Цель: создать условия для усвоения систематизации уже имеющихся знаний по теме глагол.
Задачи:
повторить понятия о глаголе, как части речи;
формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
выяснить роль глаголов в речи;
развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. – Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)
а) работа в парах
– Посмотрите на слайд и прочитайте слова, затем посовещавшись с соседом по парте, разделите их на группы, объединяя по общим признакам.
смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.
б) проверка работы
-Сколько групп у вас получилось?
+(ответы детей)
Посовещавшись с соседом, мы пришли к следующему выводу, что все слова можно разделить на 3 группы.
- Назовите эти группы и обоснуйте свой ответ.
+(ответы детей)
К 1 группе мы отнесли слова: смородина, костюм - это слова, которые обозначают предметность, т.е. имена существительные. Ко 2 группе мы отнесли слова: оранжевый, аккуратный, т.к. - это слова которые обозначают признак предметности, т.е. имена прилагательные. И к 3 группе мы отнесли слова: бежать, смотрел, лежал, т.к. эти слова обозначают действия предмета.
– Ребята, запишите 3 группу в себе тетрадь, а Ваня запишет у доски.
Запись: бежать, смотрел, лежит
– Дети, кто знает, какой части речи эти слова?
+ответы детей
2. Целеполагание
а). Игра “Разгадай-ка”.
Предлагаю узнать тему урока. Для этого уберите буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочтите получившее слово.
П Х Г Л С Ш А Г К О Л (Глагол)
- Какова тема урока?
+ответы детей
- Какую цель поставим в соответствии с темой урока?
+ответы детей:
Познакомиться с новой частью речи глагол.
Научиться определять часть речи глагол в предложение и отличать его от других частей речи.
Выяснить, роль части речи глагола в предложение.
- Зачем нужно знакомиться с новой частью речи?
+ответы детей
- Откройте учебник, посоветуйтесь в парах и составьте план урока.
+составление плана урока
-Итак, что мы уже сделали?
+ Поставили цель и составили план.
3. Открытие новых знаний
-С чего начнем работу по плану?
+ответ детей:
выясним, что такое часть речи глагол и как он может изменяться.
а). Откройте учебники, прочитайте правило в рубрике “Обратите внимание”
– Что нового узнали?
+Что глаголы называют не только действия, но и состояния.
+ глаголы протекают во времени
– Может, кто-то знает, какого времени бывают глаголы?
+прошедшего, настоящего, будущего времени.
Оцените свои успехи на этом этапе работы.
б). – Дети, давайте обратимся ко 2 пункту плана нашего урока. Что еще предстоит нам выполнить?
+ответы детей:
Выяснить, для чего нужны глаголы и какова их роль.
-Тогда, обратите внимание на доску и подумайте, какое задание я хочу вам предложить?
Доска (записан текст без глаголов)
Вот и ...(промчалось) знойное лето. ...(Наступила) на землю осень и ...(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками ... (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни ...(усыпаны) опятами. Дни ...(стоят) теплые.
1. Прочитайте.
– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать, о чем говорится в предложениях из такого сообщения?
- Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст.
+читают
-Так какова же роль глаголов?
+глаголы важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, помогают точно понять смысл сказанного.
Оцените свои успехи на этом этапе работы.
Физминутка.
Что еще мы не выполнили по плану урока?
+ответы детей:
каким членом предложения являются глаголы
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание:
запишите 2 первых предложения и разберите их по членам предложения.
Все дети работают у себя на местах, а один обучающийся у доски.
а) проверка:
- Какие слова подчеркнули?
-Так, каким членом предложения являются глаголы?
+Сказуемым.
- и как мы подчёркиваем главный член предложения сказуемое в предложение?
+ответ детей
Оцените свои успехи на данном этапе работы.
4. Закрепление
Что еще мы не выполнили по плану урока?
+ответы детей
-Итак, приступаем к следующему этапу нашего плана
а) с. 71 упражнение 1.(самостоятельно)
– Задание: прочитайте текст. Выпишите глаголы.
Запись на доске и в тетради: Добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться.
б) проверка
Оцените свои успехи на этом этапе работы.
в). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?
Поможет ответить на вопрос пословица.
Устами младенца глаголет истина.
– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?
в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.
г). Работа над развитием речи и внимания. (работа выполняется фронтально)
Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?
слайд
Говорить в глаза
Спилить дерево
Съесть помидор
Спешить на работу
– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).
– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).
– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.
Взаимопроверка.
д). Работа в парах.
На партах лежат карточки.
Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.
Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.
1 карточка.
А рядом, у проталинки
В тр..ве между к..рней
Б..жит, струится маленький
Серебряный ручей.
2 карточка
Кругом р..са медвяная
Сп..лзает по р..ке,
Под нею зел..нь пряная
Сияет в серебре.
3 карточка
Черепуха душистая
С в..сною расцв..ла
И ветви з..л..тисные
Что кудри зав..ла.
Проверка:
Прочитайте глаголы, в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).
Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).
Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).
Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)
А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных, я проверю сама, проверяя тетради.
e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.
С.72 упражнение 2– самостоятельная работа в группах
1 гр. – 1; 2 гр. – 2; 3гр. - 3; 4гр. – 4; 5гр.-5.
Задание: Записать в столбик
Дополнительно: с любым словом составить предложение.
Проверка
ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.
Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.
III. Рефлексия
Вы сегодня много работали по теме.
Как вы считаете, мы выполнили план урока?
Достигли цели урока?
Оцените свою работу:
Низкий: Я знаю...
Средний: Я знаю и умею...
Высокий: Я знаю, умею и могу объяснить другим...
Оценки
Домашнее задание слайд
с. 71-72 правило,
а) упражнение 3,
б) упражнение 4 (по выбору).