Цели урока:

Образовательные: опираясь на жизненный опыт обучающихся познакомиться с единицами массы «тонна» и «центнер», установить их соотношение, научиться использовать новые единицы массы при решении учебно-познавательных заданий.

Развивающие (познавательные УУД): умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме.

Воспитательные (личностные УУД): самоопределение – формирование позиции хорошего ученика; смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, деятельностный.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.

Оборудование: учебник «Математика» М.И.Моро и др., компьютер, экран, презентация «Масса. Единицы массы», тесты на каждого обучающегося, карточки с вариантами ответов, карточки с единицами массы.

Структура урока (этапы):

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

– Ребята, сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня – Светлана Валерьевна.

– Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Наблюдательны,
Чтобы математику знать,
Нужно серьёзно всё изучать!

– Ребята, как вы понимаете слова:  серьёзно всё изучать? (Материал в 4 классе сложный, поэтому надо быть внимательными, наблюдательными…)

 

 

Дети слушают и анализируют содержание сказанных слов, отвечают на вопрос.

 

 

Личностные УУД
(формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения).

2. Актуализация и пробное учебное действие

– Начнём урок с заданий в форме теста.

– К каждому заданию даны варианты ответов. (А, Б, В) Ваша задача – выбрать правильный ответ и  показать вариант при помощи карточки.

1. Закончи предложение: 1 килограмм  – это …

А) 1 000 г;
Б) 100 г;
В) 10 000г.

2. Какое число пропущено: 4 кг 30 г = … г

А) 4300;
Б) 430;
В) 4030.

3. Какие единицы массы пропущены: 300 … <   350 г

А) кг;
Б)  г.

4. Какие единицы массы пропущены: 300 … >   350 г

А) кг;
Б)  г.

5. Укажите величину, которая подходит для высказывания:           «Масса дыни равна …».

А) 20 кг;
Б)  200кг;
В) 2 кг.

6. Укажите единицу массы, которая подходит для высказывания:           «Масса пакета с печеньями  500 …».

А) кг;
Б) г;

Обучающиеся   выполняют  задания теста, выбирая карточку с получившимся ответом,  объясняют свой выбор.

Регулятивные  УУД (формировать способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности).
Познавательные УУД (развивать мыслительные операции анализа, сравнения,  формировать умение формулировать речевое высказывание в устной форме).

3. Выявление места и причины затруднения

–  Ребята, догадайтесь, почему сегодня к уроку я подобрала эти задания. Какая величина используется во всех этих заданиях. (В этих заданиях используется величина «масса»)
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с единицами, какой величины?  (С единицами массы)
– Посмотрите на карточки. На какие две группы вы можете разбить эти величины?
3 см , 3 г , 3 м , 3 кг , 3 км , 3 дм .
(Эти величины можно разбить на единицы длины и единицы массы)
– Подойдите к доске и поставьте карточки с единицами длины в порядке возрастания.
(3 см         3 дм         3 м         3 км)
– Под этими единицами я поставлю карточки с единицами массы.
3 см         3 дм         3 м         3 км
3 г            3 кг          …..         …..
– Ребята, посмотрите на 2 ряда. Никаких вопросов у вас не возникло?.. Чего не хватает в этих записях?.. Зачем я повесила эти «пустые окошки»? (В них должны быть ещё какие-то единицы массы)
– Давайте поставим учебную задачу: что мы нового должны узнать? (Мы должны узнать новые единицы массы)
– Ребята, вы правы. Мы сегодня познакомимся с новыми единицами массы и узнаем их соотношение.
– Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Масса. Единицы массы»)

Дети анализируют математические записи, делят их на группы, отвечают на поставленные  проблемные вопросы, формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные УУД (формирование умений делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме,  устанавливать  причинно-следственные связи, анализировать  объекты).

Коммуникативные УУД (формирование умения слушать собеседника)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

– Какие цели мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться?

Познакомиться с новыми единицами массы;

записать соотношение  между новыми единицами массы с ранее изученными;

научиться выполнять задания с использованием новых единиц массы.

– Из каких источников мы можем получить информацию о новых единицах массы? Откуда мы можем взять информацию?
(Из учебника, из дополнительной литературы, из интернета, можем спросить у взрослых…)

– Из предложенных вами вариантов решения проблемы, сейчас на уроке какими мы можем воспользоваться? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает)

Обучающиеся ставят перед собой цель урока,  формулируют способы «добычи» информации, которые необходимы для реализации поставленной цели.

Познавательные УУД
(самостоятельная постановка познавательной цели, формирование умения строить речевое высказывание в устной форме).
Личностные УУД (смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации)

5. Реализация построенного проекта

– Я предлагаю вам самостоятельно, работая в парах и используя учебник, найти ответ на вопрос: «Какие ещё единицы массы используют для измерения». Та пара, которая выполнит задание, покажет нам знак «согласия».

(Работа с учебником  с.45)

– Какие существуют единицы массы? (Центнер и тонна)
– Как сокращённо обозначается центнер? (Буквой «цэ»)
– Сколько килограммов в 1 центнере? (1 ц = 100 кг)
– Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».
– Как сокращённо обозначается тонна? (Буквой «тэ»)
– Сколько килограммов в 1 тонне? (1 т = 1 000 кг)
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка».
– Давайте запишем в тетради новые соотношения единиц массы. Откроем тетради, пишем: «23 октября
Классная работа».
– Теперь запишем соотношение изученных сегодня единиц массы:
1 ц = 100 кг            1 т = 1 000 кг
– Что тяжелее центнер или тонна? (Тонна тяжелее центнера)
– Докажите.
(1 ц = 100 кг,    1 т = 1000 кг;    1000 кг > 100 кг , 1 т > 1 ц)
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит отсюда можно определить, сколько в 1 тонне центнеров?
(1 т = 10 ц). Запишите получившееся соотношение единиц массы.
– Ребята, соотношение единиц массы можно записать ещё и так: в порядке увеличения запишите единицы массы в одну строку. Затем ниже укажем соотношение единиц. Что заметили в нижней записи? (Что числа уменьшаются в 10 раз)
– Как посчитать, сколько в 1 тонне килограммов, если забыли?    (10 * 100 = 1 000)
–  Как определить, сколько в 1 тонне граммов?   (10*100*1000 =   = 1 000 000)
– Какие цели, поставленные на уроке, мы выполнили? (Познакомились с новыми единицами массы – центнер и тонна;
записали соотношение между новыми единицами массы с ранее изученными)

Обучающиеся самостоятельно, работая в парах и используя учебник, находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи,  делают выводы, записывают их в тетрадь.

Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей; формирование умения делать выводы, формулировать речевое  высказывание в устной форме ).

Регулятивные УУД (развитие  способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности).

Коммуникативные УУД (формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

– Какую цель мы ещё не выполнили? (Не  выполняли задания с использованием новых единиц массы)
– Решим устно № 201
– Решим устно № 203

Обучающиеся выполняют устно задания из учебника, с комментированием во внешней речи.

Познавательные УУД (развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Вставьте пропущенные числа в равенства:

1 вариант               2 вариант

3 ц = … кг              300 кг = … ц
3 т = … кг              3 000 кг = … т
3 т = … ц               30 ц = … т

– Проверьте свои работы. Сравните с образцом:

1 вариант                 2 вариант

3 ц = 300 кг              300 кг = 3 ц
3 т = 3 000 кг          3 000 кг = 3 т
3 т = 30 ц                 30 ц = 3 т

– Поднимите карточку с буквой «А», кто выполнил задание верно, без ошибок; карточку с буквой «Б», кто допустил одну ошибку; карточку с буквой «В», кто совершил две и более ошибки.

Физкультминутка

– Мы старались, мы учились
И немного утомились.

 – Встанем, ребята. Представим, что мы попали в яблоневый  сад.

– Смотрите!
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко!

– Ребята яблоко ваше тяжёлое или лёгкое?
– Вес 1 яблока, в каких единицах массы будет выражаться? (В граммах)
– А теперь соберём  ещё яблоки в корзину… Вес корзины с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В килограммах)
– Сейчас высыпаем все яблоки из корзин в большой ящик…Вес ящика с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В центнерах)
– А теперь наш большой ящик с яблоками погрузили на машину… Вес машины с ящиком яблок, в каких единицах массы будет выражаться? (В тоннах)

Тихо все на место сели
И на учителя поглядели.

Обучающиеся выполняют предложенные задания, соблюдают культуру учебного диалога: учатся общаться друг с другом, слушать собеседника,  убеждать его.

Познавательные УУД (анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей,  структурирование знаний).

Регулятивные УУД (способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности).

Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его; умение организовать общение обучающихся между собой; культура поведения в учебном диалоге; управление поведением партнёра)

8. Включение в систему знаний и повторение

– Решим задачу из учебника № 202

Масса автомобиля – ? кг
Масса груза – 275 кг
Общая масса –  1275 кг

Решение:
1275 кг – 275 кг = 1000 кг
1000 кг = 1 т
Ответ: 1 т

– Решим задачу  в рабочей тетради с. 41 №86

Масса грузовика – 810 кг
Масса груза – в 3 раза <
Общая масса – ?

Решение:
1) 810 : 3 = 270 (кг) – масса груза
2) 810 + 270 = 1 080 (кг)
1 080 кг = 1 т 80 кг
Ответ: 1 т 80 кг

– У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке.

Тест:

1. Выбери правильное утверждение.

1) Самая большая единица массы – тонна.
2) Самая большая единица массы – грамм.
3) Самая большая единица массы – центнер.

2. Выберите меньшую величину:

80 ц, 80 кг, 80 т?

3. Сколько центнеров в 500 килограммах?

50 ц
5 000 ц
5 ц

4. Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?

14 кг
7 кг
10 кг

5. Гиппопотам весит 3т, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука.

300 кг
30 кг
3 кг

– Покажите, какой рисунок получился в головоломке. (5)
– Это ваша отметка за работу с тестом.

Головоломка:

 


 

Обучающиеся решают задачу.

Дети работают самостоятельно, выполняя тест.

Познавательные УУД (структурирование знаний)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?  (Тонна, центнер)
– Для чего нужны такие единицы массы? (Для измерения массы крупных предметов или большого количества предметов)
– Какая единица массы больше килограмма, но меньше тонны? (Центнер)
– Сколько в одном центнере килограммов? (100 кг)
– Сколько килограммов в 1 тонне? (1000 кг)
– Где вы можете применить свои знания? (При решении задач и выполнении различных заданий)
– Достигли ли мы поставленных  целей урока?
– Выполнение, какой цели, было для вас наиболее трудной, сложной?
– Домашнее задание: (уч.) с.  45 № 207;  (раб. т.) с. 41 № 84, 85
– Отметки за урок некоторые  получили, выполняя тест. Сейчас оцените сами свою работу на уроке:  тот, кто новый материал понял, поднимет карточку с буквой «А». Тот, кто новый материал понял, но остались какие-то вопросы, поднимет карточку с буквой «Б». Карточку с буквой «В» поднимет тот, кто не понял новый материал.   
– Я благодарю всех вас за работу  и желаю, чтобы вы запомнили единицы массы, правильно решали задачи и задания по изученному материалу, а для этого пользуйтесь знаниями,  которые мы вместе открыли на уроке.  Всем отличного настроения!

Обучающиеся  отвечают на вопросы, ставят самооценку своим знаниям на уроке при помощи карточек.

Личностные УУД (Формирование  внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения, объективная оценка результатов деятельности, рефлексия).

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru