Цели урока:
Образовательные: опираясь на жизненный опыт обучающихся познакомиться с единицами массы «тонна» и «центнер», установить их соотношение, научиться использовать новые единицы массы при решении учебно-познавательных заданий.
Развивающие (познавательные УУД): умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме.
Воспитательные (личностные УУД): самоопределение – формирование позиции хорошего ученика; смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Методы обучения: поисковый, деятельностный.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.
Оборудование: учебник «Математика» М.И.Моро и др., компьютер, экран, презентация «Масса. Единицы массы», тесты на каждого обучающегося, карточки с вариантами ответов, карточки с единицами массы.
Структура урока (этапы):
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – Ребята, сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня – Светлана Валерьевна. – Учебник на столе у вас? – Ребята, как вы понимаете слова: серьёзно всё изучать? (Материал в 4 классе сложный, поэтому надо быть внимательными, наблюдательными…) |
Дети слушают и анализируют содержание сказанных слов, отвечают на вопрос. |
Личностные УУД |
2. Актуализация и пробное учебное действие – Начнём урок с заданий в форме теста. – К каждому заданию даны варианты ответов. (А, Б, В) Ваша задача – выбрать правильный ответ и показать вариант при помощи карточки. 1. Закончи предложение: 1 килограмм – это … А) 1 000 г; 2. Какое число пропущено: 4 кг 30 г = … г А) 4300; 3. Какие единицы массы пропущены: 300 … < 350 г А) кг; 4. Какие единицы массы пропущены: 300 … > 350 г А) кг; 5. Укажите величину, которая подходит для высказывания: «Масса дыни равна …». А) 20 кг; 6. Укажите единицу массы, которая подходит для высказывания: «Масса пакета с печеньями 500 …». А) кг; |
Обучающиеся выполняют задания теста, выбирая карточку с получившимся ответом, объясняют свой выбор. |
Регулятивные УУД (формировать способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). |
3. Выявление места и причины затруднения – Ребята, догадайтесь, почему сегодня к уроку я подобрала эти задания. Какая величина используется во всех этих заданиях. (В этих заданиях используется величина «масса») |
Дети анализируют математические записи, делят их на группы, отвечают на поставленные проблемные вопросы, формулируют тему урока, ставят учебную задачу. |
Познавательные УУД (формирование умений делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты). Коммуникативные УУД (формирование умения слушать собеседника) |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения – Какие цели мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться? Познакомиться с новыми единицами массы; записать соотношение между новыми единицами массы с ранее изученными; научиться выполнять задания с использованием новых единиц массы. – Из каких источников мы можем получить информацию о новых единицах массы? Откуда мы можем взять информацию? – Из предложенных вами вариантов решения проблемы, сейчас на уроке какими мы можем воспользоваться? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает) |
Обучающиеся ставят перед собой цель урока, формулируют способы «добычи» информации, которые необходимы для реализации поставленной цели. |
Познавательные УУД |
5. Реализация построенного проекта – Я предлагаю вам самостоятельно, работая в парах и используя учебник, найти ответ на вопрос: «Какие ещё единицы массы используют для измерения». Та пара, которая выполнит задание, покажет нам знак «согласия». (Работа с учебником с.45) – Какие существуют единицы массы? (Центнер и тонна) |
Обучающиеся самостоятельно, работая в парах и используя учебник, находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, записывают их в тетрадь. |
Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей; формирование умения делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме ). Регулятивные УУД (развитие способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). Коммуникативные УУД (формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его) |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи – Какую цель мы ещё не выполнили? (Не выполняли задания с использованием новых единиц массы) |
Обучающиеся выполняют устно задания из учебника, с комментированием во внешней речи. |
Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – Вставьте пропущенные числа в равенства: 1 вариант 2 вариант 3 ц = … кг 300 кг = … ц – Проверьте свои работы. Сравните с образцом: 1 вариант 2 вариант 3 ц = 300 кг 300 кг = 3 ц – Поднимите карточку с буквой «А», кто выполнил задание верно, без ошибок; карточку с буквой «Б», кто допустил одну ошибку; карточку с буквой «В», кто совершил две и более ошибки. Физкультминутка – Мы старались, мы учились – Встанем, ребята. Представим, что мы попали в яблоневый сад. – Смотрите! – Ребята яблоко ваше тяжёлое или лёгкое? Тихо все на место сели |
Обучающиеся выполняют предложенные задания, соблюдают культуру учебного диалога: учатся общаться друг с другом, слушать собеседника, убеждать его. |
Познавательные УУД (анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний). Регулятивные УУД (способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности). Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его; умение организовать общение обучающихся между собой; культура поведения в учебном диалоге; управление поведением партнёра) |
8. Включение в систему знаний и повторение – Решим задачу из учебника № 202 Масса автомобиля – ? кг Решение: – Решим задачу в рабочей тетради с. 41 №86 Масса грузовика – 810 кг Решение: – У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке. Тест: 1. Выбери правильное утверждение. 1) Самая большая единица массы – тонна. 2. Выберите меньшую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т? 3. Сколько центнеров в 500 килограммах? 50 ц 4. Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк? 14 кг 5. Гиппопотам весит 3т, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука. 300 кг – Покажите, какой рисунок получился в головоломке. (5) Головоломка:
|
Обучающиеся решают задачу. Дети работают самостоятельно, выполняя тест. |
Познавательные УУД (структурирование знаний) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) – С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились? (Тонна, центнер) |
Обучающиеся отвечают на вопросы, ставят самооценку своим знаниям на уроке при помощи карточек. |
Личностные УУД (Формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения, объективная оценка результатов деятельности, рефлексия). |