«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».  И это сказано не просто о зависимости человека от общественного мнения. Это — о гражданской ответственности человека. О том, что любая свобода — это лишь замаскированная зависимость.

А ведь и в самом деле, нравится нам это или нет, но только оказавшись на необитаемом острове человек может ходить голым, не мыться и не стричься месяцами, может орать неприличные слова и справлять нужду, где вздумается. А попробуй так поступить, живя среди людей, тут же окажешься в либо в полиции, либо доме для умалишенных.

Гениальная фраза есть в пьесе Максима Горького «На дне». Ее там произносит Сатин — бывший телеграфист, попавший на «дно» после почти пятилетнего пребывания в тюрьме за убийство (он вступился за честь сестры). Так вот этот Сатин говорит: «Человек! Это — великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».

А вот еще несколько определений. «Человек — это то, во что он верит». Это сказал Антон Павлович Чехов. Надеюсь, не надо уточнять, кто это такой?

«Человек создан для счастья, как птица для полета». А это слова писателя и публициста Владимира Галактионовича Короленко. «Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым». А это — великий ирландец Бернард Шоу…

Знакомство человека с окружающим его миром начинается с первых дней жизни. Например, ребенок впервые увидел бабочку, порхающую над цветком. Такую красивую! С такими большими разноцветными крылышками! Он удивился. Он в восхищении. — Мама, папа, взрослые, посмотрите, какое чудо! Он впервые погладил соседскую кошку, впервые увидел ежика — это же такие приключения. А вот ребенок впервые увидел электрическую лампочку, и в его сознании запечатлелось первое представление о ней — как об источнике света. Потом, уже став школьником и изучая физику, он узнает об электричестве гораздо больше. Объем его знаний увеличится настолько, что для него не составит труда починить, скажем, выключатель на настольной лампе. Окончив школу, молодой человек пойдет работать на производство, изучит электротехнику, познакомится с новейшими достижениями в этой области. Так непрерывно будут расширяться и углубляться его знания.

Как говорил незабвенный Шерлок Холмс, лондонский частный детектив, созданный фантазией Артура Конан Дойла, «нет ничего более стимулирующего, чем когда все идет не так, как надо».

Как это понимать?

Все идет не так, как надо. Человеку не комфортно, человеку плохо, и он начинает побуждать себя и других к деятельности для достижения своих личных целей, то есть к тому, чтобы все стало «как надо». По сути, это и есть мотивация.

Особый вид отношений в обществе представляют межличностные отношения.

Что же это такое?

Наверное, это отношения между личностями. А проще говоря, это совокупность различных взаимодействий между людьми. Или индивидами. Ведь не все же люди — личности, ведь попадаются среди них и раздвоившиеся личности. А кто-то вообще давно убил человека… в себе.

Самый распространенный вид межличностных отношений — это знакомство. В круг так называемых знакомых входит множество людей.

Если вспомнить историю человечества, то люди никогда не могли жить в одиночку. И они всегда старались объединяться в группы.

Но в какие группы? И можно ли входить в разные группы одновременно?

Группы, понятное дело, бывают разные, и любой современный человек является членом той или иной группы. Например, человек является членом семьи. А семья — это особая группа. Конечно, бывают большие и дружные семьи, но все равно семью принято относить к малым группам.

Или, например, школа. Любой школьный класс — это тоже группа. И все ученики одного класса знают друг друга, и у всех в этой группе есть свои права и обязанности, всех что-то объединяет — как минимум, учеба.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение). Общение порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Проще говоря, общение — это взаимные деловые и дружеские отношения людей. Вне общения человеческая деятельность невозможна, а изучает специфику процессов общения и использование общения в человеческой деятельности наука социология.

Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную самобытность. Проще говоря, каждый человек — это «микрокосмос», то есть целый мир совершенно уникальных мыслей, чувств и интересов.

Именно поэтому общение людей редко протекают без трудностей, без проблем и конфликтов. Конфликты возникают как в малых группах (в семье и в трудовых коллективах), так и на уровне общества в целом (между большими социальными группами, классами и этносами). Но разрешаются эти конфликты опять-таки только в процессе того же общения.

Семья — это сообщество, основанное на браке. В состав семьи обычно входят супруги (отец и мать) и их холостые дети (собственные и усыновленные), связанные духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Нормальная семья создается на основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным основам общества.

Несмотря на свою общеупотребительность, термин «семья» довольно многогранен. Четкое научное определение семьи затруднено, и в различных обществах и культурах определение семьи может существенно различаться. Например, А.П.Чехов утверждал, что «в семейной жизни главное — терпение… Любовь продолжаться долго не может». При этом он же писал, что «в семейной жизни самый важный винт — это любовь». А вот французский писатель Эмиль Золя считал, что «залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости».

Семью характеризуют не только родственные связи, но и совместный труд на благо семьи, совместное ведение хозяйства. В той семье бывает все хорошо, где обязанности между членами семьи распределены правильно: мама выполняет какие-то важные хозяйственные дела, папа является надежной защитой и опорой, занимается ремонтом, дети помогают убирать квартиру. В такой семье все любят и уважают друг друга, все живут дружно, у всех хватает времени и на труд и на отдых.

Человек на протяжении всей своей жизни продолжает развиваться и познавать что-то новое. Все вокруг очень быстро меняется. Соответственно, и человеку необходимо постоянно совершенствоваться.

Основной вклад образования начинается с детских лет. Школа дает основы, разжигает интерес к знаниям. В процессе образования человек постепенно знакомится с культурами мира, с историей своей страны, возбуждает в себе интерес к знаниям, задает вопросы и ищет ответы.

Труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека. В частности, в свое время прямохождение освободило руки древнего человека для изготовления и использования орудий. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, а это привело к налаживанию группового взаимодействия. В результате, появилась речь. Язык же способствовал развитию мышления, выражая все более и более сложные понятия. А развитие мышления, в свою очередь, обогащало язык все новыми и новыми словами.

По сути, труд — это деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным, он всегда приводит к результату. Труд дает человеку и обществу все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, бытовые предметы.

Н.В.Гоголь говорил, что творчество — это «высшее из наслаждений», а Генрих Гейне называл творчество «болезнью души». В широком смысле этого слова творчество — это уникальная человеческая черта, это способность создавать что-то новое, ценное не только для конкретного человека, но и для других. В творчестве человек проявляет свою индивидуальность.

Гражданин — это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Проще говоря, «государство есть совокупность граждан». Это сказал древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н. э. А в начале ХХ века великий реформатор и государственный деятель П.А.Столыпин сформулировал эту мысль так: «Без граждан правовое государство немыслимо».

Русский поэт, классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов писал:

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? Тобой ли сказан?

Что такое закон?

Закон в узком смысле этого слова — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Законы появились очень давно. Моисей, живший в XIII веке до н. э., первый из всех передал священными письменами божественные законы еврейскому народу. Царь Фороней первый установил законы и суды у древних греков, Гермес Трисмегист дал первый законы египтянам, Солон — афинянам, а Ликург — спартанцам. Нума Помпилий, сменивший на троне Ромула и правивший с 715 по 673 гг. до н. э., дал первый законы римлянам. Консул Гней Помпей Великий хотел первый установить, чтобы законы были изданы книгами, но он не настаивал на этом, опасаясь клеветников. Потом Цезарь начал это дело, но был убит в 44 году до н. э. Затем, в процессе развития человечества, древние законы вышли из употребления, и их заменили новые.

Что такое дисциплина?

Дисциплина — это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Эти нормы и правила поведения присущие какому-либо конкретному месту. Например, говорят о дисциплине в школе, о трудовой дисциплине, о воинской дисциплине и т. д.

Экономика — это не только форма занятости многочисленных экономистов и старших экономистов.

Термин «экономика» происходит от древнегреческих слов «oikos» (дом, хозяйство, хозяйствование) и «nomos» (правило, закон). То есть буквально это — правила ведения домашнего хозяйства. А по-научному — это «хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления».

Впервые термин «экономика» был введен очень давно — в IV веке до н. э., и сделал это писатель, историк и политический деятель Ксенофонт, родившийся в Афинах примерно в 430 году до н. э. Чуть позднее Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной главным образом с накоплением богатства.

Труд бывает простой и сложный. Простой труд — это труд, не требующий специальной подготовки, неквалифицированный труд, которому может быть обучен каждый средний человек. Сложный труд — это труд работника, обладающего определенной специальной подготовкой. Это квалифицированный труд. По сравнению с простым трудом сложный труд в единицу времени создает стоимость большей величины.

Любой труд оценивается в денежном эквиваленте. Теоретически — чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь. Впрочем, на практике так бывает далеко не всегда, и примеров тому — множество.

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. В экономике в качестве потребителей могут выступать отдельные люди и домохозяйства (личное потребление), предприятия и фирмы (производственное потребление) и государство (общественное потребление).

Соответственно, производитель — это тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества. В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, выражающейся в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве производить из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.

Основные источники богатства — это владение бизнесом, недвижимость, капитал, ценные бумаги, патенты, авторские права и т. п.

Источники доходов богатых людей, их источники богатства — это их активы. Не труд на производстве и в сфере услуг за зарплату, как в случае с бедными людьми, а именно активы.

Активы — это материальные или нематериальные ресурсы. Это наличные и безналичные денежные средства в различной валюте, ценные бумаги, здания, предметы труда, транспортные средства, а также права на изобретения, произведения искусства и литературы, принадлежащие физическому или юридическому лицу и способные приносить прибыль.

В далеком 1841 году в своей комической опере «Деньги» популярный тогда поэт Семен Петрович Дьячков написал:

О деньги, деньги! Вас не зная, Желали в мире вас иметь, Но вас в карманы получая, Никто почти не мог стерпеть, Чтоб с вами надолго ужиться, Чтоб в торг, прожекты не пуститься, Чтоб вас на прихоть не бросать. И после деньги же виною, Что их за карточной игрою Не жаль мильоны проиграть! — О! Лучше б, деньги, вас хранили Против жестокостей нужды: Всегда б щитом вы крепким были От бедности и от беды!

Есть несколько версий возникновения денег. По одной из них, первые упоминания о деньгах появились более 12000 лет назад, когда члены древних племен в Антонии начали обмениваться красивыми обсидиановыми вулканическими камнями, похожими на стекло, для обозначения ими иных ценностей, что означало переход от производства товаров к обмену.

Семейное хозяйство (домохозяйство) — это объединение людей, связанных совместным бытом и проживанием в одном месте. Семейное хозяйство может состоять всего из одного лица, а может и включать многочисленную прислугу. Согласно рекомендациям ООН, применяемым при переписи населения, это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого люди обеспечивают себя пищей и остальным необходимым. По сути, это потребительская ячейка.

В настоящее время в России социологи выделяют две типичные модели семьи. Первая — традиционная. Нередко традиционные семьи являются многодетными, а мужчина в такой семье — ярко выраженный лидер. Функции между мужем и женой четко разделены: как правило, первый зарабатывает деньги и единолично принимает решения, а вторая занимается хозяйством и воспитывает детей. Но в больших городах распространен и второй вид семьи — эгалитарная (от французского слова «йgalitй» — равенство). Для такой семьи характерна подвижная структура, без фиксированных ролей. Серьезные решения принимают две стороны. Готовкой, стиркой, мытьем посуды обычно занимаются оба супруга — благо, что с появлением вкусных полуфабрикатов, качественной бытовой техники и множества сервисных компаний хозяйственные дела перестали быть обузой.

К сожалению, человек является единственной причиной загрязнения природы. Человечество должно оберегать свою планету, ведь другой у него нет, но в большинстве своем люди забыли о том, как важна для нашей жизни окружающая среда. Это произошло из-за того, что человек поставил перед собой совсем другие цели и безоглядно стремится к их достижению.

Специалисты бьют тревогу, а люди все равно не понимают, что, загрязняя окружающую среду, они прежде всего приносят урон самим себе.

Первоначально под «экологией человека» понимали раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на человека. Но теперь стало актуально и обратное. Необходимо учитывать не только влияние среды на человека, но и влияние человека на природу, то есть антропогенное воздействие на окружающий мир.

Каждый должен уважать и соблюдать законы Российской Федерации, и незнание законов не освобождает от ответственности за их несоблюдение.

Что касается природы, то каждый обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

С 2002 года действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека. Согласно закону, охране подлежат земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса и другая растительность, животные и организмы, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Согласно официальному определению, государственный символ — это «установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл».

Государственные символы России — это российский государственный флаг, государственный герб и государственный гимн. Они являются частью отечественной истории, отражением прошлого и настоящего страны.

Мы уже разобрались выше, что гражданин — это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

А еще говорят, что «гражданин — это промежуточное состояние между товарищем и господином», а идеальный гражданин — это тот, кто не болеет, исправно платит налоги и умирает в день выхода на пенсию.

Под последним утверждением охотно подписался бы любой министр финансов. Ему пенсионеры не нужны, они для бюджета — ненужная обуза. А вот древнегреческий историк Фукидид, живший в V веке до н. э., говорил: «Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается».

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем…»

С этих слов начинается Конституция — основной закон Российской Федерации.

Как уже говорилось, обязанности гражданина являются юридическими, то есть они установлены и гарантированы государством, и одной из важнейших таких обязанностей является защита Отечества.

Во все времена в России воинская служба и защита Отечества были не просто обязанностью мужчин — священной обязанностью. Уже летописи XII века свидетельствуют о стойкости и героизме русских воинов: «Их храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу из других народов». С раннего детства юношам прививалась любовь к оружию, военной форме и ратному труду, а боевой опыт предков передавался из поколения в поколение. Соответственно, постоянной целью любого мудрого правительства было возвышение военной службы для поддержания любви к славе, для популяризации в народе военного духа и военных добродетелей.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика