Цель урока: создать условия для совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с басней И.А. Крылова и определения нравственного смысла произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: научить понимать нравственный смысл басни, называть особенности басенного текста.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия: извлекать информацию из текста, выделять сущность и особенности объекта, на основе анализа объекта делать вывод, аргументировать свою току зрения; ориентироваться в своей системе знаний, осознавать значение басен И.А. Крылова как части русской национальной культуры.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других в течение всего урока; осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, строить связное высказывание по предложенной теме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к героям басни и оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией; формирование уважительного отношения к иному  мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Технология: технология системно-деятельностного обучения.

Формы работы: групповая, в парах.

Оборудование : учебник «Литературное чтение 3 класс» авт. Л.Ф. Климанова, портрет И.А. Крылова, фото вороны, лисицы, мультипликационный фильм «Ворона и Лисица», компьютер, мультимедийная презентация, электронный толковый словарь (планшеты), карточки с заданиями для работы в группе, карточки «Моё настроение», карточки-солнышки.

 

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Доброе утро! Сегодня у меня чудесное настроение. Вот такое (показ карточки с солнышком)
А у вас какое настроение? Обозначьте его на карточках «Моё настроение»
Замечательно. Мы с хорошим настроением начинаем урок литературного чтения.

2. Речевая разминка

Прочитайте выражение на слайде.
Прочитайте его в медленном темпе.
Прочитайте в быстром темпе.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с восклицательной интонацией

– Как вы понимаете это выражение?

3. Мотивация к учебной деятельности 

– Дети, а как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
– А ещё у нас необычный урок. Вы будете работать в группах. У вас не будет привычных оценок. Вместо них – солнышки. За полный содержательный ответ, активность в группе – лидер команды оценит вас солнышком, которое улыбается. Кто соберёт 5 солнышек и больше получит за урок 5. Не забывайте о правилах работы в группе.
– Посмотрите внимательно на нашу «лесенку» и скажите, с какой ступеньки мы начнём работу? (Со ступеньки Мы уже знаем…)
– А что вы уже знаете?

4.  Проверка домашнего задания

Чтение басни наизусть детьми (работа в парах)
– Повернитесь друг к другу и проверьте домашнее задание в парах.
– Кто рассказал басню без ошибок, выразительно – подарите тому солнышко.
– Кто ошибся, когда рассказывал басню, или рассказал невыразительно – солнышко на облачке.
– А кто не выполнил домашнее задание – тому грустное солнышко. И задание выполнить к следующему уроку.
– Молодцы, я очень рада, что вы все выполнили домашнее задание и получили заслуженную награду.
– Назовите героев басни, которую учили дома.
– Какие недостатки людей высмеивает автор?
– Какова мораль басни?
– Чему научила вас эта басня?

5. Актуализация знаний

– Кто автор басни, которую вы читали наизусть?
– Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?
Да, верно. И.А. Крылов боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье, и высмеивал их в своих баснях.
– Ребята, напомните, что такое басня?

6. Открытие новых знаний

– Поднимаемся на следующую ступеньку. Прочитайте. (Мы хотим узнать и научиться…)
– Что вы хотите узнать?

1) Подготовка к восприятию текста

– Давайте познакомимся ещё с одной басней Крылова. Но чтобы узнать, как она называется, вам придётся выполнить одно задание

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.

Два ученика собирают рассыпавшиеся слова из слогов: Ли ро ца Во и си на (Ворона и Лисица)

– Давайте вместе прочитаем название басни.
– Что же мы хотим узнать?
– Чему хотим научиться?
– Конечно, нетрудно догадаться о ком пойдёт речь в этой басне. О ком же?
– Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово ворона, лисица?
– А какой секрет спрятал «дедушка Крылов» в словах лисица и ворона?
– Почему они написаны с большой буквы?
– Предположите, какие события могут произойти с нашими героями?
– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем, когда посмотрим мультфильм и послушаем басню в исполнении мастера художественного слова.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Подумайте, для чего автор написал именно такую басню, чему хотел нас научить?

2) Самостоятельное чтение басни

– Прочитайте самостоятельно басню. Отмечайте непонятные для вас выражения.

3) Чтение басни хорошо читающими учащимися вслух

4) Словарная работа.

– Какие непонятные слова вам встретились?
– Давайте их объясним. У каждой группы обозначены слова, найдите их толкование, используйте электронный толковый словарь.
– Проверка.

– Подберите синонимы к слову взгромоздиться. Замените слово «взгромоздясь» любым из данных слов и прочитайте, что у вас получилось.
– Как вы думаете, почему же Крылов, остановился именно на этом слове?
(Слово «взгромоздясь» позволяет нам увидеть неуклюжесть птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра.)

7. Физкультминутка

8. Анализ басни (по группам)

5) Работа с крылатыми выражениями.

– Замените словосочетания крылатыми выражениями из басни.

6) Работа над образами героев и моралью  басни

Выполните задание 4.

Проверка.
Читают задания карточки и отвечают.

1 группа

– Прочитайте, какие глаголы использует И.А. Крылов, описывая действия Вороны?
– Какими качествами обладает Ворона?
– Что подчеркнул Крылов, используя выражение «Бог послал»?
– Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых речей Лисицы?
– Можно ли Ворону назвать красивой птицей?
– Вы слышали голос вороны?
– Какой он?
– Можно сказать, что она поёт?
– А что говорила Лисица про её голос?
– Как автор относится к Вороне?
– Что бы вы посоветовали Вороне?

2 группа

– Каким метким слово называет Крылов Лисицу?
– Что означает это слово? Прочитайте в словаре.
– Как разговаривает Лисица с Вороной? Прочитайте.
– А почему Лисица так хвалит Ворону?
– Какими качествами вы наделите Лисицу?
– Какие пороки людей осуждаются через образ Лисицы?

3 группа

– Какова роль морали в басне?
– Прочитайте, в каких строках содержится мораль басни.
– О чём предупреждает Крылов своих читателей? В чём главная мысль басни?
– Как автор относится к своим героям?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает И.А. Крылов?
– Какие чувства вызывают у вас герои басни?

9. Работа с пословицами

– Соберите пословицы. Прочитайте. (У каждой группы деформированная пословица.)
– Объясните, как вы понимаете её смысл.
– А какая пословица наиболее подходит к нашей басне?

Проверка:

1 группа – Верь очам своим, а не речам. (Ворона должна знать и понимать, что она некрасивая. Нужно верить своим глазам, а не льстивым обманчивым речам)
2 группа – На языке – медок, а на сердце – ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и думала, как выманить сыр)
3 группа – Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи.(Человеку приятно, когда его хвалят, и этим пользуются хитрые люди в своих интересах)

10. Рефлексия

– Вот мы добрались до последней ступеньки (Теперь мы уже знаем и умеем…)

Продолжите предложения:

На уроке я узнал (узнала) …
Мне было интересно…
Больше всего мне запомнилось …
Урок дал мне для жизни…

11. Итог урока

– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Читали, думали, размышляли, делали выводы, высказывали своё мнение, высказывали мысли. Спасибо вам за урок.
И, знаете, у меня по-прежнему прекрасное настроение.
А у вас? (Отмечают настроение на карточках)

12. Домашнее задание

Запишите дом задание (по выбору):
– выразит. читать басню,
– выучить,
– составить диафильм к басне.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru