Цель: познакомить детей с сербской народной сказкой «Два лодыря».

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию умения определять эмоциональную окрашенность произведения через чтение по ролям;

способствовать обогащению знаний учащихся новыми сведениями.

Развивающие:

создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации через работу с учебником, словарём;

продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков через работу в группах, самопроверку и взаимопроверку;

развивать творческие способности учащихся;

развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний.

Воспитательные:

воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний через самостоятельную работу;

создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения;

способствовать воспитанию трудолюбия ,определению собственного отношения к лени.

Планируемый результат:

Предметные: читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы.

Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий–УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, в листах самооценки; находят нужные ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:  воспринимают текст с учетом поставленной задачи; находят в тексте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию в группе.

Ресурсы:

презентация;

тест;

карточка «чтение по ролям» с критериями оценивания;

карты работы в группах по 6 человек с заданиями;

минипортреты для оценивания своей работы на уроке.

Формы  работы: фронтальная, в группах по3 и 6 человек.
Используются элементы «кейс-технологии», метод ситуационного анализа, приём  «Водоворот проблем и решений».

 

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.  Приветствие

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Сказка это будет или рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

Познавательные УУД:
выполнять действия по алгоритму.
Регулятивные УУД:

II. Актуализация знаний и формирование темы и цели урока

– Тема нашего урока – сербская народная сказка «Два ленивца». Исходя из названия,  о ком пойдёт речь? (О ленивцах).
– А какое качество присуще им? (Лень).
– Бывали ли случаи , когда вы ленились? Хотели ли вы, чтобы за вас всё делали  другие, например, мамы или бабушки?
– Цель нашего урока: определить свое отношение к лени.
– Как мы можем это отношение определить? (Через работу с произведением, через обсуждение этой проблемы).

Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
Познавательные УУД:
структурировать знания;

III. Знакомство с произведением

– Предлагаю прочитать это произведение...А так как далее нам необходимо будет читать по ролям, то обратите внимание на количество персонажей и те чувства, которые они испытывают.(Дети следят по учебнику за чтением учителя).

Коммуникативные УУД:
воспринимают текст с учётом поставленной задачи;
сотрудничают с учителем;

Познавательные УУД:
ориентируются в учебнике

IV. Проверка понимания прочитанного. Тест

–Я должна убедиться, что вы поняли содержание сказки. Проверим это с помощью теста.
– Проверяем тест….(ключ на экране). В карточке самооценки правильный ответ оценивается 1 баллом, ребёнок сам подсчитывает общее количество баллов.

Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа, обобщения  и представления информации;

V. Чтение по ролям в     группах

– В начале урока мы сказали, что своё отношение мы можем выразить через чтение по ролям. Итак, разбиваемся на группы по 3 человека(по количеству ролей). Вспомним правила работы в группе(на стенде вывешены), сами определяем роль, начиная читать, обратите внимание на критерии оценивания чтения по ролям, по ним мы будем анализировать своё чтение.
– На эту работу отводится 2 минуты.
К доске  вызываются 2 группы с последующим анализом по карточке самооценки, остальные выявляют недостатки  и оценивают себя сами).
– Попробуем сделать вывод относительно персонажей.
– К чему приводит лень?
– Попробуйте подобрать антоним к слову «лень»…(Трудолюбие)
– Почему нужно трудиться?
Давайте объединим усилия для ответа на этот вопрос, работая в творческих группах. Попробуем определить своё личное отношение к лени.

Познавательные УУД:
выполнять действия по алгоритму в листах самооценки.
Регулятивные УУД:
контролировать  свои действия и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 
совместно договариваться и управлять поведением партнёра.

«Водоворот проблем и решений». Работа в группах по 6 человек(4 группы)

Каждой группе даётся специальное  задание на отдельном листе , на выполнение отводится 5 минут, затем подводим итоги по каждому заданию.
1 группа докажет, что издавна народная мудрость, не только сербского народа, осуждала лентяев и ценила трудолюбие.(Из данного набора пословиц выберите только те, которые относятся к нашей теме).
– Какая из пословиц больше всего подходит к сказке? (Труд человека кормит, а лень портит).  Карточка-помощница 1
2 группа назовёт другие сказки,  в которых есть ленивцы и проследит , как сложилась в сказке их судьба. Карточка-помощница 2. Сделайте вывод…
3 группа придумывает знаки, запрещающие лень и разрешающие труд.
(Вспомните дорожные знаки разрешающие и запрещающие, их оформление). Продемонстрируйте 2 знака.
4 группа сделает заявление, определяющее ваше отношение к лени и трудолюбию в виде 1-2 предложений(можно в виде двустишия зарифмованного).
Карточка – помощница 4.

Коммуникативные УУД:
находят информацию, необходимую для решения проблемы;
аргументируют собственную позицию в группе; 
совместно договариваются и управляют поведением партнёра.
Познавательные УУД:
находят нужные ответы на вопросы;
осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, устанавливают причинно-следственные связи.

VI.   Итог урока. Рефлексия

Прослушивание групп и подведение итогов.
– Какую цель ставили на уроке?
– Где можно применить полученные знания?
– На уроке вы трудились, попробуйте оценить свою работу с помощью пословиц. Ваша деятельность на уроке к какой из двух пословиц больше подходит? (По собственному выбору прикрепите мини-портреты, выйдя к доске):
1) Ум хорошо, а два лучше.
2) Маленькое дело лучше большого  безделья.

Регулятивные УУД:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

VII. Домашнее задание

сочините сказку о ленивом мальчике или девочке. (С.91, задание 4в)  
продолжить чтение по ролям с учётом выявленных недочётов.

Личностные УУД:
оценивать результаты деятельности(самооценка)

                                                                                       Всего баллов

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ф.И.                                                         Тест                                                      Баллы

Выберите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову

«ленивцы»:

а) счастливцы         в) бездельники               д) лентяи

         б) тунеядцы           г) фантазёры                   е) лодыри

 

К какому результату привела лень персонажей:

а) остались бедными;

б) остались голодными;

в) остались довольными.

 

Сколько человек нужно для чтения по ролям? _______________

 

 

                                                                                       Всего баллов

 

 

Ф.И.                                                      Тест                                                     Баллы

Выберите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову

«ленивцы»:

а) счастливцы         в) бездельники               д) лентяи

б) тунеядцы            г) фантазёры                   е) лодыри

 

К какому результату привела лень персонажей:

а) остались бедными;

б) остались голодными;

в) остались довольными.

 

Сколько человек нужно для чтения по ролям? _______________

 

 

                                                                                       Всего баллов

 

 

Приложение 2

 

Чтение по ролям

 

               Критерии оценивания

       1

Ф.И.

       2

Ф.И.

Автор

Ф.И.

Выбор слов своей роли

 

 

 

Правильность чтения

 

 

 

Передача нужного тона

 

 

 

Наличие жестов, мимики

 

 

 

 

Чтение по ролям

 

               Критерии оценивания

       1

Ф.И.

       2

Ф.И.

Автор

Ф.И.

Выбор слов своей роли

 

 

 

Правильность чтения

 

 

 

Передача нужного тона

 

 

 

Наличие жестов, мимики

 

 

 

 

Чтение по ролям

 

               Критерии оценивания

       1

Ф.И.

       2

Ф.И.

Автор

Ф.И.

Выбор слов своей роли

 

 

 

Правильность чтения

 

 

 

Передача нужного тона

 

 

 

Наличие жестов, мимики

 

 

 

 

Приложение 3.

Карточка-помощница 1.

Работа в 1 группе.

Из данных пословиц выберите только те, которые относятся к нашей теме (трудолюбие-лень):

1)Ум хорошо, а два лучше.

2)Откладывай безделье, да не откладывай дела.

3)Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

4)Как аукнется, так и откликнется.

5)Труд человека кормит, а лень портит.

6)Какова твоя работа, такова и награда.

7)Ученье свет , а неученье –тьма.

8)В ленивой семье – пусто, в трудолюбивой – густо.

9)Маленькое дело лучше большого безделья.

10)Вся семья вместе, так и душа на месте.

 

Какая из пословиц больше всего подходит к изучаемой сказке (подчеркните её) ?

Приложение 3. Карточка-помощница 2

Работа во 2 группе

Название сказки

     Персонаж

Как сложилась судьба

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.Карточка-помощница 4.

Работа в 4 группе

Рифмы-помощницы:     день – лень,

                                         трудиться – лениться.

Запишите варианты высказываний-заявлений (своё отношение к лени):

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика