Цели: познакомить учащихся с новым разделом.

Задачи:

познакомить учащихся с образом осени через пословицы, поговорки, загадки, научить  соотносить загадки и отгадки;

развивать умение правильно читать произведения, умение логически мыслить, грамотно говорить;

воспитывать уважительное отношение друг другу.

Оборудование: карточки со стихотворением И. Токмаковой, презентация, мультимедийный проектор.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный  момент

2. Речевая разминка

У.: У вас у каждого на столе карточка с произведением Ирины Токмаковой. Прочитайте это произведение по себя.

Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.

У.: О чем вам рассказал автор?
Д.: О конце лета.
У.: Какие слова это подтверждают? Приведите из текста.
Д.: Кончается лето, солнце не светит, дождь — первоклассник, в косую линейку (т.е. косой дождь).
У.: А почему автор назвал дождь-первоклассник?
У.: Давайте прочитаем это стихотворение в нескольких интонационных вариантах и подумаем, какой эмоциональный настрой хотел передать автор и почему. (Чтение с вопросительной интонацией, с удивлением и восхищением, повествовательно с грустью, медленно.)
Д.: Данное стихотворение читается медленно с  грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме.
У.: Какое время года наступает за летом?
Д.: Осень.

3. Постановка темы и цели урока

У.: Назовите тему нашего урока?
Д.: Осень.
У.: Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема?
Слайд 1. ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. (Люблю природу русскую. Осень.)
У.: Продолжите фразы.
Слайд 2.
У.: Мы познакомимся …
Д.: С произведениями об осени, с музыкальностью стихотворного текста.
У.: Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел?
Д.: Стихи, рассказы, загадки, пословицы.
У.: Мы будем учиться … (наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор)
Д.: Читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста.
У.: Мы научимся …
Д.: Читать стихотворения, передавая с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст.

4. Работа по теме

У.: Чем так привлекательна осень?
Ответы детей.
Слайд 3.
У.: Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.
В устном народном творчестве (фольклор) много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей.
Немало об осени примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны, пословиц и поговорок. (Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме. Октябрьский гром — зима бесснежная.)

Слайд 4. Работа в группе.

У.: Начнем мы нашу работу с задания для группы «Собери и объясни».
У.:  Что же мы будем собирать и объяснять?
Д.: Пословицы.
Каждая группа получает карточку с  пословицами. Дается время на их сборку пословиц.

Октябрь плачет
Холоденок батюшка-сентябрь,
Осенний дождь мелко сеется,
Сентябрь пахнет яблоками,
Октябрь не колеса,
В осеннее ненастье семь погод на дворе:

да долго тянется.
холодными слезами.
сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
да кормить горазд.
октябрь — капустой.
не полоза не любит.

Чтение и объяснение пословиц детьми.

5. Физическая минутка

6. Работа по теме

Работа над загадками.
Слайд 5.
У.: Задание «Прочитай и отгадай», но вам нужно еще будет объяснить, что дало подсказку в тексте загадки?
У.:  Какие яркие признаки осени отражены в загадках?
Ответы учащихся.

Работа в паре. Слайд 6.

У.: Кроссворд «Деревья». Отгадайте загадки и объясните ход рассуждений. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете еще одно слово, связанное с осенью.

 


 

1. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

ЛИПА

2. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные
Кораллы надела.

РЯБИНА

3. Что за дерево стоит?
Ветра нет, а вся дрожит.

ОСИНА

4. Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.

ЛИСТВЕННИЦА

5. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.

СОСНА

6. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой,
А летом с бритой головой.

ПЕНЬ

7. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.

БЕРЕЗА

8. Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

ДУБ

У.: Что за ключевое слово у вас получилось?
Д.: Листопад.
У.: Что вы можете рассказать  про это явление природы?
Ответы учащихся.

У.:  Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.

7. Рефлексия. Подведение итогов

У.: Выберите и продолжите предложения.

Я познакомился...

Я научился...

Мне было интересно...

Мне было трудно ...

У.: Какой раздел учебника мы начали изучать? Ответы детей.
У.: Какие произведения в нем мы будем читать? Ответы детей.
У.: Каковы основные признаки осени? Ответы детей.

8. Домашнее задание

У.: Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень».

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика