Цели урока:

Обучающие: познакомить детей с простейшими сведениями о производстве ткани, о ее строении; учить пользоваться иголкой, ниткой; расширять знания об иглах и их разнообразных “профессиях”; познакомить с одним из видов украшающих швов – швом “вперед иголку”; с правилами безопасной работы с иглами. Под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование.

Развивающие: развивать мелкие мышцы пальцев, внимание, глазомер; умение работать с шаблоном.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости и уважения к людям, занятым в производстве получения ткани и различных изделий из нее.

Планируемые результаты: дети научатся подготавливать рабочее место, выполнять шов “вперед иголку”; извлекать информацию из иллюстраций; слушать и понимать других, излагать свои мысли в устной форме, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой

Оборудование: ткань, нитки, иглы, игольница, ножницы, карандаш. Книга К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла”, коллекция игл, карточки со словами: шов, стежок; картинки с иллюстрациями ткацкой фабрики.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Добрый день, добрый час.
Всех я рада видеть вас.
Все тихонько подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Восстановим тишину,
Я сейчас урок начну.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о таком материале, как ткань: о ее производстве, о строении, об инструментах, которые необходимы при работе с тканью. Мы выучим правила безопасной работы с инструментами.

3. Подготовка рабочего места.

Учитель. Сейчас мы проверим, все ли инструменты приготовлены к работе. Проверим с помощью загадок. Я загадываю вам загадку, вы ее отгадываете и проверяете наличие этого инструмента у себя на партах. У кого данного инструмента не будет, поднимите руку.

Учитель. Слушаем внимательно первую загадку.

Для меня резинка, братцы,
Лютый враг.
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку –
Красота.
А она прошлась немножко –
Нет кота.
С ней хорошую картинку –
Не создашь.
Так вовсю ругал резинку... (карандаш)

Учитель. Для второго инструмента, я думаю, вы сами загадаете загадку. (показываю ножницы)

Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик.

Учитель. Слушайте следующую загадку.

Шагает мастерица
По шелку, да по ситцу.
Как мал ее шажок.
Зовется он – стежок.

* * *

Никак не согласиться
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную... (иголку)

Учитель. А сейчас я расскажу вам сказку о принцессе - Иголочке.

“В некотором царстве, в некотором государстве жила – была принцесса Иголочка. Тоненькая, стройная, блестящая; на головке – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с иголочкой во дворце жили ее родственники – граф Ножницы и графини Катушки – веселые подружки принцессы Иголочки.

Дворец был великолепен, светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, все сияло и блестело, делая придворную жизнь по – настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а ее преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно обыскивать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от ее колючего нрава.

Однажды дверь дворца распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие Ручки. “Как так, без доклада, без приглашения?”, - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку – игольницу. Ножницам и подружкам Катушкам тоже нашлись почётные места. “Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете, пусть каждый из вас продемонстрирует сегодня свое мастерство” - сказали умелые Ручки.

Учитель. Что же вы узнали об иголочке из этой сказки?

Ученик. Это очень опасный инструмент – очень острый и маленький.

Работать с ним надо осторожно. Иголочка всегда должна находиться на своем троне – в специальной подушечке – игольнице.

Иголочка много умеет делать: шить, вышивать.

Учитель. А сейчас мы выучим правила работы с этим инструментом.

Правила работы с иглой

1. Храни иглу в игольнице

2. Не бери иглу в рот

3. Не втыкай иглу в одежду

Учитель. Вам нужно запомнить эти правила.

4. Изложение нового материала.

Учитель. А теперь я расскажу вам немного об иглах. При слове “игла” мы обычно представляем себе орудие для шитья в виде заостренного металлического стержня с ушком для вдевания нитки. Но ведь есть и другие иглы, например, в ножке циркуля, медицинские иглы и другие. Да мало ли “профессий” у иглы.

Но впервые иглы, конечно, были не стальные. Они изготавливались из рыбных и других костей. До сих пор люди, занимающиеся раскопками древних поселений (археологи), находят такие иглы. С помощью заостренного камня далекий наш предок проделывал небольшое отверстие, затачивал острие и с помощью такой иглы сшивал шкуры животных, изготавливая себе одежду. А вместо ниток он использовал жилы убитых животных.

Затем на смену костным иглам пришли бронзовые, затем железные иглы, а в богатых домах были и серебряные иглы.

Долгое время иглы изготавливали вручную. Это была очень трудная работа. Таких мастеров было очень мало. Например, в Москве насчитывалось только пять таких мастеров. Это была, конечно, очень кропотливая, длительная по времени работа.

Сегодня их делают из специальной стали с помощью машин. В нашей стране игольный завод находится в Подмосковье. Он выпускает до 25 видов игл для шитья. Эти названия говорят сами за себя: швейные, вышивальные, мешочные, парусные и другие.

Игла очень необходимый инструмент в быту человека. Поэтому о ней много сложено народных загадок. И во всех них точно отмечается и ее форма, и ее назначение.

Например:

Весь мир одевает,
Сама нагишом.

Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.

Маленького роста я
Тонкая и острая.

Сама коротка,
А хвост длинен.

Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.

Учитель. Есть загадки и о нитке. Так как иголка и нитка – это две неразлучные подружки.

Бежит свинка,
Золотая спинка,
Носочек стальной,
Хвостик льняной.

Одна подружка
Пролезла другой в ушко.

Ныряла, ныряла,
Да хвост потеряла.

Учитель. Вот сколько нового и интересного вы сегодня узнали о нашем главном инструменте.

Физминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так.
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте)
Вот так, вот так.
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (Сесть на место за парту)

5. Подготовка к практической деятельности.

1) Пальчиковая гимнастика.

На моей руке моей пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулаки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.)

Учитель. Итак, мы говорили с вами об инструменте – иголке. А с каким материалом мы сегодня будем работать.

Ученик. С тканью.

Учитель. У каждого на столе лежит прямоугольный кусок ткани. Рассмотрите его внимательно. Как вы думаете, из чего она состоит?

Ученик. Из ниток.

Учитель. Да, ткань состоит из ниток, которые туго переплетены между собой. Вы знаете, что есть различные виды тканей. А где человек использует ткань?

Ученик. Для одежды, мебели.

Учитель. Сегодня на уроке мы выполним закладку с вышивкой. А для вышивки будем использовать украшающий ручной шов “вперед иголку”. Посмотрите на свои закладки, как выглядит этот шов. Что вы можете сказать про данный шов?

Ученик. Он состоит из одинаковых черточек – стежков. Стежки располагаются на одинаковом расстоянии. Шов с лицевой и изнаночной сторон выглядит одинаково. Все стежки одинаковые по длине. Длина стежка и расстояние между ними одинаковые. Шов выполнен яркой ниткой. Он украшает закладку.

Учитель. Молодцы, вы очень наблюдательны. Вы много рассказали о данном шве. А теперь посмотрите на доску. Прочитайте слова на карточках.

Стежок

 

Шов

Учитель. Посмотрите на правильное написание этих слов. Запомните их. Кто из вас догадался, что означает слово “стежок”?

Ученик. Стежок – это след от нитки на ткани.

Учитель. Да, это верно. Но можно сказать, что “стежок” - это отдельная часть шва, расстояние между двумя проколами иглы. А как бы вы объяснили слово “шов”?

Ученик. Шов – это одинаковые стежки, которые следуют друг за другом.

Учитель. Еще швом называют место соединения сшитых кусков ткани, кожи или других материалов. То есть “шов” - это способ шитья или вышивки. Вот такой шов “вперед иголку”, мы научимся выполнять.

Учитель. Сначала подготовим строчку для вышивки. Для этого берем шаблон полоски с делениями, прикладываем его к длинной стороне ткани так, чтобы край ткани и шаблона совпали. Проследите, чтобы деления на шаблоне были на самой ткани, а не у ее края. Посмотрите друг у друга правильность выполнения. Теперь карандашом на ткани нужно поставить точку рядом с делениями на шаблоне. Проверьте эту работу друг у друга.

(Внимательно просмотреть выполнение разметки у каждого ребенка. Выявить ошибки и устранить их).

6. Практическая работа.

Учитель. Сейчас я покажу, как выполняется этот шов. Все внимательно смотрят за работой иголки – волшебницы.

(Объяснение и показ на специальном приспособлении на доске.)

Учитель. Шов будем выполнять справа налево. Ввожу иглу в крайнюю точку справа с изнаночной стороны ткани (со стороны поставленных точек). Вытягиваю иглу с ниткой на лицевую сторону. На изнаночной стороне оставляем хвостик нитки, как на выполненных уже швах. Теперь вводим иглу с той же стороны на изнаночную в следующую точку. Это будет немножко потруднее. Опять осторожно вытягиваем иглу с ниткой, теперь уже на изнаночную сторону. Посмотрите, что у меня получилось на ткани (один стежок). Точно также сделаю второй стежок (еще раз проговорить все объяснение). Что вы видите теперь?

Ученик. Два одинаковых стежка.

Учитель. Кто-то из вас сейчас продолжит мою работу. А остальные будут внимательно следить за своим товарищем, и проверять правильность его работы.

Вызываю одного ученика. Помогаю ему правильно стоять у доски и выполнять шов с объяснением.

Учитель. Кто еще не понял, как выполнить этот шов? Можно приступать к работе. Не забудьте правила работы с иглой. Я буду смотреть за вашими умелыми ручками, как они будут красиво и аккуратно работать.

(Во время самостоятельной работы проводить индивидуальный инструктаж, а если потребуется, то и групповой, т.е. еще раз объяснить выполнение данного шва группе детей, допускающих ошибки в работе. Через небольшой промежуток времени показать удачные работы детей. Поощрять ребят. Подбадривать.)

Выполнить с детьми один шов. Сделать анализ правильности его выполнения. Если будет время, предложить детям выполнить точно такой же шов с противоположной стороны.

7. Анализ выполненной работы.

Учитель. Итак, ребята, время нашего урока подходит к завершению. Давайте наших принцесс Иголочек поместим на их трон – игольницу. Смотрю, кто быстрее всех это сделает. А теперь посмотрим, как ваши умелые ручки справились с работой.

(Организуется выставка полученных работ. Провести анализ детских работ. Показать самые удачные работы. Отметить аккуратность, объем выполненной работы, обратить внимание на подбор цвета ниток для вышивания.)

8. Итог урока.

Учитель. Что интересного вы узнали сегодня на уроке? О каком инструменте вы узнали много нового? Что вы о ней запомнили? Какие правила нужно знать при работе с иглой? С каким материалом работали?

Учитель. Посмотрите вот на эту книгу. Как она называется?

Ученик. К.Д. Ушинский “Как рубашка в поле выросла”.

Учитель. Кто из вас захочет узнать, как раньше получали ткань ручным способом, может взять эту книгу в нашей библиотеке и прочитать ее. Вы узнаете, из какого сырья изготавливали ткань. А на следующем уроке вы сможете нам всем рассказать об этом.

9. Уборка рабочих мест.

Учитель. Урок наш подошел к концу. Сейчас нам нужно убрать свои рабочие места:

1) Собрать игольницы в коробочку;

2) Собрать ножницы;

3) Свои закладки можно вложить в любой учебник.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru