Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Смешанный.
Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
Цели образования:
ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно – гигиенических навыков, каллиграфии.
ОСИНА |
Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия |
Методическая подструктура урока |
|
|
|
|
|
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
Организация класса |
беседа |
фронтальная |
наблюдение |
стихотворение |
Коллективная |
Проверка домашнего задания |
беседа |
фронт |
наблюдение |
Проектор, ПК, экран |
коллективная |
Подготовка к изучению нового материала |
беседа |
фронт |
Наблюдение, раб. с текстом |
Проектор, ПК, экран |
коллективная |
Мин.каллиграфии |
беседа |
фронт |
наблюдение |
– |
коллективная |
Словарная работа |
беседа |
фронт |
Наблюдение, проблемная ситуация |
Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок |
Коллективная индивидуальная |
Закрепление нового |
беседа |
фронт |
Практическая работа |
ПК, проектор, экран |
Коллективная |
Работа с учебником |
– |
фронт |
Сам. раб. |
учебник |
индивидуальная |
Самостоятельная работа |
объяснение |
Сам. раб |
Практическая работа |
Карточки, учебник, презентация |
индивидуальная |
Д/ з |
беседа |
фронт |
Сам .раб. |
дневник |
индивидуальная |
Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
ХОД УРОКА
1. Организация класса. (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: Молодцы! Садитесь на свои места.
2. Проверка домашнего задания. Итог (3 мин.)
Учитель: Сначала мы проверим домашнее задание. Рита, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
Рита: В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской – экраном.
(Читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ребята – дети, бежать – мчаться, красный – алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. |
Итог
Учитель: Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!
Учитель: О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке Рита?
Рита: О словах-синонимах.
Учитель: Умница!Аня, какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
Аня: Слова, близкие по значению, например: папа–отец.
Учитель: Хорошо!
Учитель: Дима, что значит определить лексическое значение слова?
Дима: Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Дима, где ещё можно узнать о словах – синонимах?
Дима: Есть словари синонимов.
Учитель: Хорошо, молодец!
3. Подготовка к формулированию новой темы (1 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Маша Лукашкина
Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем? Яна?Яна: – Оно весёлое, читается легко.
Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: Почему вы не можете выполнить моё задание?
Толя: Здесь их нет.
Учитель: Правильно.
Учитель: Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Настя?
Настя: Нет.
Учитель: Эти слова называются антонимами.
4. Сообщение темы (1 мин.)
Учитель: Вероника, какая тема урока будет сегодня?
Вероника: Антонимы.
Учитель: Умница!
Учитель: Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Вероника?
Вероника: Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?
Учитель: Молодец!
(Учитель пишет тему на доске)
Учитель: Ответим на первый вопрос: какие это слова, Дима?
Дима: Разные
Учитель: Хорошо, ещё? Аня?
Аня: Они не похожи друг друга.
Учитель: Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Никита?
Никита: Они не похожи по смыслу.
Учитель: Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный – белый?Валера?
Валера: Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара – стужа? Настя?
Настя: Жара – это когда тепло, а стужа, когда холодно.
Учитель: Молодец! Значит, какие это слова, Настя?
Настя: Они настроены друг против друга.
Учитель: Молодец!
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
5. Минутка каллиграфии (2 мин.)
Учитель: Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
Самомассаж рук
1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.
3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Учитель: – Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
(Показываю, напоминаю правило письма букв: каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон. Дети прописывают буквы).
Учитель: Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Всем надо поработать над правильным написанием букв, всем нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.
6. Словарная работа. Итог (8 мин)
Учитель: Аня, Рита, Саша и Толя получают индивидуальное задание на карточках. Ане и Рите в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Саше и Толе в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.
Аня*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Рита*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Саша***:
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Толя***:
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Учитель: Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я по очереди называю лексическое значение словарного слова, Аня пишет это слово на доске за, а вы – в тетрадях.
Учитель: Коробка для школьных принадлежностей. (Пенал)
Учитель: Дерево с белой корой. (Берёза)
Учитель: Столица нашей родины. (Москва)
Учитель: Страна, в которой мы живём. (Россия)
Учитель: Место, где мы родились и живём. (Родина)
Учитель: Это плод яблони. (Яблоко)
Учитель: Инструмент для копания земли. (Лопата)
Учитель: Это садовое дерево, плод у него яблоко. (Яблоня)
(Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).
7. Проверка. Итог (1 мин.)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Ани на доске. Рита*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы! Поставьте на полях восклицательный знак! Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Эти дети допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.
Учитель: Вика* и Лиза* правильно распределили слова по столбикам, но Лиза ошиблась в слове «летать», Лиза, как проверить безударную гласную?
Лиза: Полёт.
Учитель: Правильно, не ошибайся, будь внимательней. Вика* получает за задание «5», Лиза* – «4». Вика Николаева*** и Сергей*** допустили по 1 ошибке в задании. Вам надо повторить словарные слова, буду спрашивать на следующих уроках, и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».
Встали.
8. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
9. Знакомство с новым словарным словом (3 мин.)
Учитель: Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:
«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».
Аня: Это заяц, потому что дрожит.
Учитель: Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?
Кирилл: Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.
Учитель: Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: Какой звук слышим вначале слова?
Дети (хором): [А]
Учитель: А правильно пишется это слово так:
ОСИНА |
(Вывешиваю слово на доску)
Учитель: Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?
(Дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.
Учитель: Хорошо! Умницы!
10. Определение лексического значения этого слова (1 мин.)
Учитель: Андрей, какое лексическое значение имеет слово «осина»?
Андрей: Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.
Учитель: Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?
Дети: Когда человек замёрз или чего-нибудь боится.
Учитель: Умницы! Правильно!
11. Этимология (1 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:
4 слайд:
Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых. |
12. Составление и запись предложения с этим словом (2 мин.)
Учитель: Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.
Дима: Осина растёт у дороги.
Аня: Осина дрожит на ветру.
Яна: На осине дрожат листочки.
Вова: Осина – высокое лиственное дерево.
Учитель: Хорошо, молодцы! Мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Вова выполнит задание у доски за :запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.
(Затем Вова комментирует разбор)(1 мин.)
Осина дрожит на ветру. Что? – осина – это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает? – дрожит – это сказуемое, подчеркну двумя чертами.
Учитель: Вова, назови слово с проверяемой безударной гласной.
Вова: Дрожит, проверочное слово – дрожь.
Учитель: Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении? Ребята, как избежать ошибок?
Рита: Слова надо проверять.
Учитель: Как проверить это слово?
Аня: Поставить эту букву под ударение.
Учитель: Хорошо. Яне и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную.
13. Физкультминутка (1 мин.)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
14. Закрепление нового материала (3 мин.)
Учитель: Повторите тему сегодняшнего урока.
Дети: Антонимы.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова – антонимы к картинкам:
5 слайд:
Учитель: Дима. (Чистый – грязный)
Учитель: Молодец!
6 слайд:
Учитель: Аня. (Плачет – смеётся)
Учитель: Умница, ты молодец!
7 слайд:
Учитель: Саша. (Толстый – тонкий)
Учитель: Правильно, молодец!
8 слайд:
Учитель: Яна, назови слова к картинкам. (Маленький – большой)
Учитель: Молодец, правильно!
9 слайд:
Учитель: Вова. (Грустный – весёлый)
Учитель: Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.
10 слайд:
чистый – грязный, |
Учитель: Какие это слова?
Дети: Это антонимы.
Учитель: Лиза, какие слова называются антонимами?
Дети: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
15. Работа с учебником (1 мин.)
Учитель: Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова-антонимы.
Аня: В словаре антонимов.
Учитель: Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.
(Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).
11 слайд:
Я – антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада)
– Молодцы!
12 слайд:
Я – антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
– Молодцы!
13 слайд:
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишина)
Учитель: Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
14 слайд:
Ученье – свет,
А неученье –… (тьма)
(Хором – тьма)
Учитель: Дети, как ты понимаешь значение этой пословицы?
Дети: Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: Умницы! Хорошо.
15 слайд:
Знай больше,
А говори … (меньше)
(Хором – меньше)
Учитель: Дима, как понимаешь значение этой пословицы?
Дима: Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!
16. Самостоятельная работа. Итог (5 мин.)
Учитель: А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Ребята, вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов-антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Аня, повтори, какие слова называются антонимами?
Аня: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодец!
(Читаю четверостишия)
16 слайд:
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок,
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.
17 слайд:
Сегодня пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой
Лев весь мокрый, Глеб сухой.
18 слайд:
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
19 слайд:
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну, а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
17. Проверка (1 мин.)
(Проверяю задание)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
20 слайд:
Толстый – тонкий
Взял – забыл
Мокрый – сухой
Сладкий – горький
Полный – пустой
Длинный – короткий
Учитель: Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так?
Учитель: Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?
Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?
Дети: Антонимы!
18. Итог урока (1 мин.)
Учитель: Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? (Какие слова называются антонимами.)
Учитель: Какие это слова?
Дети: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
Дима: Отгадывали загадки.
Учитель: Хорошо! Ещё?
Аня: Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
19. Оценивание (1 мин.)
Учитель: Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки.
20. Домашнее задание (2 мин.)
21 слайд:
– Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 – подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.
– Урок окончен!