушают, анализируют

презентация

5.

Практическая работа “Проявления глобализации в подсистемах общества”

10

Перед вами 14 фактов социальной реальности. Соотнесите проявления глобализации с подсистемой общественной жизни.

+ проверка и подведение итогов работы (макс. балл - 14)

Информационная:

обработка информации в контексте решаемой задачи

Коммуникативная:

продуктивная групповая коммуникация

обсуждают, фиксируют итоговый продукт коммуникации

Рабочий пакет: 14 листочков и поле (лист формата А4, разделенный на четыре части) с подсистемами

общества

6.

Макдональдизация: обсуждение заданной проблемы

5

Обсуждение вопроса: “Макдональдизация” - это явление преимущественно экономического, культурного или политического характера?”

Коммуникативная компетенция: диалог

поддерживает диалог в соответствии с заданной темой обсуждения

 

7.

Анализ факторов и последствий глобализации

10

Заполните схему “Факторы и последствия глобализации”

(работа в группе)

Компетентность разрешения проблем:

Действия по решению проблемы и оценка результата деятельности

презентация

8.

Рефлексия: возможности и риски глобализации

5

Ответьте на вопросы:

“Какие возможности для вас порождает глобализация?”

“Какие дополнительные трудности, риски создает глобализация для Вас?”

Компетентность разрешения проблем:

рефлексия

планирует свою дальнейшую деятельность (отдаленная перспектива) на основании полученного опыта

 

9.

Выводы:

личностный анализ последствий глобализации

2

Учитель обобщает сказанное учениками, расширяет перечень возможностей и рисков глобализации

Слушают, рефлексируют

презентация

Материалы для организации урока

Всего лишь десять лет назад термин “глобализация” был незнаком широкой аудитории. Сегодня это слово не сходит с языка. Глобализация – процесс всеобщей интенсификации социальных отношений и взаимозависимости. Понятие глобализации выражает тот факт, что мы все больше становимся гражданами “одного мира”, где наши действия оказывают влияние на многих других – и наоборот. Сегодня глобализация оказывает влияние на жизнь людей во всех странах мира, как богатых, так и бедных, причем не только на глобальном, но и на бытовом уровнях. Глобализация – это не просто “что-то там такое”, происходящее далеко от нас и потому не оказывающее никакого влияния на уровне обыденного существования – она происходит именно “здесь, на нашей улице”, воздействует на частную жизнь каждого из нас множеством разных способов. И существование наше с неизбежностью меняется под ее воздействием, по мере того как она вторгается в окружающую нас действительность, в наши дома и наши сообщества – вторгается не только обезличенно, через СМИ, Интернет и масскультуру, но и путем персональных контактов с представителями других стран и культур.

Определение понятия “глобализация”

Определение понятия

Характеристика процесса глобализации

Глобализация – это процесс усиления взаимодействия и углубления взаимозависимости между странами и народами

Открытость границ

Многосторонний

Сложный

Противоречивый

Неравномерный

Рейтинг глобализации

В 2007 году Россия заняла 62-е место в мире по уровню глобализации. В рейтинге учитывались данные по 72 странам мира, представляющим 88% населения земного шара и более 97% мировой экономики. К этому выводу пришли авторы "Рейтинга Глобализации"\Globalization Index, который ежегодно публикует журнал Foreign Policy.

При составлении рейтинга учитываются четыре основных параметра. Во-первых, экономическая интеграция - объем международной торговли, инвестиций и различного рода выплат (в том числе и зарплат), совершаемых с пересечением государственных границ. Во-вторых, персональные контакты - международные поездки и туризм, объем международных телефонных переговоров, почтовых отправлений и переводов и т.д. В третьих, технология - число пользователей Интернет, число интернет-серверов и т.д. В четвертых, вовлеченность в международную политику - членство государств в международных организациях, количество посольств и т.д.

За последние годы перечень наиболее глобализованных государств мира практически не претерпел изменений. В первой десятке проходят небольшие изменения. Ныне на первом месте - Сингапур (второй в 2003 году), на втором - Ирландия (была первой год назад), на третьем - Швейцария (та же позиция, что и по итогам 2003 года). Кроме них, в числе двадцати наиболее глобализованных стран (в порядке занимаемого места): США, Нидерланды, Канада, Дания, Швеция, Австрия, Финляндия, Новая Зеландия, Великобритания, Австралия, Норвегия, Чехия, Хорватия, Израиль, Франция, Малайзия и Словения. Последние места в рейтинге заняли Иран, Индия, Индонезия, Египет и Бангладеш. По сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга 2002 года, значительно укрепили свои позиции Хорватия и Марокко (подняли на 7 позиций). К числу проигравших авторы рейтинга отнесли Аргентину (сместилась на 13 позиций вниз), Россию (соответственно, 8) и Португалию (6).

Практическая работа

Проявления глобализации в подсистемах общества

№ п/п

Проявление глобализации

Подсистема общественной жизни

Баллы

1.

За период между 1990 и 1997 гг. объем международной торговли вырос на 6,5 %;

экономическая

1балл

2.

Китайцы “осваивают” 72 страны мира, на Дальнем Востоке и в Забайкалье нелегально проживает около 2 млн. китайцев.

Социальная

1 балл

3.

В 1996 г. 400 ТНК имели оборот, превышающий 10 млрд. долл. США

экономическая

1 балл

4.

Кубок мира по футболу, проведенном во Франции, смотрело более двух миллиардов зрителей по всему миру.

духовная

1 балл

5.

В конце 2000 г. в мире насчитывалось около 400 млн. пользователей Интернета;

духовная

1 балл

6.

Гуманитарная помощь голодающим Африки; во время землятрений в Армении, Турции и Гаити; во время наводнения в Мозамбике и др.;

политическая

1 балл

7.

Разрушение традиций, рост индивидуализма, самостоятельное создание своего “я” и выражение собственной индивидуальности;

духовная

1 балл

8.

К 1996 г. в мире действовало 260 межправительственных организаций (МПО).

политическая

1 балл

9.

Создание трех мощных региональных рынков: Единый Европейский рынок, Азиатско-Тихоокеанский, Северо-Американский.

экономическая

1 балл

10.

Информационная экономика” - возможность заказать товар по интернету.

экономическая

1 балл

11.

“Электронные деньги”, ускорение финансовых операций.

экономическая

1 балл

12.

В период с 1990 по 1995 гг. 70 стран были вовлечены в 93 вооруженных конфликта, в которых погибло 5.5 млн. человек.

политическая

1 балл

13.

“Титаник” побил все рекорды билетных продаж, собрав более 1,8 млрд. долларов США от проката в 55 разных стран

духовная

1 балл

14.

Ослабление традиционных социальных структур

социальная

1 балл

 

 

Итого:

14 баллов

Факторы глобализации

создание эффективных транспортных средств (реактивных самолетов, большегрузых быстроходных конетйнеровозов и др.);

деятельность ТНК – транснациональных корпораций;

создание информационных технологии;

телекоммуникационная инфраструктура – телефоны (обычные и мобильные), ретрансляционные спутники, факсы, цифровое и кабельное телевидение, электронная почта и интернет.;

распад СССР, окончание холодной войны, ликвидация “железного занавеса”;

международные и региональные механизмы управления - деятельность межправительственных организаций ООН, ЕС, ВТО;

международных неправительственных организаций - “Гринпис”, “Врачи без границ”, “Красный крест”, “Международная амнистия” и др. (к 2000 г. оценочно до 40 000);

Последствия глобализации

разрыв между богатейшими и беднейшими странами мира достиг величины 72:1;

международные финансовые кризисы (1998 г., 2008 г.);

ослабление традиций и традиционных социальных структур;

снижение вероятности авторитарного управления и изоляцонизма, демократизация мира;

массовая миграция из бедных стран в благополучные регионы;

усиливается социальное расслоение и социальная напряженность в развитых странах;

легитимные государственные институты утрачивают свои властные полномочия;

кибертерроризм – распространение вируса “love bug” в мае 2000 г.;

международный терроризм

выступления антиглобалистов

формирование “общества потребления”.

Последствия глобализации (личностный аспект)

формирование “культуры толерантности”;

образование и языковая практика за рубежом;

миграция населения;

увеличение продолжительности рабочего дня, сокращение продолжительности отпусков;

рост ответственности личности перед собой и обществом за будущее;

неоднократная смена работы, овладение новыми навыками и знаниями;

женщина после родов быстрее возвращается на работу;

сначала карьера, потом – замужество и рождение детей;

техногенные риски (рост заболеваний, ГМО) усиливаются.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru