Цель: формирование представлений у обучающихся о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе;

расширить знания обучающихся о природных явлениях в разное время года, о месяца;

формировать у детей навыки бережного отношения к природе, умения одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями;

воспитывать интерес к изучению родной природы;

развивать речевые умения, мышление, память, умение работать с иллюстрациями.

 

Ход урока

 

1. Оргмомент.

Приветствие детей.

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы вновь отправляемся в удивительное путешествие по окружающему нас миру ( с нами Маша и Миша Ивановы). Послушайте стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг:
Солнце, звезды, облака,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг .... (ПРИРОДА)

- Природа окружает нас повсюду. Что вы уже узнали о природе? на какие части можем разделить? (природа бывает живая и неживая)

На доске схема, показывающая, что природы бывает живая и неживая.

- Вы послушали стихотворение, в котором прозвучало множество природных объектов. Какие же мы можем отнести в неживой природе, живой? (Дети называют)

3. Постановка темы и целей урока

- Сегодня мы продолжаем разговор о природе. И я вам предлагаю послушать отрывок из сказки В. И. Даля “Старик-годовик”:

   Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

- Это сказка-загадка. О каких птицах здесь идет речь? (Это времена года и месяцы) Как узнали?

- О чем же сегодня на уроке будем говорить? (времена года) Природа одинаковая в разные времена года? На уроке обсудим изменения в природе. (На доске тема: Природа и ее сезонные изменения.)

- Вы уже многое знаете о изменениях в природе, наблюдали. Сегодня мы повторим и пополним ваши знания. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.

4. Изучение нового материала.

- Что нам поможет на уроке? (Учебник и тетрадь)

- Откройте учебник на стр. 24-25. Рассмотрите иллюстрации, что заметили? Что объединяет эти рисунки ? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.) Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце.) Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)

- Ну что, отправимся в гости к каждому времени года.

ОСЕНЬ

- Какое время года сейчас идет? Поставьте фишку желтого цвета на рисунок, изображающий осень. Проверьте как это задание выполнил ваш сосед и обсудите, какие приметы осени вы увидели.

- Какие изменения происходят в неживой природе осенью? В живой?

- Мама Маши и Миши купила новую “Книжку про осень” . В ней были три картинки. На первой - деревья были с желтыми листьями, такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картина. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только сосны и ели не сбросили листву. В воздухе кружился и медленно падал на землю снег.

Миша удивился:

- Почему про осень нарисованы три разные картинки?

- А вы как думаете? (Разные периоды осени, месяца, РК)

В старину говорили: В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Физминутка ИГРА “ДА” и “НЕТ”

“Осень”

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

ЗИМА

- Продолжаем работу. После осени к нам в гости скоро пожалует следующее время года. Поставьте на него синюю фишку. Сверьтесь с соседом по парте. По каким признакам вы узнали зиму?

Земля покрыта снегом, водоемы покрываются льдом. А для многих животных, особенно для птиц это самое тяжелое время года- холодно и голодно (мало корма). Как мы можем им помочь? Какие птицы прилетают на кормушки?

- Почему так оделся Миша? Перечислите зимние месяцы (декабрь – самые долгие ночи, заканчивает год; январь начинает новый год, самый холодный месяц в году; февраль – метели, вьюги).

ВЕСНА

Миша забыл, какое же время года наступает после зимы. Давайте ему подскажем. Поставьте на нужный рисунок зеленую фишку. Почему мы выбрали зеленый цвет?

- Послушайте рассказ, который Миша сочинил о весне :

Весна начинается в мае. Солнце начинает пригревать, на улице теплеет, тает снег. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Реки замерзают и покрываются льдом. С весной в свои края возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда. С деревьев начинают опадать листья.

Маша удивилась, послушав рассказ брата, почему? (исправить ошибки, повторить месяцы).

ЛЕТО

- Сразу после весны наступает... (Лето) Поставьте красную фишку

Загадки о лете:

Один костёр весь мир согревает (солнце)

Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась ...
(гроза)

После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает. (радуга)

Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду - от меня
Укрываются.
(Дождь)

Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это - ...
(град)

Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облако)

- Назовите в паре летние месяцы.

5. Закрепление

Что наступит после лета? (повторить времена года). Вот так в течение года происходят изменения в природе (сезонные). А почему же они происходят, в чём причина? (Солнце)

- Обратите внимание на солнце в разное время года. (Летом высоко над землей, зимой и осенью низко). А что Земля получает от солнца? (тепло и свет). Чем выше солнце, тем круче падают его лучи на землю, согревают и припекают, а чем ниже, тем больше они скользят по поверхности земли, меньше тепла и света. Т.о., солнце – главный источник тепла и света на Земле в любое время года.

Человек (мы с вами) – тоже часть природы. Как на человека оказывают влияние сезонные изменения в природе? Связь человека и природы? (занятия в разное время года, одежда и т.д.). Природа очень щедра к человеку, поэтому как мы с вами должны относиться к ней? (высказывания учащихся о бережном отношении к природе)

Тетрадь, с. 18 № 17 (одежда для Миши и Маши осенью)

Игра с мячом. Я кидаю мяч и называю время года, ученик ловит мяч и называет явление природы.

6. Итог урока. Рефлексия

- Вспомните тему урока. Какие выводы по теме урока можем сделать?

- Кто сегодня узнал что-то новое? Кому было интересно, трудно?

Д.З. – составить рассказ о любимом времени года

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru