Цели: познакомить учащихся с новым разделом.
Задачи:
познакомить учащихся с образом осени через пословицы, поговорки, загадки, научить соотносить загадки и отгадки;
развивать умение правильно читать произведения, умение логически мыслить, грамотно говорить;
воспитывать уважительное отношение друг другу.
Оборудование: карточки со стихотворением И. Токмаковой, презентация, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
У.: У вас у каждого на столе карточка с произведением Ирины Токмаковой. Прочитайте это произведение по себя.
Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
У.: О чем вам рассказал автор?
Д.: О конце лета.
У.: Какие слова это подтверждают? Приведите из текста.
Д.: Кончается лето, солнце не светит, дождь — первоклассник, в косую линейку (т.е. косой дождь).
У.: А почему автор назвал дождь-первоклассник?
У.: Давайте прочитаем это стихотворение в нескольких интонационных вариантах и подумаем, какой эмоциональный настрой хотел передать автор и почему. (Чтение с вопросительной интонацией, с удивлением и восхищением, повествовательно с грустью, медленно.)
Д.: Данное стихотворение читается медленно с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме.
У.: Какое время года наступает за летом?
Д.: Осень.
3. Постановка темы и цели урока
У.: Назовите тему нашего урока?
Д.: Осень.
У.: Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема?
Слайд 1. ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. (Люблю природу русскую. Осень.)
У.: Продолжите фразы.
Слайд 2.
У.: Мы познакомимся …
Д.: С произведениями об осени, с музыкальностью стихотворного текста.
У.: Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел?
Д.: Стихи, рассказы, загадки, пословицы.
У.: Мы будем учиться … (наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор)
Д.: Читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста.
У.: Мы научимся …
Д.: Читать стихотворения, передавая с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст.
4. Работа по теме
У.: Чем так привлекательна осень?
Ответы детей.
Слайд 3.
У.: Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.
В устном народном творчестве (фольклор) много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей.
Немало об осени примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны, пословиц и поговорок. (Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме. Октябрьский гром — зима бесснежная.)
Слайд 4. Работа в группе.
У.: Начнем мы нашу работу с задания для группы «Собери и объясни».
У.: Что же мы будем собирать и объяснять?
Д.: Пословицы.
Каждая группа получает карточку с пословицами. Дается время на их сборку пословиц.
Октябрь плачет |
да долго тянется. |
Чтение и объяснение пословиц детьми.
5. Физическая минутка
6. Работа по теме
Работа над загадками.
Слайд 5.
У.: Задание «Прочитай и отгадай», но вам нужно еще будет объяснить, что дало подсказку в тексте загадки?
У.: Какие яркие признаки осени отражены в загадках?
Ответы учащихся.
Работа в паре. Слайд 6.
У.: Кроссворд «Деревья». Отгадайте загадки и объясните ход рассуждений. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете еще одно слово, связанное с осенью.
1. С моего цветка берет ЛИПА |
2. Весной зеленела, РЯБИНА |
3. Что за дерево стоит? ОСИНА |
4. Есть у родственницы елки ЛИСТВЕННИЦА |
5. У меня длинней иголки, СОСНА |
6. Меня в лесу оставили, ПЕНЬ |
7. Зелена, а не луг, БЕРЕЗА |
8. Я из крошки – бочки вылез, ДУБ |
У.: Что за ключевое слово у вас получилось?
Д.: Листопад.
У.: Что вы можете рассказать про это явление природы?
Ответы учащихся.
У.: Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.
7. Рефлексия. Подведение итогов
У.: Выберите и продолжите предложения.
Я познакомился...
Я научился...
Мне было интересно...
Мне было трудно ...
У.: Какой раздел учебника мы начали изучать? Ответы детей.
У.: Какие произведения в нем мы будем читать? Ответы детей.
У.: Каковы основные признаки осени? Ответы детей.
8. Домашнее задание
У.: Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень».