Цели урока:

Предметные:

Формировать умение самостоятельно добывать знания.

Расширить и закрепить представления о многообразии деревьев на школьном участке.

Познакомить детей с характерными особенностями деревьев, рассказать детям об удивительных фактах о деревьях.

Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о деревьях школьного двора.

Метапредметные:

Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.

Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга, работать в команде).

Развивать умение логически верно выражать свои мысли.

Развивать зрительную и слуховую память, наблюдательность, познавательный интерес, навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивать навыки классификации, умения пользоваться условными обозначениями.

Развивать мышление, речь, мелкие мышцы пальцев рук.

Развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы.

Личностные:

Продолжить воспитание бережного отношения к растениям своего двора, своей улицы, пришкольного участка.

Воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность.

Предварительная работа: на школьном участке подписываются деревья, на каждое дерево наклеивается кусочек пластилина.

Оборудование: деревья на школьном участке, пластилин, маршрутные листы, контейнеры.

 

ХОД УРОКА

 

I. Оргмомент

Дети строятся во дворе школы.

II. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы с вами будем исследовать пришкольный участок. Значит вы будете кто?
Ответы детей (исследователи).
– Какие учебные задачи поставим перед собой?
Ответы детей.
Дети под руководством учителя делятся на команды.
– Сейчас каждая команда выберет капитана и придумает название своей команды.
– Каждой команде я выдам маршрутный лист с названиями деревьев. Вам надо бдет отыскать на школьном участке эти деревья. На каждом дереве вы найдёте кусочек пластилина, отщипнёте от него кусочек и приклеите на свой маршрутный лист напротив названия дерева. Внимательно рассмотрите кору, листья дерева, сорвёте один листочек с дерева и положите его в контейнер.
После того, как вы всё выполните, ваша команда возвращается на площадку перед школой.

Маршрутный лист

АМЕРИКАНСКИЙ КЛЁН

                 

ГРУША

 

ОСИНА

 

ТУЯ

 

ЧУБУШНИК

 

КАНАДСКИЙ КЛЁН

 

ВЯЗ

 

АКАЦИЯ ЖЁЛТАЯ

 

ЛИПА

 

ИВА

 

СИРЕНЬ

 

БЕРЁЗА

 

ТОПОЛЬ

 

БЕРЕСКЛЕТ

 

РЯБИНА

 

ЯБЛОНЯ

 

III. Работа по теме урока

Команды ищут деревья по маршрутному листу, внимательно рассматривают характерные особенности деревьев: форму листьев, рисунок коры.
После того, как все команды прошли по маршрутному листу и собрали листья с деревьев, учитель проверяет правильность заполнения маршрутного листа и рассказывает интересные факты о каждом дереве.

Американский клен можно встретить почти везде. С позиции силы клен проиграл в борьбе за свободное пространство другим лесным породам: елке, березе... И не смог создать свое кленовое царство. Но прекрасно "научился" отыскивать незанятые места под солнцем, чтобы закрепиться на них в виде символических "крепостей". По два-три дерева в куртинке – крепости в бескрайних темнохвойных или березовых насаждениях, чтобы не иссякало кленовое разнообразие. И все благодаря особому строению плодов, которые из-за наличия крылатых выростов называют крылатками или двухкрылками.
С позиции аэродинамики «крыло» клена, на котором семечко совершает путешествие: представляет собой несущий винт. Крылатка, падает, и вращаясь вокруг своего центра, описывает винтовую траекторию, как снижающийся с отключенным двигателем вертолет. Набегающие потоки воздуха позволяют ему планировать, гася скорость падения, а значит, отклоняться на значительные пространства от предназначенного места приземления. Семечек-крылаток много. На одном дереве их сотни. Какому-то да повезет. Приземлится там, где место не занято, и через какой-то десяток лет на этом месте появится очередное кленовое дерево.

Груша. Плоды груши содержат вещества, близкие по действию к противогрибковым и антибиотическим средствам. Поэтому гастроэнтерологи рекомендуют грушу употреблять отдельно от других приёмов пищи – так она избавляет кишечник человека от вредных микроорганизмов и улучшает пищеварение. Удивительно, но мягкая, сочная и сладкая груша помогает сделать зубы более крепкими. Всё дело в микроэлементах. Груша содержит природный кальций и фосфор, которые, действуя совместно, укрепляют зубную эмаль. Древесина груши очень прочна. Поэтому из неё делают мебель и музыкальные инструменты, которые сохраняют свой внешний вид на века. Издавна из древесины груши делают линейки для архитекторов и инженеров, так как они не подвержены деформациям. Сейчас из груши изготавливают кухонные приборы, тарелки и кружки. Что интересно, их спокойно можно мыть в посудомоечной машине.

Осина служит для получения жёлтой и зелёной краски. Древесина идёт на постройку домов, используется как кровельный материал (в русском деревянном зодчестве дощечками из осины покрывали купола церквей), при производстве целлюлозы, фанеры, спичек, тары и прочее.
Туя вечнозеленые хвойное растение, с плотной корой, хорошо переносит холод. Древесина туи содержит эфирные масла, полезные для дыхательной системы и придают растению приятный аромат.

Чубушник. Русское название «чубушник» связано с тем, что в далекие времена полые побеги этого кустарника использовались для изготовления чубуков курительных трубок. Чубушник очень красиво цветёт, его часто путают с жасмином.

Канадский клён изображён на государственном флаге Канады. Этот клён – отличный медонос. Для пчёл ранней весной клёны являются важными источниками пыльцы и нектара. Канадский клён используются для получения кленового сиропа и сахара. У кленового сахара свой вкус, и многие предпочитают его свекловичному и иным видам сахара.

Вяз. Наши предки широко использовали вяз в бытовых целях. Вяз применялся для изготовления лыж, саней и санок. Гибкость породы позволяла выгибать самые причудливые формы, а прочность древесины позволяла служить изделиям длительное время. Кора американского вяза применяется в медицинских целях.

Акация жёлтая отличается высокими медоносными свойствами. Корневая система акации проникает в глубину до 2,5 м, поэтому ее высаживают для закрепления почвы склонов и оврагов, используют в лесозащитных полосах и полезащитных насаждениях.

Липа идёт в России главным образом на лыко, служащее для изготовления мочала, циновок, рогожи, а также на лапти. Липа давно и широко используется в резьбе по дереву, поскольку обладает чистой белой древесиной и легко режется. В царские времена из липы мошенники вырезали копии царских (княжеских) печатей (отсюда и выражение – «липовая печать», или просто «липа» — подделка). Липа – важнейший медонос. Липовый мёд считается одним из лучших сортов.

Ива. Кору ивы и прутья некоторых кустарниковых ив используют для изготовления плетёных изделий (корзин, мебели, посуды и прочего).

Сирень. Все виды сирени отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах. Из ее побегов раньше изготовляли свирели и трубки для курения. Растение находит также применение и в народной медицине. Сирень обеззараживает воздух, поэтому её обычно сажают под окном.

Берёза. С давних лет берёза была образом России. Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти. Тяжёлая плотная берёзовая древесина используется для изготовления лыж, высококачественной фанеры, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста? (допустимы оба варианта написания и произношения). Издавна берёста применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, туесков, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Тополь. Тополиные листья активно поглощают углекислый газ и, нейтрализуя вредные химические соединения, выделяют в 2 и 3 раза больше кислорода, чем дуб и липа.

Бересклет. Для человека плоды бересклета несъедобны, но их охотно склевывают птицы, чем и способствуют распространению растений.

Рябина. Название рябины имеет весьма простое происхождение: от слова «рябь» (по В.И. Далю — крапинка, веснушка). Действительно, в лесу плоды рябины заметны издали. И их вкрапления значительно украшают лес. Древесина рябины твердая и упругая, при этом хорошо поддается обработке. С давних времен из рябины изготавливали веретена и посохи. В рябине много витаминов, поэтому её ягоды широко используются в народной медицине для борьбы с вирусными инфекциями и упадком сил.

Яблоня. Во многих наших сказках присутствуют молодильные яблоки и не зря: такого количества полезных веществ и такого разнообразия сортов мало какой фрукт может предложить. Спелое сочное яблоко содержит в себе железо, повышающее уровень гемоглобина в крови, соли калия и магния, необходимые для нормальной работы сердечной мышцы, медь, марганец и другие микроэлементы. В семечках одного яблока содержится дневная норма йода, столь нужного для работы щитовидной железы. Интересные факты о яблоках касаются их состава. Так, четверть их массы – это воздух. Именно поэтому яблоки не тонут в воде.

IV. Рефлексия

Игра «Покажи мне…»

– Выложите из контейнера ваши листочки и разложите их перед командой в ряд. Я вас буду просить показать лист с дерева, а вы, посовещавшись в команде, должны будете его поднять.

Загадки о деревьях.

– Послушайте загадки о деревьях. Отвечайте только после того, как посовещаетесь в команде.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Берёза

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
Ива

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Липа

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят.
Осины

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Рябина

То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
Тополь

Игра «Разложи по местам»

На школьном дворе чертится игровое поле для каждой команды.

 

1

2

3

4

А

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

В

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

– Ребята, сейчас я вам буду назвать адрес квадрата, в который ваша команда должна будет определить лист. Например, положите лист рябины в квадрат Г4.
Первое задание школьники выполняют вместе с учителем.

V. Подведение итогов урока

– Понравился вам наш сегодняшний урок?
– Что вы сегодня делали?
– Мне было приятно наблюдать, как вы дружно работали в командах. У нас сегодня нет победителей и проигравших, т.к. вы все сегодня познакомились с деревьями, узнали много интересных фактах о них, активно работали в командах!

VI. Организованный конец

– Команды соберите листочки в контейнер. Мы их высушим и сделаем гербарий.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика