Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями “простое” и “сложное” числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

 

Ход урока

 

I. Организация класса.

- Тринадцатое марта.

Классная работа.

- Какое слово относится к изучаемой нами теме?

- К какой части речи относится это слово?

2. Минутка чистописания.

П П Пер Па Пя Пу Т Т Тя Тщ То Те трудолюбие

Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.

- Какое числительное встретилось в стихотворении?

Какое это числительное?

3. Словарная работа

Восемь, одиннадцать, двенадцать

- К какой части речи они относятся? К какой группе относятся? (порядковые или количественные)

- Составьте предложения с этими числительными.

4. Актуализация опорных знаний.

- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Что общего у всех имён существительных?

- Задача сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать всё, что вы знаете о числительном, проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

- Расскажите об имени числительном как части речи.

(Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.)

- Какие бывают по значению имена числительные?

(По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые).

- На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Приведите примеры.

(Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).)

- На какие вопросы отвечают количественные имена числительные? Приведите примеры.

(Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).)

Морфологические признаки числительных.

- Как могут изменяться количественные числительные?

(Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют.)

- Как могут изменяться порядковые числительные?

(Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.)

Простые, сложные и составные числительные.

- Какие бывают числительные по особенностям строения?

(По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.)

- Какие числительные простые? Приведите примеры.

(Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.)

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.)

5. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.

- В каких числительных мягкий знак пишется на конце слов? Приведите примеры.

(В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.)

- В каких числительных мягкий знак пишется в середине слов? Приведите примеры.

(В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.)

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.

6. Работа в парах (2 человека работают у доски).

1 вариант просклонять по падежам числительное – восемьсот.

2 вариант просклонять по падежам числительное – пятьдесят.

Взаимопроверка.

7. Физминутка: Если в числительном есть Ь в середине – сделать хлопок над головой, если на конце слова – присесть.

- 17, 50, 600, 15, 800, 80, 19, 900, 16, 500.

8. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения № 1.

- Запишите числительные в 2 столбика:

1) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного;

2) с разделительным мягким знаком.

2. Выполнение упражнения № 2.

- Письменно ответь на вопросы, используя имена числительные.

9. Работа в группах. Работа с ребусами.

Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А. (Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.)

А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100тоит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!

10. Закрепление знаний по правописанию числительных. (задание на карточках)

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

 

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

Проверка.

11. Упражнение в правописании имён числительных. (задание на карточках)

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое  

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

 

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью.

12. Проверка изученного материала. Тест. (задание на карточках)

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? Подчеркните это числительное.

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 102

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

3. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

4. Установи стрелочкой соответствия:

Шестнадцать                       а) Простое

Семьсот

Один                                   б) Сложное

пятьдесят

5. Подчеркни, в записи каких числительных пишется ь знак.

а) 60

     б) 16

в) 5

6. Выбери числительное:

А) пятница     В) воскресный         С) повторить         D) четыре

 

13. Итог урока.

Оценка результатов работы.

14. Рефлексия.

Обобщение знаний об именах числительных.

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика