Цель: создать условия для сопоставления учащимися однокоренных слов с ударными и безударными гласными в корне, составления алгоритма проверки безударной гласной в однокоренных словах, организовать обсуждение и практическое использование алгоритма в записывании слов с безударной гласной в корне.
Задачи: организация подводящего и побуждающего диалога, работы в парах, создание речевых ситуаций.
Тип урока: закрепление изученных знаний.
Планируемые результаты (предметные):
уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
рассмотреть орфограмму"Безударные гласные" на новом морфемном уровне;
закрепить представление о единообразном написании корня слова;
обогащать речь словами-"Роса, тина, синица, свиристель, снегирь" (Уточнение лексического значения слов);
активизировать словарный запас при подборе родственных слов.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные:
определение цели учебной задачи при нахождении корня слова, подборе однокоренных слов, объяснении общности их значения;
составлять план (алгоритм) решения учебной задачи: совместно с учителем и одноклассниками при определении корня и нахождении безударной гласной;
оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, с использованием учебника, дополнительной справочной литературы и ИКТ;
логические.
Коммуникативные: развивать умение оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные результаты:
понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтении слов;
формировать интерес к живой природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник Русский язык Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вид и форма контроля |
Проектор, компьютер. |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
I. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. |
Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Слово учителя |
Сформулировать тему урока нам поможет орфографическая разминка. |
Проверяют безударные гласные в словах: 1.Болезнь,заболел, больной 2. Листок, листовой, полистать. Вставляют гласные в слова: Дежурить, дежурный. Записывают в тетрадь и объясняют устойчивое сочетание (Мы будем работать засучив рукава.) |
Умение применять правило при работе с орфограммой, сопоставлять, анализировать Эмоционально положительный настрой на урок. |
Фронтальный, наблюдение учителя, учащихся. |
Пректор, компьютер |
П. Актуализация темы урока |
1. Подводящий диалог 2. Создание проблемной ситуации. |
С какой орфограммой работали? Что общего у слов каждой группы? В чём отличие? (можно ли проверить написание безударной гласной?) Какова будет тема нашего урока? Ане дали задание: подобрать проверочное слово и вставить нужную букву. (т-нуть рыбу из воды... Проверочное слово" тянуть" или" тина"? Для слова водяной, проверочное слово"вода" или "водный"?) Какая у Ани проблема? Как ей помочь? |
Наблюдают над безударными гласными в однокоренных словах. Озвучивают тему урока: "Проверяемая безударная гласная в однокоренных словах." Наблюдают, рассуждают, делают вывод. Проверочное слово" тянуть" связано с главным по смыслу. В проверочном слове"водный"гласный в корне стоит под ударением. Озвучивают проблему:"затрудняется подбирать проверочное слово". Предлагают варианты решения проблемы. |
Умение сопоставлять, сравнивать, выделять общий признак у однокоренных слов. Умение пользоваться правилом, рассуждать, делать выводы. Самостоятельное (с помощью учителя) формулирование познавательной цели. |
Коллективный. Наблюдение учителя. |
Пректор, компьютер |
III. Основной этап урока. Формулировка учебной задачи. Создание алгоритма. |
Организация работы в группах. |
Давайте составим памятку-алгоритм с которой Ане и другим ребятам будет легче подбирать проверочное слово. |
Работают в группах, общаются, рассуждают, анализируют, собирают алгоритм проверки безударной гласной в корне: 1. Найти корень 2. Поставить ударение. 3. Найти безударный гласный. 4. Подобрать однокоренное проверочное слово. |
Составление плана (алгоритма) решения учебной задачи при определении корня и нахождении безударной гласной. |
Групповой, фронтальный, устные ответы. |
Пректор, компьютер |
Динамическая пауза |
Показ видеоряда с музыкальным сопровождением (слово "роса") |
|
Выполняют упражнения на расслабление и растяжку мышц рук, спины. |
|
|
Пректор, компьютер |
Усвоение алгоритма. Закрепление представления о единообразном написании корня. |
Организация диалога- рассуждения по материалу учебника с использованием составленного алгоритма. |
Что такое роса? Составьте предложение со словом"роса". (Учебник , упр.66) Какое задание нам даёт учебник? Прочитайте предложения. Найдите родственные слова. Запишите эти слова в тетрадь и поработайте с ними по алгоритму. Какое проверочное слово подобрали? Почему? (Учебник, упр.67) А можно использовать алгоритм для группы однокоренных слов? Какое задание даёт учебник? Работаем по строчкам. |
Объясняют значение слова"роса",составляют предложения о росе. Анализируют предложения о росе в учебнике, Упражняются в использовании алгоритма проверки безударных гласных. Подбирают проверочное слово. |
Обогащение речи словами- названиями природного явления (роса),умение работать по плану. |
Фронтальный, Индивидуальный |
|
IV. Домашнее задание |
Озвучивает творческого домашнего задания. |
Подобрать другие однокоренные слова с корнем"корм", составить с двумя из них предложения и записать |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Ориентировка в пространстве, Списывание с проговариванием |
Фронтальный |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
Подводит итог урока. Организует рефлексивную деятельность уч-ся. |
Какую проблему помогли решить Ане? Какие шаги в алгоритме записали? Какое правило проверки вспомнили? Мы справились с поставленной задачей? Оцените свою работу. |
Вспоминают познавательную задачу урока. Повторяют шаги алгоритма. Повторяют правило проверки безударной гласной. Оценивают свою работу. |
Логические, Речевые, Самооценка. |
Фронтальный, индивидуальный. |
|