Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений узнавать, сравнивать геометрические фигуры, называть их свойства и признаки; совершенствовать навык построения геометрических фигур; содействовать развитию наблюдательности, мышления.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся – чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой), прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины; получат возможность научиться – понимать бесконечность прямой и луча.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающе-развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Приветствует учащихся.
– Здравствуйте, ребята!  Сегодня урок математики у нас необычный.
– На уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но зато у меня есть знания, которыми я с удовольствием поделюсь с вами. Надеюсь знания, полученные на уроке, вам пригодятся.

Сообщают о готовности к уроку и наличии учебных предметов

2.
Актуализация знаний

Устная рабата
в игровой форме

– Скажите, вам, наверняка, приходилось разгадывать кроссворды. Интересное занятие, не правда ли? Урок мы начнём именно с этого – разгадаем кроссворд. Слова надо записывать в строчки. Количество клеток будет для вас подсказкой.

1. Как назвать след от прикосновения ручки, карандаша, фломастера? (маленькое круглое пятнышко)   (точка)
2. Как называется линия, у которой нет начала и конца? (прямая)
3. Что получится, если две точки соединить прямой? (отрезок)
4. Какую геометрическую фигуру мы чертим с помощью циркуля?  (окружность)
5. Что это за фигура: четыре стороны и все равны? (квадрат)
6. Как называется линия, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности? (луч)

Устные ответы.
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Заполняют кроссворд

3.
Целеполагание

Подведение к теме урока, постановка цели

– Посмотрите внимательно на ответы.  Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?  (О геометрических фигурах)
– Темой урока сегодня будет: «Работа с геометрическими фигурами»
Мотивация
– Как вы думаете, почему именно геометрическим фигурам в математике уделяется столько внимания? Посмотрите вокруг, все предметы в окружающем мире напоминают фигуру! (всюду окружают геометрические фигуры).

Планирование
– Какие действия мы можем совершать с геометрическими фигурами?
(чертить, рисовать, соединять, собирать как конструктор, изменять и т.д.). Наша задача на уроке применить все знания и умения при выполнении заданий с геометрическими фигурами.

Формулируют тему урока

4.
Сообщение темы урока

Организация восприятия и осмысления  информации

 

Фрагмент-1 мультфильма «Снеговик-почтовик»*

– Все ли слова в кроссворде относятся к теме урока ? Вы его прочитали? Знаете ли вы, что такое карнавал?
КАРНАВАЛ – словарная работа.
(веселье, маскарад, переодевание, ёлка, конфетти).

– Почему высветилось слово особо? Скоро Новый год, поэтому я предлагаю провести  на уроке математики карнавал геометрических фигур. Ведь фигуры тоже могут превращаться одна в другую.

– Но какой карнавал без лесной красавицы – ёлки! Кого отправить с письмом в лес за ёлкой к Деду Морозу?

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

5.
Изучение нового материала

Работа по учебнику
С.92 № 23

 

 

 

 

Повторение понятий: отрезок, ломаная, звенья ломаной, длина ломаной

 

Фрагмент-2 мультфильма «Снеговик-почтовик»*

– Мы сегодня помощники снеговика. Наш снеговик столкнулся с первой проблемой и нужна наша помощь.
– Рассмотрите рисунок на стр. 92 № 23.
Снеговик не знает по какому пути идти. Подскажем ему короткий путь к Деду Морозу. Достаньте из конверта задание №1.
– Какие геометрические фигуры вы видите а рисунке?
– Как называется линия красного цвета? (Отрезок) Что такое отрезок?
– Как называется линия синего цвета? (ломаная) Из скольких звеньев она состоит? (два)
– Что можете сказать о желтой линии? (тоже ломаная, но из 3-х звеньев) (Чем отличается от синей?)

До Деда Мороза нужно идти по самой короткой дороге.
– Ребята, какую дорогу выбрать? Давайте построим дорожки и найдем длину?
Как найти длину ломаной? (Нужно сложить длины всех звеньев.)
– Первый ряд – простройте желтую дорожку по рисунку из отрезков. Найдите ее длину.
Запишите вычисления в тетрадь.
– Ребята, кто сможет выполнить эту работу у доски?

– Второй ряд – простройте синюю дорожку по рисунку из отрезков. Найдите ее длину.
– Третий ряд – простройте красную дорожку по рисунку из отрезков. Найдите ее длину.
– Ребята, проверьте работу своего товарища?
– Первый ряд – оцените товарища поднимите руку, кто согласен с работой своего товарища? Кто не согласен? (проверяют работу второго и третьего ряда)

– Ребята, какой же путь короче?
– Правильно, отрезок. Вот его начало, а в конце стоит домик  Деда Мороза.
– Вот снеговик отправляется дальше.

 

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструируют из отрезков ломаные линии и находят их длины

 

Проверяют и оценивают работу своего товарища

 

Находят способом сравнения короткую длину

6. Физминутка

 

– А чтобы Снеговику было весело в дороге, споем ему песенку.

Повторяют движения за учителем

7. Первичное осмысление и закрепление

Построение прямоугольника. Нахождение периметра, перевод величин длины

– А мы начнем готовиться к карнавалу. Но какой карнавал без яркого конфетти! Что это такое?
КОНФЕТТИ – словарная работа.
– Приготовьте задание 2. Что вы видите? Что такое точка? Она является геометрической фигурой? Сколько точек вы видите? Какие геометрические фигуры можно построить используя все геометрические фигуры?

– Соедините точки с помощью карандаша и линейки, чтобы получилась геометрическая фигура.

– Какая фигуры у вас получились?

– А какие задания вы можете предложить своим товарищам с этой фигурой?
– Что такое периметр?
(Что находили в первом задании? Как будет называться длина замкнутой ломаной линии?
– Так что же такое периметр?
– Что нужно сделать, чтобы узнать периметр? Измерьте стороны, запишите длины, найдите периметр.

– Поменяйтесь с товарищем тетрадкой, проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте  +
– Кто запишет на доске?
– В каких других единицах измерения длины можно выразить полученный результат?  (в дм и см)

Выполняют задания
по карточкам

 

 

 

 

Анализируют чертеж, отвечают
на вопросы

8. Закрепление освоенного в практической
работе

Фрагмент 3 мультфильма "Снеговик-почтовик"

Обобщение полученных сведений

– Молодцы! И наш снеговик добрался и выполнил свою задачу. Спешит обратно с красавицей елкой.
– Но чем будем украшать елку? Чем можно украсить? (Гирляндами из геометрических фигур.)
– Какие вы молодцы!

 

Оценка достижения цели

9. Групповая работа

Закрепление знаний полученных ранее

– Сейчас вам предстоит работа в группах. Приготовьте задание 4, внимательно причитайте задание. Сконструируйте гирлянды выбрав только те фигуры, которые соответствуют заданию вашей группы.
Группа 1 – «Гирлянда состоит из фигур одинакового цвета».
Группа 2 – «Гирлянда состоит из фигур одинакового размера».
Группа 3 – «Гирлянда состоит из фигур одинаковой  формы».

Конструируют гирлянды с помощью полосок бумаги, клея и заранее приготовленных геометрических фигур разного цвета, формы и размера.
Украшают ёлку

10.
Итоги урока. Рефлексия

 

– Устроим карнавал возле елки и создадим эффект фейерверка.
У каждого на парте есть фигуры в форме звезды. Если у вас на уроке все получилось, то Ваша звездочка зеленая, если немного ошибались, желтая, если в пытались, но пока не все получается, то красная.

Звучит песня "Карнавал"
Скажем хором: «С Новым годом!»

Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке

11. Домашнее задание

 

– Ребята, сегодня у вас необычное домашнее задание – творческий проект из геометрических фигур на тему: «Новогоднее приключение».
(Можно предложить выполнить аппликацию, рисунок или поделку на выбор)

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика