Цель: познакомить детей с сербской народной сказкой «Два лодыря».
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию умения определять эмоциональную окрашенность произведения через чтение по ролям;
способствовать обогащению знаний учащихся новыми сведениями.
Развивающие:
создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации через работу с учебником, словарём;
продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков через работу в группах, самопроверку и взаимопроверку;
развивать творческие способности учащихся;
развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний.
Воспитательные:
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний через самостоятельную работу;
создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения;
способствовать воспитанию трудолюбия ,определению собственного отношения к лени.
Планируемый результат:
Предметные: читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий–УУД):
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, в листах самооценки; находят нужные ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи; находят в тексте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию в группе.
Ресурсы:
презентация;
тест;
карточка «чтение по ролям» с критериями оценивания;
карты работы в группах по 6 человек с заданиями;
минипортреты для оценивания своей работы на уроке.
Формы работы: фронтальная, в группах по3 и 6 человек.
Используются элементы «кейс-технологии», метод ситуационного анализа, приём «Водоворот проблем и решений».
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Оргмомент. Приветствие |
Литературное чтение – прекрасный урок, |
Познавательные УУД: |
II. Актуализация знаний и формирование темы и цели урока |
– Тема нашего урока – сербская народная сказка «Два ленивца». Исходя из названия, о ком пойдёт речь? (О ленивцах). |
Регулятивные УУД: |
III. Знакомство с произведением |
– Предлагаю прочитать это произведение...А так как далее нам необходимо будет читать по ролям, то обратите внимание на количество персонажей и те чувства, которые они испытывают.(Дети следят по учебнику за чтением учителя). |
Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
IV. Проверка понимания прочитанного. Тест |
–Я должна убедиться, что вы поняли содержание сказки. Проверим это с помощью теста. |
Регулятивные УУД: |
V. Чтение по ролям в группах |
– В начале урока мы сказали, что своё отношение мы можем выразить через чтение по ролям. Итак, разбиваемся на группы по 3 человека(по количеству ролей). Вспомним правила работы в группе(на стенде вывешены), сами определяем роль, начиная читать, обратите внимание на критерии оценивания чтения по ролям, по ним мы будем анализировать своё чтение. |
Познавательные УУД: |
«Водоворот проблем и решений». Работа в группах по 6 человек(4 группы) |
Каждой группе даётся специальное задание на отдельном листе , на выполнение отводится 5 минут, затем подводим итоги по каждому заданию. |
Коммуникативные УУД: |
VI. Итог урока. Рефлексия |
Прослушивание групп и подведение итогов. |
Регулятивные УУД: |
VII. Домашнее задание |
– сочините сказку о ленивом мальчике или девочке. (С.91, задание 4в) |
Личностные УУД: |
Всего баллов |
|
Приложение 1
Ф.И. Тест Баллы |
|
Выберите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «ленивцы»: а) счастливцы в) бездельники д) лентяи б) тунеядцы г) фантазёры е) лодыри |
|
К какому результату привела лень персонажей: а) остались бедными; б) остались голодными; в) остались довольными. |
|
Сколько человек нужно для чтения по ролям? _______________
|
|
Всего баллов |
|
Ф.И. Тест Баллы |
|
Выберите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «ленивцы»: а) счастливцы в) бездельники д) лентяи б) тунеядцы г) фантазёры е) лодыри |
|
К какому результату привела лень персонажей: а) остались бедными; б) остались голодными; в) остались довольными. |
|
Сколько человек нужно для чтения по ролям? _______________
|
|
Всего баллов |
|
Приложение 2
Чтение по ролям |
|||
Критерии оценивания |
1 Ф.И. |
2 Ф.И. |
Автор Ф.И. |
Выбор слов своей роли |
|
|
|
Правильность чтения |
|
|
|
Передача нужного тона |
|
|
|
Наличие жестов, мимики |
|
|
|
Чтение по ролям |
|||
Критерии оценивания |
1 Ф.И. |
2 Ф.И. |
Автор Ф.И. |
Выбор слов своей роли |
|
|
|
Правильность чтения |
|
|
|
Передача нужного тона |
|
|
|
Наличие жестов, мимики |
|
|
|
Чтение по ролям |
|||
Критерии оценивания |
1 Ф.И. |
2 Ф.И. |
Автор Ф.И. |
Выбор слов своей роли |
|
|
|
Правильность чтения |
|
|
|
Передача нужного тона |
|
|
|
Наличие жестов, мимики |
|
|
|
Приложение 3.
Карточка-помощница 1.
Работа в 1 группе.
Из данных пословиц выберите только те, которые относятся к нашей теме (трудолюбие-лень):
1)Ум хорошо, а два лучше.
2)Откладывай безделье, да не откладывай дела.
3)Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
4)Как аукнется, так и откликнется.
5)Труд человека кормит, а лень портит.
6)Какова твоя работа, такова и награда.
7)Ученье свет , а неученье –тьма.
8)В ленивой семье – пусто, в трудолюбивой – густо.
9)Маленькое дело лучше большого безделья.
10)Вся семья вместе, так и душа на месте.
Какая из пословиц больше всего подходит к изучаемой сказке (подчеркните её) ?
Приложение 3. Карточка-помощница 2
Работа во 2 группе |
||
Название сказки |
Персонаж |
Как сложилась судьба |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Приложение 3.Карточка-помощница 4.
Работа в 4 группе |
Рифмы-помощницы: день – лень, трудиться – лениться. |
Запишите варианты высказываний-заявлений (своё отношение к лени): |
1. |
|
2. |
|
3. |