Педагогические задачи урока:
Повторить приемы вычислений, опираясь на знания состава чисел.
Развивать логическое мышление.
Учить составлять, анализировать и решать задачи.
Формировать УУД, ориентировать на достижение метапредметных, и личностных достижений.
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования: УУД
1) Личностные.
а) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
б) проявлять самоорганизованность и самоконтроль;
в) ориентироваться на понимании причин успеха в учебе.
2) Познавательные.
а) понимать, объяснять и воспроизводить учебные алгоритмы;
б) находить ответы на вопросы, используя знания на уроках;
в) преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать краткую запись, схему решения, рисунок.
3) Коммуникативные.
а) работать в команде разного наполнения (паре, группе, целым классом);
б) вступать в речевое общение;
в) строить монологическое высказывание;
г) слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
4) Регулятивные.
а) планировать последовательность действий при выполнении задания;
б) формировать цель деятельности под руководством учителя;
в) участвовать в оценивании результатов общей и индивидуальной работы;
Оборудование
«Сфетофорики»
Раздаточный материал для работы в парах.
Геометрический материал для счета.
Таблицы для составления задач.
Мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Проверяется материальная готовность учеников к уроку.
2. Напоминается залог успеха обучения с проговариванием хором:
Мы урок начать готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
3. Проверяется психологическая готовность учащихся к уроку путем отражения настроения «Светофориками».
4. Учитель ориентирует учеников на то, что на уроке они будут закреплять приемы вычислений, сравнивать числовые выражения, анализировать равенства и неравенства, решать задачи.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа с числовым рядом: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
– Какую учебную задачу ставите, работая с числовым рядом? (Повторить состав чисел).
– Что общего у чисел этого ряда? (Двузначные числа; числа второго десятка)
– Назовите число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц, 1 десятка и 6 единиц, 1 десятка и 9 единиц.
– Сколько в числе 14 отдельно десятков и единиц?
– Замените число 15 суммой разрядных слагаемых, составьте два обратных выражения (15 = 10 + 5; 15 – 10 = 5; 15 – 5 = 10)
– Какое применили правило?
– Замените число 17 суммой двузначного и однозначного слагаемых: (вариативность ответов)
– 17 это сумма каких однозначных слагаемых?
– Какие числа этого ряда можно заменить суммой равных слагаемых? (12, 14, 16, 18, 20)
– Какие числа этого ряда нельзя заменить суммой однозначных слагаемых? (19, 20)
– На сколько 14 больше 12?
– На сколько 17 меньше 19?
– Какое число на 2 меньше 15, на 3 больше 15?
– На сколько 12 меньше 13?
– На сколько 19 больше 18?
– Сколько получится, если из 15 – 14?
– Какое применили правило? (Если из числа вычесть предыдущее при счете число, то получится 1)
– Приведите примеры (вариативные ответы)
– Сколько к числу надо прибавить, или вычесть, чтобы получить это же число?
– Составьте выражения (10 + 0 = 11, 19 – 0 = 19).
2. Логически-познавательные упражнения
– Какое число надо подставить вместо * чтобы получилось истинное высказывание? * <15;
– Составьте высказывание; сделайте вывод.
– Какие знаки арифметических действий надо подставить, чтобы получить истинное высказывание?
– 15 … 3 … 4 = 16
12 … 2 … 8 = 18
– Назовите знаки сравнения.
17 + 3 … 3 + 17 Какое применили правило?
11 – 5 … 11 – 6 Докажите.
14 + 2 + 3 … 14 + 3 – 2 Рассуждайте.
– Какое число можно подставить, чтобы сохранился знак неравенства?
13 + … ? 20 – 5
– Какие числа «спрятались» за буквами?
В + В = 18
14 – С = С
МО + МО = 20
3. Физминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижали – это пять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
III. Арифметическая часть
1. Объяснить приемы вычислений (работа с демонстрационными карточками).
13 – 5 16 – 3 18 – 10 14 – 4
15 – 9 12 + 4 7 + 10 19 – 10
4 + 8 + 6 + 2 7 + (6 + 3) 13 – (4 + 3)
2. Математический диктант (наглядность на доске).
Вычислите сумму чисел в треугольниках;
Сосчитайте разность чисел в квадратах;
На сколько число в большом круге больше числа в маленьком круге?
Вычислите корень уравнения в прямоугольнике;
Число в ромбе уменьшить на 3.
3. Индивидуальная работа.
1) Ученик на доске решает уравнения:
x + 6 = 14 a – 9 = 6
2) Ученик на доске выполняет вычисления:
17 – 2 20 – 5 13 + 3
4 + 7 14 – 4 9 + 9
Взаимопроверка.
а) В некоторых «тройках» чисел одно число равно сумме двух других чисел. Найдите эти «тройки» чисел. Запишите равенства в тетради.
5, 7, 13 12, 1, 11 9, 6, 14 16, 18, 2
б) Установите, это истинное высказывание? Вычислите значение суммы.
9 + 2 = 11
8 + 3 = ...
7 + ...= ...
Сравните слагаемые в первом и во втором выражении. Сделайте вывод.
... + ... = ... Составьте равенство, соблюдая закономерность.
4. Работа с наглядностью.
Вычислите сумму трех слагаемых по горизонтали;
Вычислите сумму трех слагаемых по вертикали;
Что интересного заметили?
Назовите пропущенные числа. Как проверить?
Составьте и запишите в тетради выражение с опорой на схему: (... + ....) + 6 = ...
Объясните, почему значения выражений равно 16?
IV. Работа в парах на карточках
1. Расшифровать слово:
9 + 2 = |
|
12 – 3 = |
|
10 + 6 = |
|
15 – 5 = |
|
16 – 2 = |
|
6 + 6 = |
|
11 – 4 = |
|
17 + 3 = |
|
П |
О |
Р |
Б |
Е |
Л |
А |
М |
11 |
16 |
9 |
10 |
12 |
14 |
20 |
7 |
* Индивидуальная карточка для одного ученика:
8 + 4 = |
|
18 – 3 = |
|
7 + 6 = |
|
20 – 5 = |
|
17 + 3 = |
|
15 – 4 = |
|
9 + 8 = |
|
З |
Е |
Д |
А |
И |
Н |
12 |
17 |
13 |
15 |
11 |
20 |
Какое слово закодировано?
Как называется математическая запись: 11 – а? (Выражение с переменной)
Почему – а – называется переменной? (Может менять свое значение)
Сформулируйте проблемный вопрос. (Какое значение может принимать – а – в выражении?)
Если – а равно 7, чему равно значение выражения?
Подберите значение в переменной, составьте выражение и вычислите (вариативные ответы).
Обобщите, сделайте вывод. (а < 11, а = 11)
V. Дидактическая игра
Виртуальное путешествие с использованием проектора.
– Пришло время отдохнуть. Прогулки на природе укрепляют здоровье. Мы отправляемся на поезде в лесную зону.
Слайд № 1 (на экране появляется изображение электрички)
– Номер нашего вагона соответствует наибольшему однозначному числу.
– В каком вагоне поедем? (9).
(звучит мелодия «Голубой вагон»).
– Электропоезд отправился в 1100 часов, а прибыл на станцию «Лесная» в 1200 часов.
– Сколько времени были в пути?
Слайд № 2 (на экране появляется изображение березовой аллеи).
– Слева 17 берез, справа на 3 березы больше.
– Сколько берез справа?
– Как сосчитали?
Слайд № 3 (на экране появляется кормушка и птицы)
– У ребят было 11 пакетиков с семечками
– 5 пакетиков они высыпали птицам.
– Сколько пакетиков осталось?
– Как решили?
Слайд № 4 (на экране появляется изображение хвойного леса)
– Средняя высота сосны – 15 м
– Средняя высота ели – 13 м
– На сколько метров сосна выше ели?
– Как сосчитали?
Слайд № 5 (на экране появляется изображение белочек и двух пеньков)
– У ребят осталось 6 пакетиков с семечками.
– Они семечки из пакетиков высыпали поровну на два пенька.
– Сколько пакетов с семечками высыпали на каждый пенек?
– Как рассуждали? (6 – это сумма 3 и 3).
Слайд № 6 (на экране появляется изображение озера и уток)
– Осенью птицы готовятся к отлету.
– Сначала взлетели 12 уток, а следом еще 5.
– Сколько уток в стае?
Слайд № 7 (на экране появляется изображение природы)
– Природа радует нас своей красотой. Долг каждого человека бережно к ней относится, соблюдать правила поведения в лесу.
Слайд № 8 (на экране появляется изображение электрички)
– Пришло время возвращаться в город.
– Номер нашего вагона соответствует наименьшему двузначному числу.
– Назовите номер нашего вагона.
– Электричка отправляется в 14:00, через 1 час прибудет в город.
– Вычислите время прибытия в город.
– Звучит мелодия.
VI. Решение задач
1. Составьте задачу по кроткой записи.
Привезли – 13 дубков и 6 березок.
Посадили – 5 саженцев.
Осталось саженцев – ?
– Какие деревья привезли для посадки?
– Саженцы каких деревьев посадили?
– Могут быть это только дубки? Почему?
– Могут быть только березки? Объясните.
– Составьте план решения задачи.
– Запишите решения задачи выражением.
–Ответьте на вопрос задачи.
2. Посадили 8 кустов красной смородины, а черной на 3 куста больше.
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
– Составьте и запишите решение.
– Ответьте на поставленный вопрос.
3. Работа с учебником.
VII. Подведение итогов урока
– Какие учебные цели ставили перед собой?
– Подумайте, достигли мы их?
– Какие задания вас заинтересовали?
– Оцените свои достижения на уроке с помощью «светофорика».