Тип урока: развитие речи.

Цели:

Познакомить учащихся с составлением текста-описания «Первый снег».

Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам.

Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к природе.

Ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нём мира зимней природы.

Показать гармоничность окружающего мира средствами музыки, литературы, кино, изобразительного искусства.

Помочь учащимся почувствовать музыку зимней природы, а не просто музыку о природе, внутренним зрением увидеть природу в музыке через  литературу, кино, изобразительного искусство.

Оборудование:

Компьютер

Медиапроектор

Презентация к уроку

Карточки для парной работы

Видео из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Аудиозаписи:

«Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковский

П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

Стук и пение дятла

Распевка «Мы в лесу слыхали стук»

 

ХОД УРОКА

 

I. Постановка цели и задач урока. Эмоциональный настрой

а) Приветствие

– Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

– Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик.

в) Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами пишем сочинение.
– Что такое сочинение?

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста

– Текст нашего сочинения – описание.
– Что такое текст-описание?

II. Подготовительная работа

– Прочитайте на доске два слова: первый и последний.
– Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? (Радости восхищения)
–  С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука)
– Какое сейчас время года?
– Отгадайте загадку:

Загадка:

Бел да не сахар.
Ног нет, а идёт. (Cнег)

– Что изменилось в природе?
– Когда выпал первый снег?
– Какие чувства вы испытали?

III. Чтение поэтических произведений.  Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях

а)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…

– Какое настроение вызвало это стихотворение?

Словарная  работа: сень – покров, навес (зелень деревьев служит навесом, укрывает от солнца, дождя).

б) «Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идёт волшебница зима!» А.С.Пушкин

Так  описывал Пушкин яркие картины прихода зимы.

в)

– Ребята, многие поэты, художники и композиторы любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней. Например, К. Паустовский, русский писатель, говорил: «Первый снег – к лицу зиме».
– Что это значит? (Это значит, что он красит зиму, делает её нарядной)

г)

– Какие разные снежные узоры и зимние картины можно увидеть в музыке?
– Один из зимних музыкальных пейзажей мы сейчас увидим. (просмотр видео из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»)
– Что вы увидели? (Слушая эту музыку, мы видим, как волшебница зима плетёт свои снежные кружева. Музыка очаровывает нас плавным движением. Лёгкая метель исполняет свой сказочный танец).

д)

– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.(Эпитет (стеклянный дождь)
Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)
– Каково отношение самого писателя к первому снегу?
– Как он это показал?
– А ваше отношение к первому снегу?
– Что вы чувствуете, когда его видите?

е)

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло,
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный,
Первым снегом понесло.

– С чем сравнивается снег в этом стихотворении?
– Почему?
– Что такое снег? (это очень много снежинок. Он падает с высоты на землю, крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие. Шестиугольные кристаллики растут (превращаются) становятся красивой звёздочкой, снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и медленно опускаются на землю).
– Как говорит Бунин о том, что снег идет? (Снегом понесло)
– Как вы понимаете это выражение?
Подберите синонимы к слову понесло. (Закружило, замело, засыпало, запорошило).

ж)

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

Г.Скребицкий

– Найдите описание снежинок.
– Что значит: «Снег повалил хлопьями»?
– Как образно автор назвал снежинки? (белый пух зимы)

з)

– С приходом зимы природа преображается.
– Какие приметы зимы, ребята, вы можете назвать?
– Всё это передают в своих творениях художники . (просмотр репродукций)
– Какие тона и краски использовали художники?

IV. Звуки зимы

а)

– А знаете ли вы, что у зимы есть свои особенные звуки? Какие? (На морозе громкое эхо, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, на улице особая тишина, не поют птицы (и холодно, и голодно, а с голоду не запоёшь)
– Многие звери спят, а какую птицу слышно? (дятел) (Прослушивание аудиозаписи)

б) Физкультминутка – распевка «Мы в лесу слыхали звук»

в)

– Но самый характерный зимний звук – это звон колокольчиков. Их привязывали к конной упряжи. Колокольчики весело звенели и люди слышали их издалека и спешили встретить путников.
(Для восприятия предлагается пьеса «Ноябрь. На тройке» П.И.Чайковский)
Пластическое интонирование (Дети передают движениями рук звук колокольчиков, в том месте где это слышится в музыке, тем самым проживают музыкальный образ).

V. Словарная работа

а) Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Робкий – снег падал на землю несмело, тихо, боязливо, с опаской.
Порхал – перелетать с места на место как птицы.
Стеклянный дождь – капельки  воды, замерзая, превращаются в снежинки.
К лицу земле – земля украсила себя первым снегом, стало бело и чисто, после осенней погоды.
Белая скатерть полей – снег сравнивают со скатертью или покрывалом,  укрывшим поля.

б) Работа со словарем настроений.

– Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

VI. Орфографическая работа

а) – Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.

Зима – зимний (снежная зима);
Снег – много снег;
Радостные – радость (радостные дети);
Картина – словарное слово (цвет картины);
Робкий – робок (робкий человек);
Земле – земли (дальние земли);
Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег);
Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);
Берёза – словарное слово (белая берёза)

б)

– ноябрь – холодный, последний месяц осени;
– небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
– деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
– снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
– настроение – грустное, печальное, радостное…

VII. Составление плана

– Исходя из схемы текста-описания, сколько может быть в нашем сочинении частей? (Три части и добавим четвёртую,  о нашем личном впечатлении)

План:

1. Конец октября (дни, небо, солнышко).
2. Как изменилась природа (растения).
3. Долгожданный первый снег.
4. Моё настроение.

VIII. Заслушивание примерных сочинений

а)

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. За окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Я долго любуюсь пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стоит пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

б)

Наступил конец октября. Дни становятся короче, холоднее. Чаще дуют холодные ветры. Солнышко светит не так ярко, как летом. Молчаливые деревья сбросили свой наряд, ждут приближения зимы.
Небо нахмурилось, стало пасмурно, на землю посыпались белые снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна красивее другой.
Лужи на дорогах покрылись тонкой корочкой льда. Снег искрится и блестит, словно серебряный ковёр. Скоро на полях расстелится снеговая перина – хранительница тепла.

IX. Создание письменного высказывания

а) Написание учащимися сочинения в черновике
б) Проверка написанного
в) Запись сочинения в тетрадь
г) Самопроверка сочинений.

X. Рефлексия

В заключение урока, я предлагаю вам украсить наш класс снежинками, которые, как вы знаете украшают нашу землю зимой. (Дети выполняют практическое задание: изготавливают снежинки и украшают ими класс под музыку «Вальс снежных хлопьев»)

XI. Итог урока

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика