Педагогические задачи урока:

Повторить приемы вычислений, опираясь на знания состава чисел.

Развивать логическое мышление.

Учить составлять, анализировать и решать задачи.

Формировать УУД, ориентировать на достижение метапредметных, и личностных достижений.

Воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования: УУД

1) Личностные.
      а) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
      б) проявлять самоорганизованность и самоконтроль;
      в) ориентироваться на понимании причин успеха в учебе.
2) Познавательные.
      а) понимать, объяснять и воспроизводить учебные алгоритмы;
      б) находить ответы на вопросы, используя знания на уроках;
      в) преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать краткую запись, схему решения, рисунок.
3) Коммуникативные.
      а) работать в команде разного наполнения (паре, группе, целым классом);
      б) вступать в речевое общение;
      в) строить монологическое высказывание;
      г) слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
4) Регулятивные.
      а) планировать последовательность действий при выполнении задания;
      б) формировать цель деятельности под руководством учителя;
      в) участвовать в оценивании результатов общей и индивидуальной работы;

Оборудование

«Сфетофорики»

Раздаточный материал для работы в парах.

Геометрический материал для счета.

Таблицы для составления задач.

Мультимедийный проектор.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

1. Проверяется материальная готовность учеников к уроку.

2. Напоминается залог успеха обучения с проговариванием хором:

Мы урок начать готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

3. Проверяется психологическая готовность учащихся к уроку путем отражения настроения «Светофориками».

4. Учитель ориентирует учеников на то, что на уроке они будут закреплять приемы вычислений, сравнивать числовые выражения, анализировать равенства и неравенства, решать задачи.

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с числовым рядом: 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

– Какую учебную задачу ставите, работая с числовым рядом? (Повторить состав чисел).
– Что общего у чисел этого ряда? (Двузначные числа; числа второго десятка)
– Назовите число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц, 1 десятка и 6 единиц, 1 десятка и 9 единиц.
– Сколько в числе 14 отдельно десятков и единиц?
– Замените число 15 суммой разрядных слагаемых, составьте два обратных выражения (15 = 10 + 5; 15 – 10 = 5; 15 – 5 = 10)
– Какое применили правило?
– Замените число 17 суммой двузначного и однозначного слагаемых:  (вариативность ответов)
– 17 это сумма каких однозначных слагаемых?
– Какие числа этого ряда можно заменить суммой равных слагаемых? (12, 14, 16, 18, 20)
– Какие числа этого ряда нельзя заменить суммой однозначных слагаемых? (19, 20)
– На сколько 14 больше 12?
– На сколько 17 меньше 19?
– Какое число на 2 меньше 15, на 3 больше 15?
– На сколько 12 меньше 13?
– На сколько 19 больше 18?
– Сколько получится, если  из 15 – 14?
– Какое применили правило? (Если из числа вычесть предыдущее при счете число, то получится 1)
– Приведите примеры (вариативные ответы)
– Сколько к числу надо прибавить, или вычесть, чтобы получить это же число?
– Составьте выражения (10 + 0 = 11, 19 – 0 = 19).

2. Логически-познавательные упражнения

– Какое число надо подставить вместо * чтобы получилось истинное высказывание? *  <15;
– Составьте высказывание; сделайте  вывод.
– Какие знаки арифметических действий надо подставить, чтобы получить истинное высказывание?
                – 15 … 3 … 4 = 16
                12 … 2 … 8 = 18
– Назовите знаки сравнения.
                17 + 3 … 3 + 17                Какое применили правило?
                11 – 5 … 11 – 6                 Докажите.
                14 + 2 + 3 … 14 + 3 – 2    Рассуждайте.
– Какое число можно подставить, чтобы сохранился знак неравенства?
                13 + … ? 20 – 5
– Какие числа «спрятались» за буквами?
                В + В = 18
                14 – С = С
                МО + МО = 20

3. Физминутка

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижали – это пять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

III. Арифметическая часть

1. Объяснить приемы вычислений (работа с демонстрационными карточками).

13 – 5               16 – 3               18 – 10              14 – 4
15 – 9               12 + 4               7 + 10               19 – 10

4 + 8 + 6 + 2                    7 + (6 + 3)                  13 – (4 + 3)

2. Математический диктант (наглядность на доске).

 


 

Вычислите сумму чисел в треугольниках;

Сосчитайте разность чисел в квадратах;

На сколько число в большом круге больше числа в маленьком круге?

Вычислите корень уравнения в прямоугольнике;

Число в ромбе уменьшить на 3.

3. Индивидуальная работа.

1) Ученик на доске решает уравнения:

x + 6 = 14                    a – 9 = 6

2) Ученик на доске выполняет вычисления:

17 – 2                    20 – 5                   13 + 3
4 + 7                     14 – 4                    9 + 9

 

Взаимопроверка.

а) В некоторых «тройках» чисел одно число равно сумме двух других чисел. Найдите эти «тройки» чисел. Запишите равенства в тетради.

 

5, 7, 13                    12, 1, 11                    9, 6, 14                    16, 18, 2

 

б) Установите, это истинное высказывание? Вычислите значение суммы.

9 + 2 = 11 
8 + 3 = ...
7 + ...= ...

Сравните слагаемые в первом и во втором выражении. Сделайте вывод.

... + ... = ... Составьте равенство, соблюдая закономерность.

4. Работа с наглядностью.

 


 

Вычислите сумму трех слагаемых по горизонтали;

Вычислите сумму трех слагаемых по вертикали;

Что интересного заметили?

Назовите пропущенные числа. Как проверить?

Составьте и запишите в тетради выражение с опорой на схему: (... + ....) + 6 = ...

Объясните, почему значения выражений равно 16?

IV. Работа в парах на карточках

1. Расшифровать слово:

9 + 2 =

             

12 – 3 =

 

10 + 6 =

 

15 – 5 =

 

16 – 2 =

 

6 + 6 =

 

11 – 4 =

 

17 + 3 =

 

 

П

О

Р

Б

Е

Л

А

М

11

16

9

10

12

14

20

7

*  Индивидуальная карточка для одного ученика:

8 + 4 =

             

18 – 3 =

 

7 + 6 =

 

20 – 5 =

 

17 + 3 =

 

15 – 4 =

 

9 + 8 =

 

 

З

Е

Д

А

И

Н

12

17

13

15

11

20

Какое слово закодировано?

Как называется математическая запись: 11 – а? (Выражение с переменной)

Почему – а – называется переменной? (Может менять свое значение)

Сформулируйте проблемный вопрос. (Какое значение может принимать – а  – в выражении?)

Если – а равно 7, чему равно значение выражения?

Подберите значение в переменной, составьте выражение и вычислите (вариативные ответы).

Обобщите, сделайте вывод. (а < 11,  а = 11)

V. Дидактическая игра

Виртуальное путешествие с использованием проектора.

– Пришло время отдохнуть. Прогулки на природе укрепляют здоровье. Мы отправляемся на поезде в лесную зону.

Слайд № 1 (на экране появляется  изображение электрички)

– Номер нашего вагона соответствует наибольшему однозначному числу.
– В каком вагоне поедем?  (9).
(звучит мелодия «Голубой вагон»).
– Электропоезд отправился в 1100 часов, а прибыл на станцию «Лесная» в 1200 часов.
– Сколько времени были в пути?

Слайд № 2 (на экране появляется изображение березовой аллеи).

– Слева 17 берез, справа на 3 березы больше.
– Сколько берез справа?
– Как сосчитали?

Слайд № 3 (на экране появляется кормушка и птицы)

– У ребят было 11 пакетиков с семечками
– 5 пакетиков они высыпали птицам.
– Сколько пакетиков осталось?
– Как решили?

Слайд № 4 (на экране появляется изображение хвойного леса)

– Средняя высота сосны – 15 м
– Средняя высота ели – 13 м
– На сколько метров сосна выше ели?
– Как сосчитали?

Слайд № 5 (на экране появляется изображение белочек и двух пеньков)

– У ребят осталось 6 пакетиков с семечками.
– Они семечки из пакетиков высыпали поровну на два пенька.
– Сколько пакетов с семечками высыпали на каждый пенек?
– Как рассуждали? (6 – это сумма 3 и 3).

Слайд № 6 (на экране появляется изображение озера и уток)

– Осенью птицы готовятся к отлету.
– Сначала взлетели 12 уток, а следом еще 5.
– Сколько уток в стае?

Слайд № 7 (на экране появляется изображение природы)

– Природа радует нас своей красотой. Долг каждого человека бережно к ней относится, соблюдать правила поведения в лесу.

Слайд № 8 (на экране появляется изображение электрички)

– Пришло время возвращаться в город.
– Номер нашего вагона соответствует наименьшему двузначному числу.
– Назовите номер нашего вагона.
– Электричка отправляется в 14:00, через 1 час прибудет в город.
– Вычислите время прибытия в город.
– Звучит мелодия.

VI.  Решение задач

1. Составьте задачу по кроткой записи.

Привезли – 13 дубков и 6 березок.
Посадили – 5 саженцев.
Осталось саженцев – ?

– Какие деревья привезли для посадки?
– Саженцы каких деревьев посадили?
– Могут быть это только дубки? Почему?
– Могут быть только березки? Объясните.
– Составьте план решения задачи.
– Запишите решения задачи выражением.
–Ответьте на вопрос задачи.

2. Посадили 8 кустов красной смородины, а черной на 3 куста больше.

– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
– Составьте и запишите решение.
– Ответьте на поставленный вопрос.

3. Работа с учебником.

VII.  Подведение итогов урока

– Какие учебные цели ставили перед собой?
– Подумайте, достигли мы их?
– Какие задания вас заинтересовали?
– Оцените свои достижения на уроке с помощью «светофорика».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика