Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.
Задачи:
Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями “простое” и “сложное” числительное, учить правильному написанию числительных.
Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;
Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Ход урока
I. Организация класса.
- Тринадцатое марта.
Классная работа.
- Какое слово относится к изучаемой нами теме?
- К какой части речи относится это слово?
2. Минутка чистописания.
П П Пер Па Пя Пу Т Т Тя Тщ То Те трудолюбие
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
- Какое числительное встретилось в стихотворении?
Какое это числительное?
3. Словарная работа
Восемь, одиннадцать, двенадцать
- К какой части речи они относятся? К какой группе относятся? (порядковые или количественные)
- Составьте предложения с этими числительными.
4. Актуализация опорных знаний.
- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь
- Найдите лишнее слово.
- Почему оно лишнее?
- Что общего у всех имён существительных?
- Задача сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать всё, что вы знаете о числительном, проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.
- Расскажите об имени числительном как части речи.
(Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.)
- Какие бывают по значению имена числительные?
(По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые).
- На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Приведите примеры.
(Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).)
- На какие вопросы отвечают количественные имена числительные? Приведите примеры.
(Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).)
Морфологические признаки числительных.
- Как могут изменяться количественные числительные?
(Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.
Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют.)
- Как могут изменяться порядковые числительные?
(Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.)
Простые, сложные и составные числительные.
- Какие бывают числительные по особенностям строения?
(По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.)
- Какие числительные простые? Приведите примеры.
(Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.
- Какие числительные сложные? Приведите примеры.
(Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.)
- Какие числительные сложные? Приведите примеры.
(Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.)
5. Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.
- В каких числительных мягкий знак пишется на конце слов? Приведите примеры.
(В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.
В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.)
- В каких числительных мягкий знак пишется в середине слов? Приведите примеры.
(В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.)
Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.
6. Работа в парах (2 человека работают у доски).
1 вариант просклонять по падежам числительное – восемьсот.
2 вариант просклонять по падежам числительное – пятьдесят.
Взаимопроверка.
7. Физминутка: Если в числительном есть Ь в середине – сделать хлопок над головой, если на конце слова – присесть.
- 17, 50, 600, 15, 800, 80, 19, 900, 16, 500.
8. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнения № 1.
- Запишите числительные в 2 столбика:
1) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного;
2) с разделительным мягким знаком.
2. Выполнение упражнения № 2.
- Письменно ответь на вопросы, используя имена числительные.
9. Работа в группах. Работа с ребусами.
Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А. (Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.)
А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100тоит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!
10. Закрепление знаний по правописанию числительных. (задание на карточках)
За лето прочитал пят…надцать книг.
В школе пят..сот учеников.
Напечатано восем..сот экземпляров книг.
В продаже есть сем..надцать видов обоев.
Объем бака – шест..десят литров.
Выполнено двад…цать заданий.
Вспахали девят..надцать гектаров земли.
Заработано девят..сот рублей.
Построено пят..десят километров дороги.
В здании восем..надцать этажей.
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.
Проверка.
11. Упражнение в правописании имён числительных. (задание на карточках)
1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.
2. В первый день машина увезла с поля 400__________________
центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?
Ответ: ____________________центнеров.
*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 ___________ часа?
Ответ: ____________________километров.
В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью.
12. Проверка изученного материала. Тест. (задание на карточках)
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? Подчеркните это числительное.
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.
а) 19, 15, 102
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41
3. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
4. Установи стрелочкой соответствия:
Шестнадцать а) Простое
Семьсот
Один б) Сложное
пятьдесят
5. Подчеркни, в записи каких числительных пишется ь знак.
а) 60
б) 16
в) 5
6. Выбери числительное:
А) пятница В) воскресный С) повторить D) четыре
13. Итог урока.
Оценка результатов работы.
14. Рефлексия.
Обобщение знаний об именах числительных.
- Какую роль играет в речи имя числительное?
- Зачем нужно изучать имя числительное?
- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.