Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей;
продолжать развивать умение работать с картой, гербарием, учебником.
Развивающие:
продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей в природе;
умение работать с источниками информации.
Воспитательные:
воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: географическое положение зоны степей, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Уметь: работать с картой, гербарием, приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оборудование : персональный компьютер, проектор, презентация, учебник А.А.Плешаков Окружающий мир 4 класс, А.А.Плешаков Рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс 1 часть, аналитическая карта природной зоны для учащихся (приложение 1), тест (приложение 2) гербарий.
Ход и содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
- Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными. |
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. |
2. Актуализация знаний |
- По какой природной зоне мы с вами путешествовали на прошлом уроке? – Ну, что ж проверим, чье путешествие в памяти оставило много впечатлений и открытий. Выполните тест (приложение 2) Проверка |
Зона лесов
Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”. Взаимопроверка. |
- Какая же тема нашего урока? - Хотите узнать? Тогда разгадайте кроссворд |
Вопросы к кроссворду: 1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растет в тундре и лесной зоне. 2. Вроде сосны, вроде елок, 3. Хозяин лесной 4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степь. |
|
3. Постановка учебной задачи |
- Сформулируйте тему урока? - Какова цель урока?
- План ваших действий?
- Для этого мы отправляемся в очередную экспедицию. Возьмите аналитические карты исследования природной зоны (приложение 1) |
Тема урока: “Степь” - Познакомиться с природной зоной степей. План работы: 1. Географическое положение на карте 2. Особенности климата 3. Животные и растения степи 4. Деятельность человека и экологические проблемы зоны степей. |
4. Работа по теме урока |
Географическое положение на карте - Посмотрите на карту. - Где расположена зона степей? Каким цветом обозначена? Закрасьте зону степей на контурной карте России. 2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? 3. В каком тепловом поясе находится зона степей? |
Работа с контурной картой в рабочей тетради Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе |
Климатические условия - Используя статью в учебнике, дайте характеристику климатическим условиям зоны степей в разное время года. |
Для климата степей характерны жаркое, сухое лето и холодная зима. Летом температура поднимается здесь до +40°, а зимой падает до —30°(с тонким снежным покровом). Осадков выпадает очень мало. |
|
Растения и животные степи Работа по учебнику Проверка |
Учащиеся заполняют аналитические карты используя учебник |
|
- Почему почвы плодородные? |
- Т.к. в степи растут травянистые растения, то их отмирающие стебли и листья перегнивают, тем самым увеличивают плодородный слой |
|
- Почвы плодородные, а почему нет деревьев? |
- Отсутствие влаги не создает условия для роста деревьев. |
|
Групповая работа: Ботаники. - Пользуясь гербарием и текстом учебника (стр.114-115) назовите приспособления растений к природным условиям степи. |
Листья узкие, испаряют мало влаги. Стебли мясистые и сочные. Корни у некоторых растений уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы |
|
Зоологи. - Пользуясь текстом учебника (стр.116-118), назовите приспособления животных к природным условиям степи. |
Окраска под цвет травы. Быстро бегают. Многие живут в норах. |
|
Экологи - Пользуясь учебником (стр.116, 117, 119), определите животных и растения, занесенных в Красную книгу? |
1. Степной орел. 2. Жрофа. 3. Кузнечик степная дыбка. 4. Журавль-красавка. 5. Пион тонколистный. |
|
Влияние деятельности человека на зону степей. |
|
|
- Из предложенного ряда рисунков, выберите те, которые характеризуют основные экологические проблемы степной зоны. Проверка |
В степной зоне не осталось степей. Все они распаханы. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. Незаконная охота - браконьерство. |
|
Первичное закрепление |
Тренажер заданий |
|
Подведение итогов Рефлексия |
- Какую цель ставили? - Как достигали поставленной цели? |
Ответы детей |
Приложение 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ
1. Название зоны ___________________________________________________________________
2. Расположение на карте____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Особенности климата_____________________________________________________________
4. Неживая природа_________________________________________________________________
5. Живая природа:
Животные____________________________________________________________________
Растения______________________________________________________________________
6. Особенности приспособления живых организмов к жизни в этой зоне:
Животные:____________________________________________________________________
Растения:______________________________________________________________________
7. Использование этой зоны человеком_________________________________________________
8. Экологические проблемы:__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
9. Охрана природы:__________________________________________________________________
Приложение 2
Тест «Природная зона лесов».
Природная зона лесов состоит из....
а) пяти частей
б) двух частей
в) трёх частей
г) одной части.
Самую большую территорию занимают....
а) смешанные леса
б) хвойные леса
в) широколиственные леса.
Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) берёзы, липы, лиственницы.
Лесным исполином называют....
а) благородного оленя
б) лося
в) медведя.
В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерх
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
Экологические проблемы лесной связаны....
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами.
На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский
б) Кандалакшский
г) остров Врангеля.
Охрана лесов — это :
а) обязанность государства
б) обязанность государства и долг каждого гражданина
в) забота самих обитателей леса.