Цели урока:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

Воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

Развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.

Оборудование урока: компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»; презентация для физминутки (интернет); рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки-задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес», «Красная книга Краснодарского края»; аудиозапись песни Ю.Чичкова «Лесной марш».

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование:

атлас-определитель;

энциклопедии «Я познаю мир. Растения.», «Я познаю мир. Животные»

электронное приложение к учебнику;

Прокласс

гербарий.

Использование технологий: здоровьесберегающие, ИКТ

 

ХОД УРОКА

 

(до урока  разделить класс на 3 группы и посадить их за столами, по два стола вместе. В каждой группе выбран командир, секретарь, следящий за временем и т.д.)

I. Организационный момент

– Здравствуйте,  ребята!
– Редкий человек не любит природу: никто из вас не пройдет равнодушным мимо красивого цветка, кудрявой березки. Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей.
– А девизом нашего урока будут слова Н. И. Сладкова (слайд, появляются слова) «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить. Чтобы полюбить – ее надо знать».

II. Постановка цели и темы урока

– Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А вот куда мы отправимся,  вы узнаете, когда разгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малинкой,
Васю хворостинкой!

– Что же это? Верно,  мы отправимся в лес.

(слайд  – лес)

– Посмотрите внимательно, чего не хватает на этой картинке?
– Давайте заселим наш лес.
– Вспомните, сколько в нем этажей?(4 – деревья, кустарники, травы и грибы, мхи) Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколь­ко ярусов. Считают лесные этажи не от земли – снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрос­лые деревья. Они создают под поло­гом своих крон особую лесную среду, ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса. Второй – кусты и совсем молоденькие деревца . А два нижних этажа – третий и четвертый – травы, цветы, мхи. Во всяком доме есть еще что-то вроде подвала. В лесу, в подвале прячутся корни зеленых обитателей леса.
– Заселим этажи нашего леса.
Первая группа, используя справочную литературу, подумает,  какие растения мы можем  поселить  в нашем многоэтажном доме!
Вторая группа заселяет наш лес животными.
А третья группа – птицами. (1-2 мин)

– Расскажите, пожалуйста, кого же мы заселим в наш лес? (встают командиры  команд и отвечают на вопрос).

1 группа – растения (слайд, появляются две липы, шиповник и маленькая елочка, крапива, одуванчик, подорожник)
2 группа – животные  (слайд, на слайде появляется крот и еж, можно еще)
3 группа – птицы (слайд, на слайде появляются тетерев, дрозд на кустарнике, дятел, сова, орел)

– Вот теперь наш лес стал похож на настоящий лесной дом!

2. Групповая работа.

– А теперь,  используя карточки, лежащие у вас на столе, составьте  цепи питания из представителей растительного и животного мира леса (слайд – цепи питания)
Дети составляют цепи питания:

1 группа – Кора – олень – волк
2 группа – Желудь – мышь – лиса
3 группа – Шишка – кедровка – лиса

(Карточки крепятся к большому листу со стрелками. Когда дети прикрепили карточки, они выходят по два человека от каждой команды и рассуждают,  почему составили именно так.)

1 группа рассказывает (слайд с цепью питания)
2 группа рассказывает (слайд с цепью питания)
3 группа рассказывает (слайд с цепью питания)

– Молодцы, все сделали правильно! (слайд переход с 3 слайда по стрелке на слайд 2)

– Но лес таит в себе много опасностей. Кто угрожает  маленькому ежику Ежинке ? (слайд – появляется лиса, еж удаляется). Но животным нужно прятаться не только от злых хищников. Послушайте стихотворение.

В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке ежа.
Однажды надвинулась тучка,
Стал втер деревья качать,
И ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, еж!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
Дорогу домой ты найдешь?
– Найдет! – закричал из канавки
Взволнованным голосом еж.

– Что же  случилось в этом стихотворении? Чего нельзя делать в лесу? (Брать домой диких животных, трогать птичьи гнезда, яйца, птенцов). Дети, что вы посоветуете Ежинке? (не уходить из дома без разрешения)

3. Лесная аптека.

(на отдельном столе лежат гербарии с растениями: береза, крапива, зверобой,  липа, шиповник,  подорожник и ядовитые растения)

– Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу человеку и животным. На столе лежат растения. Вы подходите к ним и выбирайте нужное вам растение, соответствующее заданию вашей группы: (слайд с заданиями для групп)

1 группа выбирает растения,  из которых можно заварить общеукрепляющий чай. (Липа и зверобой)

(Дети объясняют, почему выбрали именно эти растения)

2 группа – растения, которые хорошо помогают при гриппе и простуде. (Малина и шиповник)

*(объясните, почему вы выбрали именно эти растения)

3 группа – растение, которое применяется как ранозаживляющие и кровоостанавливающие средство, а также растение, содержащее большое количество витаминов. (Подорожник, крапива)

*(объясните, почему вы выбрали именно эти растения)

– Посмотрите, почему эти растения вы не взяли? (Они ядовитые) Попробуйте найти информацию в атласе-определителе «От земли до неба» об этих растениях. (Даю каждой группе по растению)

(Ответы детей)

(слайд переход по нижней стрелке на 4 слайд)

Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название. Поиграем в слова:

– Если растут дубы, этот лес называется  (слайд клик по названию, дубрава)
– Если растут ели, лес называется … (ельник, клик по заголовку)
– Какое дерево является символом России? Как называется березовый лес (слайд березняк, клик по названию)
Когда в лесу растут липы, то лес … (слайд липовый, клик по заголовку.)

– А что нарисовано на этой картинке? Из каких деревьев состоит этот лес? Как называется сосновый лес (слайд бор)

Физминутка (слайд)

– Вижу вы немножко устали? Не пора ли нам отдохнуть?

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

– Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).
– Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).
– Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
– Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким- высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
– И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
– А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

4. Как разводить костер

– Прочитайте загадку. (Читает ребенок).

Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей враги.
Что же это? (Спички)

(слайд, появляется изображение спичек)

– Одна маленькая спичка может превратить красивый полный жизни лес в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека (слайд с изображением пожара)

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

– Какой поступок стал грозной бедой для леса. А ведь этого могло бы и не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить. Давайте прочитаем памятку «Как разводить костер» (у каждого ребенка лежат памятки). Запомните это, пожалуйста.
У вас на столах лежат схемы значения леса для природы и человека. Давайте их заполним.

– Для начала решим экологическую задачу. (читает учитель)

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный?

(дети решают по группам)

Ответы детей

– Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе? Почему? (Листья широколиственных деревьев лучше задерживают частички пыли)
Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частички пыли (клик по липе, исчезает ветка сосны

– Значит, какую пользу приносит нам лес? (Очищает воздух) прикрепите карточку (защитник воздуха и водоемов).

– Посмотрите на наш лес : для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений и грибов) прикрепите карточку. (слайд, дом для растении и животных)

– Что еще находит человек полезного в лесу? (Источник ягод, орехов, грибов, лекарственных растений) (прикрепите карточку).

– Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Книга, шкаф, парта, линейка, доска, бумага…)

– Как давно человек стал использовать древесину для своих нужд? (Еще в древности люди строили жилища. Разжигали костер для приготовления пищи, строили лодки)
(слайд) (источник древесины) (прикрепите карточку)

– Почему люди стремятся на отдых в лес? (слайд, место отдыха человека)

6. Работа в группах

– Сейчас каждой группе будет предложено задание.

Первая группа предложит нам меры по охране леса.(рисуют на листах и объясняют)
Вторая группа – найдет в словаре значение слова «фитонциды»
Третья группа –  сформулирует и запишет, какие опасные действия человека выражены знаками. (знаки на листе и дети записывают их значение)

7. Проверка работы в группах

8. Чтение стихотворения

– О чем самом главном мы должны помнить? (Семь учеников выходят к доске)

Прошу, природу берегите!

Не рвите ландыши, прошу!

Их мало на земле осталось,

Храните леса красоту!

Она недаром нам досталась.

Сегодня все должны понять

Природу надо охранять!

VII.  Рефлексия

– Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами создадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх лиц: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.
– Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика